Сущность единого налога на вмененный доход и его место в налоговой системе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 08:05, доклад

Описание работы

Важнейшим условием обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, возврата в страну вывезенных капиталов, а также повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов является осуществляемая в стране налоговая реформа, связанная с совершенствованием действующего законодательства о налогах и сборах.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ3.docx

— 126.77 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Сущность единого налога на вмененный  доход

и его место в налоговой системе  России

1.1.понятие,  экономическая сущность и Особенности

  енвд для отдельных видов деятельности

индивидуального предпринимателя

     Важнейшим условием обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, возврата в страну вывезенных капиталов, а также повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов является осуществляемая в стране налоговая реформа, связанная с совершенствованием действующего законодательства о налогах и сборах. Основными задачами реформирования российской налоговой системы являются:

  • снижение налогового бремени на налогоплательщиков, путем снижения налоговых ставок, объектов обложения и налоговых баз, изменения порядка исчисления и уплаты налогов;
  • обеспечение соблюдения принципа справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех хозяйствующих субъектов, отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на предпринимательскую деятельность налогов и сборов, исключение из механизмов применения конкретных налогов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;
  • упрощение налоговой системы путем:
    • установления исчерпывающего перечня налогов и сборов при одновременном сокращении их числа;
    • минимизации налогов и сборов, имеющих целевую направленность;
    • максимальной унификации действующих режимов налогообложения;
    • достижение оптимальной комбинации между динамичностью и стабильностью налоговой системы, что позволит налогоплательщикам осуществлять планирование налоговых платежей в текущем периоде и на длительную перспективу;
    • повышение качества и эффективности налогового администрирования, в результате чего возрастает уровень собираемости налогов и сборов.

     Действующей  налоговой системой Российской  Федерации установлены общие  и специальные режимы налогообложения.  Если общий режим обложения  может применяться ко всем налогоплательщикам, то специальные налоговые режимы действуют в отношении отдельных групп хозяйствующих субъектов. В соответствии с действующим законодательством специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и применяемыми в соответствии с ним федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.

     Из этого  определения следуют четыре важнейшие  особенности специальных налоговых режимов. Во-первых, локальный характер режимов, поскольку специальные налоговые режимы устанавливаются для отдельных групп плательщиков. Поэтому при установлении специальных налоговых режимов возникает сложная методологическая проблема выбора критериев для включения налогоплательщиков в группу, имеющую право на их применение. Чем большее число плательщиков может применять специальный режим, тем в меньшей степени он должен отличаться от общего режима. И наоборот, чем более существенны отличия между общим и специальным режимом, чем существеннее льготы у последнего, тем более строгими должны быть критерии, ограничивающие перечень и численность хозяйствующих субъектов, включенных в состав плательщиков специального режима.

     Во-вторых, специальные  налоговые режимы устанавливаются  и действуют в течение определенного  периода времени. Важно правильно  определить моменты времени, когда  на такой режим должны быть  переведены конкретные категории  налогоплательщиков и, когда действие  специального налогового режима  для них должно быть прекращено. Налоги составляют общее условие  хозяйствования и не могут  быть инструментом оперативного управления. Эффективность дискреционной фискальной политики в части налогов не слишком высока в силу временных запаздываний, объективно существующих между возникновением проблемы и ее осознанием, между осознанием и принятием решения, между решением и его результатом.

     В-третьих,  элементы налогообложения определяются  в порядке установленном НК РФ, то есть, чтобы специальный налоговый режим был установлен, законом должны быть определены следующие элементы:

    1. налогоплательщики (ст. 346.28 НК РФ);
    2. объект налогообложения (ст. 346.29 НК РФ);
    3. налоговая база (ст. 346.29 НК РФ);
    4. налоговый период (ст. 346.30 НК РФ);
    5. налоговая ставка (ст. 346.31 НК РФ);
    6. порядок и сроки уплаты налога (ст. 346.32 НК РФ)
    7. порядок зачисления сумм (ст. 346.33 НК РФ).

     В-четвертых,  несмотря на то, что специальные  налоговые режимы являются по  своей сути льготными налоговыми режимами, их элементом обложения могут быть дополнительные налоговые льготы, которые также определяются в соответствии с НК РФ.

     Специальные  налоговые режимы отличаются  от общего режима налогообложения  тем, что они, являясь активным  действенным инструментом государственной  фискальной политики, позволяют налогам и налоговой системе страны в целом реализовать свою регулирующую функцию.

     К специальным  налоговым режимам относятся:

  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных
  • товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

     Все специальные  налоговые режимы выступают нерыночными  инструментами регулирования экономики, т.к. направлены на создание более выгодных экономических условий ведения предпринимательской деятельности для определенного круга хозяйствующих субъектов.     

     Поэтому введение  специальных налоговых режимов  должно быть обоснованным, а для  этого должна быть точно определена  цель применения налогового режима.

     Специальный  налоговый режим, получивший название  системы налогообложения в виде  единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности, относится к субъектным налоговым режимам, поскольку установлен для определенной группы плательщиков. Он применяется с целью стимулирования развития малого предпринимательства. В странах с рыночной экономикой, где малый бизнес производит существенную часть ВВП часто устанавливается налоговый режим в форме вмененного налога. Как правило, вмененный налог устанавливают относительно низким, чтобы уменьшить его возможное неблагоприятное влияние на экономическую активность организаций и предпринимателей с низкой фактической доходностью. Таким образом, специальный налоговый режим выполняет не только фискальную функцию, но и регулирующую, сочетав в себе две важнейшие налоговые функции.

     Особое внимание  заслуживает объект обложения  единым налогом, представляющий  собой вмененный (потенциальный,  предполагаемый) доход хозяйствующих  субъектов в отдельных непроизводственных  сферах деятельности, который рассчитывается  на основе ряда показателей (таких, как базовый уровень доходности и корректирующие коэффициенты).

     Центральное  место в этом специальном налоговом  режиме отведено единому налогу  на вмененный доход. Имеющиеся  методические особенности его  взимания принципиально отличают его от большинства налогов, входящих в налоговую систему страны.

     Первая особенность  заключается в том, что сумма  этого прямого налога не зависит  от фактических результатов финансово-хозяйственной  деятельности плательщиков, т.е.  налоговая база и сумма налога  могут исчисляться еще до начала  налогового периода.    

     Срок уплаты  налога, а не авансовых платежей, может устанавливаться также  до начала налогового периода. Эта особенность проявляется еще в том, что правовой основой его взимания не предусмотрена корректировка суммы налога, исходя из фактически полученного дохода, в чем содержится опасность нарушения важнейшего принципа налогообложения, который определяет, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

    Второе отличие  состоит в том, что налог  уплачивается в твердой сумме  прямо пропорциональной фактической величине объемных показателей (измеренных в натуральных или трудовых единицах), адекватно отражающих размер производства и реализации товаров (работ, услуг) по тем видам деятельности, которые облагаются налогом. Это связано с тем, что объектом обложения единым налогом на вмененный доход является расчетная величина потенциально возможного к получению облагаемого дохода налогоплательщика от осуществления им предпринимательской деятельности.Размер дохода определяется государством, зависит от потенциальных возможностей налогоплательщика, связанных, как правило, с владением имуществом или применением трудовых ресурсов.

     Налоговая  база для каждого плательщика  определяется не по данным  бухгалтерского учета, а на основе определенной расчетным путем доходности различных видов предпринимательской деятельности в соответствующих условиях места (региона) и времени.   

     Расчет вмененного (потенциального) дохода связан с  установленным перечнем показателей, измеренных в натуральных или трудовых единицах измерения и отражающих размер деятельности плательщика.

     Вмененный  доход корректируется с помощью  коэффициентов, позволяющих учесть  действие широкого спектра факторов, влияющих на его величину. Для  получения значений величины вмененного дохода и коэффициентов могут использоваться данные статистических обследований, информация, полученная налоговыми органами при проведении контрольных мероприятий, а также сведения и результаты оценок независимых организаций.

     Основной проблемой  применения данного налогового  режима выступает определение величины вмененного налога. В случае завышения сумм вмененного дохода взимание налога может привести к прекращению предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами, а низкие суммы налога приводят к потерям для бюджета.   

     Поэтому ключевая  проблема применения ЕНВД - это  определение его оптимальной  величины с учетом интересов  налогоплательщиков и государства.

     Правильно  выбранная методика исчисления  налога является гарантией повышения  качества налогового администрирования  и его эффективности, поскольку  основным объектом контроля выступает  не фактически полученный доход,  размер которого практически не поддается проверке. Этот налоговый режим позволяет организовать результативную проверку, обеспечивающую получение достоверных данных о величине показателей, от которых прямо пропорционально зависит размер потенциального дохода. В этом заключается вторая особенность системы обложения в виде единого налога на вмененный доход от отдельных видов деятельности.

     Третья отличительная  особенность состоит в том,  что налоговый режим имеет  сплошной характер, т.е. является  обязательным к применению всеми  без исключения налогоплательщиками,  осуществляющими предпринимательскую  деятельность в определенных сферах. Поэтому ни один налогоплательщик не может по своему желанию отказаться от его применения.

     Четвертое  отличие этого режима позволяет  государству упростить систему  налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства. Единым налогом заменяется совокупность налоговых платежей, исчисляемых и уплачиваемых при общем режиме налогообложения, что должно упрощать работу финансовых и бухгалтерских служб хозяйствующих субъектов и позволить им снизить затраты различных ресурсов на организацию и ведение учета.

     Особенностью  данного налогового режима может  быть отсутствие льгот, которые  в налогообложении выступают  в качестве важнейшего, если не  основного инструмента выполнения  налогами регулирующей функции.  Нельзя не согласиться с мнением  И. Горского, который полагает, что  льготы как элемент налога  «как раз и устанавливаются  вопреки логике налога, являясь  внешним, случайным вмешательством  в налог, тогда как из самого  налога никак не следуют какие-то  поблажки или исключения. В этом  отношении льгота куда больше говорит о политических пристрастия, профессиональной принадлежности ее автора, чем о налоге». И несмотря на это, льготы были и будут устанавливаться по большинству налогов, хотя они увеличивают затраты на ведение налогового учета и осуществление контрольных мероприятий. Но льготы, нарушая общие условия хозяйствования у различных категорий налогоплательщиков, необходимы для решения не столько экономических, сколько социальных задач, стоящих перед государством. Что же касается ЕНВД, то поскольку это специальный налоговый режим, то он ставит плательщиков в особые условия налогообложения в целом и, таким образом, является льготным по своей сути, но не исключает установления дополнительных льгот.

Информация о работе Сущность единого налога на вмененный доход и его место в налоговой системе России