Цель работы заключается в том,
чтобы рассмотреть основы налогообложения
юридических лиц в соответствии
с требованиями законодательства РФ
на современном этапе.
В соответствии с поставленной целью
в работе будут решены следующие
задачи:
- рассмотреть теоретические основы налогообложения юридических лиц в соответствии с требованиями законодательства РФ на современном этапе.
- провести анализ налогов, взимаемых с юридических лиц в 2006-2008 гг.
- рассмотреть актуальные проблемы налогообложения юридических лиц и пути их решения.
Структурно работа состоит из введения,
трех глав, заключения, списка использованной
литературы.
Теоретическую и методологическую
основу исследований составляют труды
ученых- экономистов в области отечественной
и зарубежной теории и практики налогообложения
юридических лиц, постановления Правительства
РФ. Использовались нормативно-правовые
документы и научно-практическая информация
по теме исследования.
Глава 1. Теоретические основы налогообложения
юридических лиц
1.1 Сущность, функции и принципы
налогообложения юридических лиц
Латинское слово princepium переводится
как "основа", "первоначало".
Принципы налогообложения - это базовые
идеи и положения, определяющие главные
направления государственной политики
в сфере налоговой (финансовой) деятельности
и закрепленные нормами права. Впервые
принципы налогообложения были сформулированы
А. Смитом. Английский политэконом выделил,
в частности, принципы справедливости,
определенности, удобства плательщика
при уплате налога и др. Эти принципы сохранили
свою актуальность до настоящего времени.
Формирование и эволюция принципов
налогообложения прошли ряд этапов.
В процессе развития практики налогообложения,
исчисляемой многими столетиями, появляются
практические знания об этом процессе,
мысли и соображения, которые затем обрабатываются
учеными-экономистами, философами, правоведами,
приобретая форму научных положений и
правил. Данные положения и правила закрепляются
законодателем в виде правовых норм, которые,
пройдя апробацию временем, превращаются
в "руководящие идеи", в экономические
и политико-правовые аксиомы, призванные,
в свою очередь, направлять деятельность
законодателей, налоговых органов и действия
налогоплательщиков в сфере налогообложения.
Конституция РФ (ч. 3 ст. 75) предусматривает
установление общих принципов налогообложения
и создает для этого достаточно
широкую основу из положений об обязанности
каждого уплачивать законно установленные
налоги, о равенстве прав и свобод
гражданина и человека, единстве экономического
пространства, признании и защите
государством всех форм собственности
и т.д. Например, принцип всеобщности
налогообложения вытекает из конституционного
положения, нашедшего отражение
в ст. 57 Конституции РФ, которая
обязывает каждого уплачивать законно
установленные налоги. Поэтому принципы
налогообложения содержат наиболее
общие конституционные начала и
в то же время развивают эти
начала, наделяя их конкретным смыслом
и содержанием.
Принципы налогообложения не просто
отражают правильное понимание практики
налогообложения, но, что особенно существенно,
фиксируют представление о долженствующем.
Принципы налогообложения существенны
для налоговой системы, определяя ее конфигурацию
и содержание. При формировании налогового
права законодатель обязан учитывать
принципы налогообложения. Они должны
быть, с одной стороны, сформулированы
как нормы - принципы, а с другой - "растворены"
в налоговом праве как подотрасли финансового
права. Принципы налогообложения придают
качественную определенность налоговому
праву, составляют, по Монтескье, его "дух".
Представляется, что с учетом опыта налогообложения
большинства стран мира, а также достижений
зарубежной и отечественной финансовой
и финансово-правовой науки практика налогообложения
может базироваться на следующих принципах:
справедливости, законности, всеобщности,
налоговой платежеспособности, юридического
равенства налогоплательщиков, определенности,
удобства налогоплательщика при уплате
налога, стабильности законодательства
и др.
Принципы налогообложения в
Российской Федерации установлены
в ст. 3 НК РФ.
Итак, законом закреплены следующие
основные начала законодательства о
налогах и сборах:
1) законность. Ни на кого не
может быть возложена обязанность
уплачивать налоги и сборы,
а также иные взносы и платежи,
обладающие установленными НК
РФ признаками налогов или
сборов, не предусмотренные НК
РФ либо установленные в ином
порядке, чем это определено
НК РФ;
2) принцип определенности, ясности
и недвусмысленности правовой
нормы, который тесно связан
с принципом законности. В соответствии
с этим принципом при установлении
налогов и сборов на высоте
должна оставаться законодательная
техника. Так как налоговое
законодательство направлено не
только и не столько на специалистов
в области налогообложения, а
в большей степени на граждан
и организации, которые не являются
профессионалами в области налогов,
налоговая норма должна излагаться
простым и понятным языком. В соответствии
же с постановлением Конституционного
Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П "По делу
о проверке конституционности отдельных
положений Закона РСФСР "О Государственной
налоговой службе РСФСР" и Законов Российской
Федерации "Об основах налоговой системы
в Российской Федерации" и "О федеральных
органах налоговой полиции" неопределенность
правового содержания законодательной
нормы противоречит общеправовым принципам
юридической ответственности. Между тем
критерий определенности правовой нормы
как конституционное требование к законодателю
был сформулирован в постановлении Конституционного
Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 3-П "По делу
о проверке конституционности частей
первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса
РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н.
Ситаловой". Общеправовой критерий
определенности, ясности, недвусмысленности
правовой нормы вытекает из конституционного
принципа равенства всех перед законом
и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), поскольку
такое равенство может быть обеспечено
лишь при условии единообразного понимания
и толкования нормы всеми правоприменителями.
Неопределенность содержания правовой
нормы, напротив, допускает возможность
неограниченного усмотрения в процессе
правоприменения и неизбежно ведет к произволу,
а значит - к нарушению принципов равенства,
а также верховенства закона;
3) принцип обязательности уплаты
налогов и сборов. В соответствии
с этим принципом каждое лицо
должно уплачивать законно установленные
налоги и сборы. Законодательство
о налогах и сборах основывается
на признании всеобщности и
равенства налогообложения. При
установлении налогов учитывается
фактическая способность налогоплательщика
к уплате налога;
4) принцип недискриминационного
характера налогов и сборов - налоги
и сборы не могут различно
применяться исходя из социальных,
расовых, национальных, религиозных
и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать
дифференцированные ставки налогов
и сборов, налоговые льготы в
зависимости от формы собственности,
гражданства физических лиц или
места происхождения капитала;
5) принцип экономической обоснованности.
Налоги и сборы должны иметь
экономическое основание и не
могут быть произвольными. Недопустимы
налоги и сборы, препятствующие
реализации гражданами своих
конституционных прав. Не допускается
устанавливать налоги и сборы, нарушающие
единое экономическое пространство Российской
Федерации и, в частности, прямо или косвенно
ограничивающие свободное перемещение
в пределах территории Российской Федерации
товаров (работ, услуг) или финансовых
средств, либо иначе ограничивать или
создавать препятствия не запрещенной
законом экономической деятельности физических
лиц и организаций;
6) принцип установления всех
элементов налогообложения. При
установлении налогов должны
быть определены все элементы
налогообложения. Акты законодательства
о налогах и сборах должны
быть сформулированы таким образом,
чтобы каждый точно знал, какие
налоги (сборы), когда и в каком
порядке он должен платить;
7) обеспечение единого экономического
пространства Российской Федерации.
Конституционный принцип единства
экономического пространства, свободного
перемещения товаров, услуг и
финансовых средств, поддержки
конкуренции, свободы экономической
деятельности установлен ч. 1 ст.
8 Конституции РФ. Таким образом,
установление налогов, препятствующих
развитию единого экономического
пространства путем, например
ограничения объема перемещаемых
из одного субъекта Федерации
в другой товаров либо взимания
налогов с налогоплательщиков
иных регионов, является незаконным;
8) все неустранимые сомнения, противоречия
и неясности актов законодательства
о налогах и сборах толкуются
в пользу налогоплательщика (плательщика
сборов). В связи с этим при
рассмотрении налоговых споров,
основанных на различном толковании
налоговыми органами и налогоплательщиками
норм законодательства о налогах
и сборах судам необходимо
оценивать определенность соответствующей
нормы.
1.2. Федеральные налоги, уплачиваемые
юр лицами
Федеральными налогами и сборами
признаются налоги и сборы, которые
установлены НК РФ и обязательны
к уплате на всей территории Российской
Федерации, если иное не предусмотрено
законом.
К федеральным налогам и сборам
относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических
лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных
ископаемых;
7) налог на наследование или
дарение;
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами
животного мира и за пользование
объектами водных биологических
ресурсов;
10) государственная пошлина.
1.3. Направления развития системы
налогообложения юридических лиц
Среди основных направлений, по которым
предполагается развить налоговую
политику в среднесрочной перспективе,
выделены следующие направления:
1. Контроль за трансфертным ценообразованием.
Необходимость усиления контроля со стороны
государства вызвана применением схем
по минимизации налогов с корпораций путем
манипулирования ценами сделок в операциях
между связанными или контролируемыми
лицами, используя регистрацию одной из
сторон сделки в юрисдикции с пониженным
налогообложением, применением специальных
налоговых режимов, наличие убытков по
данным налогового учета, незаконную ликвидацию
предприятия - налогоплательщика. С целью
решения задач по контролю будут изменены
ст.ст. 20, 40 НК РФ путем введения в законодательство:
- порядка определения долей
прямого и косвенного участия
организации для определения
взаимозависимости лиц;
- открытого расширенного перечня
взаимозависимых лиц по сравнению
с действующей редакции;
- института предварительных соглашений
о ценообразовании между организациями,
заключающими сделку, и налоговыми
органами;
- уточненные критерии идентичности
и сопоставимости товаров (работ,
услуг), условий сопоставимости.
- Налогообложение дивидендов в целях создания благоприятного инвестиционного климата производить по 0 ставке по налогу на прибыль, если они получены российской организацией от организации, в которой доля участия не менее 50% и в абсолютном выражении не менее 500 млн. руб.
- Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний – предполагается ввести в обязанность для российских компаний указывать в налоговых декларациях все свои аффилированные компании, а также сведения о его доли в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании.
- Введение в налоговое законодательство понятия резидентства юридических лиц на основе критерия "места управления", "резидентства участников юридического лица, владеющих в нем контрольным пакетом"
- Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль.
- Совершенствование налога на добавленную стоимость путем: введения системы регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС-создание отдельной системы регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС, в рамках которой лицам будут присваиваться отдельные идентификационные номера налогоплательщиков НДС, в обязательном порядке указываемые на счете-фактуре.
- Индексация ставок акцизов.
- Совершенствование налогообложения организаций при совершении операций с ценными бумагами путем:
- уточнения порядка определения
рыночной цены ценной бумаги
в случае ее реализации (предполагается
для установления рыночной цены,
в случае отсутствия информации
о рыночной цене у организаторов
торговли на рынке ЦБ на
дату совершения сделки, использовать
информацию о торгах, проведенных
в течение 30дней вместо 12 месяцев;
- признание рыночной цены по
месту продажи или по месту
приобретения ЦБ при совершении
операции через международные
электронные системы;
- в целях создания условий
для финансирования и (или)
рефинансирования финансовых активов
юридических лиц с помощью
специализированных финансовых
обществ рассматривается вопрос
о возможности признания в
налоговых целях убытка от
переуступки прав требования
долга по кредитам, а также
возможности признания доходов
(убытков) от реализации прав
требования в момент наступления
предусмотренного договором, права
из которого уступаются, срока
платежа;
- введение специальных норм
в налоговое законодательство
по ипотечным ценным бумагам
и закладным;
- совершенствование операций с
финансовыми инструментами срочных
сделок как наименее урегулированных
вопросов в налоговом законодательстве.
Глава 2. Анализ налогов, взимаемых
с юридических лиц за 2006-2008 гг.
2.1 Анализ федеральных налогов,
взимаемых с юридических лиц
за 2006-2008 гг.
В 1-й главе были указаны федеральные
налоги и сборы, взимаемых с юридических
лиц. Рассмотрим подробнее некоторые из
них.
Налог на добавленную
стоимость (НДС). Правовыми основами уплаты
налога на добавленную стоимость являются
положения гл. 21 НК РФ и методические рекомендации
по применению гл. 21 НК РФ "Налог на добавленную
стоимость" НК РФ, утв. приказом МНС
РФ от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447 (с изменениями).
Налог представляет собой форму изъятия
в бюджет части добавленной стоимости,
создаваемой на всех стадиях производства
и определяемой как разница между стоимостью
реализованных товаров, работ и услуг
и стоимостью материальных затрат, отнесенных
на издержки производства и обращения.
НДС - косвенный налог, т.е. надбавка к цене
товара.
Плательщиками НДС в
соответствии со ст. 143 НК РФ являются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.