Транспортный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении транспортного налога и определении путей ее совершенствования.
Сформулированная цель конкретизируется в ряде следующих основных задач:
- раскрыть историю транспортного налога;
- рассмотреть механизм исчисления и уплаты транспортного налога

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 62.42 Кб (Скачать файл)

По общему правилу налоговый  период может состоять из одного или  нескольких отчетных периодов (по итогам которых уплачиваются авансовые  платежи). Статьей 360 НК РФ установлено, что налоговым периодом по транспортному  налогу признается календарный год, а отчетными периодами для  налогоплательщиков – организаций  признаются первый, второй и третий квартал. В пункте 3 статьи 360 НК РФ указано, что при установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов  Российской Федерации вправе не устанавливать  отчетные периоды. Пунктом 6 статьи 363 НК РФ законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации  дано право при установлении налога предусматривать для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Налоговые ставки установлены  статьей 361 НК РФ в рублях, в зависимости  от категории транспортного средства (вида транспортного средства), мощности двигателя на одну лошадиную силу (л.с./кВт), один килограмм силы тяги реактивного двигателя, валовой  вместимости на одну регистрационную  тонну транспортного средства или  единицу транспортного средства. В таблице, представленной ниже, приведены  ставки транспортного налога в отношении  наземных транспортных средств:

Наименование объекта  налогообложения

Налоговая ставка

(в рублях)

Автомобили легковые с  мощностью двигателя (с каждой лошадиной  силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

        

 

          5

7

 

10

 

15

 

30

Мотоциклы и мотороллеры  с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

 

 

2

4

 

10

Автобусы с мощностью  двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

 

 

 

10

20

Грузовые автомобили с  мощностью двигателя (с каждой лошадиной  силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

 

 

5

8

 

10

 

13

 

17

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с  каждой лошадиной силы)

5

Снегоходы, мотосани с мощностью  двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

 

 

5

10


В законах субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена  уплата транспортного налога по ставкам, установленным в НК РФ, при этом допускается уменьшение (увеличение) ставок налога, но не более чем в  пять раз.

Минимальные и максимальные предельные налоговые ставки приведены  в пункте 26 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный  налог» части второй Налогового кодекса  Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС Российской Федерации от 9 апреля 2003 года №БГ-3-21/177. Таким образом, если ставки налога увеличены (уменьшены) более  чем в пять раз, по сравнению с  базовыми ставками, то налогоплательщик должен платить налог по ставке, установленной НК РФ.

Налоговые ставки могут быть введены на территории региона дифференцированно, то есть в отношении отдельных  категорий транспортных средств  может быть принято решение увеличить  или, наоборот, уменьшить величину налоговой  ставки. В Налоговом кодексе не оговорено, чем должен при этом руководствоваться  региональный законодатель.

Кроме того, налоговые ставки могут быть установлены с учетом срока полезного использования  транспортных средств, как в отношении  всех, так и в отношении отдельных  категорий транспортных средств.

Транспортный налог в  соответствии со статьей 362 НК РФ исчисляется  отдельно по каждому автотранспортному  средству, признающемуся объектом налогообложения  в соответствующем налоговом  периоде как произведение соответствующей  налоговой базы и налоговой ставки.

Налогоплательщики - организации  исчисляют сумму налога и сумму  авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате в  бюджет, определяется как разница  между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение  налогового периода. В свою очередь, суммы авансовых платежей исчисляются  по истечении каждого отчетного  периода в размере одной четвертой  произведения соответствующей налоговой  базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, исчисляется  налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими  государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 363 НК РФ установлено, что уплата транспортного налога производится налогоплательщиками  по месту нахождения транспортных средств.

Если транспортное средство находится не по основному месту  регистрации налогоплательщика (например, если организация имеет транспортные средства в своем обособленном подразделении), то налогоплательщик должен зарегистрироваться в налоговом органе по месту нахождения транспортного средства. Согласно статье 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах  соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического  лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества  и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Нередко налогоплательщики  осуществляют регистрацию транспортных средств по месту своего нахождения, но в связи с производственной необходимостью данные транспортные средства направляются для работы в другие города, где осуществляется их постановка на временный учет. В связи с  этим возникает вопрос, необходимо ли уплачивать транспортный налог по месту временной регистрации  транспортных средств.

Ответ на данный вопрос содержится в Письме Минфина Российской Федерации  от 16 июля 2004 года №БГ-03-05-11/103. В Письме, в частности, говорится о том, что налогоплательщики – организации  исчисляют сумму налога самостоятельно и представляют в налоговый орган  по месту нахождения транспортных средств  налоговую декларацию в установленный  срок. Этот же налоговый орган осуществляет контроль уплаты в бюджет транспортного  налога и ведет карточку лицевого счета.

В связи с этим Методическими  рекомендациями установлено, что в  том случае, если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и  получен соответствующий документ, поставлены на временный учет в других органах, осуществляющих государственную  регистрацию транспортных средств, уплата налога по месту их временного нахождения не производится. Таким  образом, организация не должна представлять налоговую декларацию и производить  уплату транспортного налога в налоговом органе по месту временной регистрации транспортных средств.

Также пунктом 1 статьи 363 НК РФ установлено, что уплата налога производится в порядке и в сроки, установленные  законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты для налогоплательщиков – организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ, то есть не ранее 1 февраля  года, следующего за истекшим налоговым  периодом - срока подачи налоговой  декларации.

Налогоплательщики – организации  по окончании налогового периода  согласно статье 363.1 НК РФ должны представить  в налоговый орган по месту  нахождения транспортных средств налоговую  декларацию. Налоговая декларация должна быть представлена не позднее 1 февраля  года, следующего за истекшим налоговым  периодом. Налогоплательщики, уплачивающие авансовые платежи по транспортному  налогу, по истечении каждого отчетного  периода представляют в налоговый  орган по месту нахождения транспортных средств и налоговый расчет по авансовым платежам.

Налоговая декларация по транспортному  налогу (в том числе электронная  версия) для юридических лиц и  порядок ее заполнения утверждаются Минфином РФ в соответствии со статьей 80 НК РФ. Действующая в настоящее  время форма налоговой декларации по транспортному налогу и порядок  ее заполнения утверждены Приказом Минфина  РФ от 13 апреля 2006года № 65н.

 

 

 

 

 

 

 

2  АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВЗИМАНИЯ  ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В РБ

 

2.1 Поступления транспортного  налога за 2009-2011 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Порядок исчисления транспортного налога

Порядок исчисления налога установлен статьей 362 НК РФ.

Налоговым периодом по транспортному  налогу признается календарный год (ст. 360 НК РФ). Для организаций установлены  также отчетные периоды — I, II и III кварталы. По истечении отчетных периодов налогоплательщики должны исчислять  и уплачивать авансовые платежи  по транспортному налогу. Сумма авансового платежа, уплачиваемого по итогам каждого  отчетного периода, определяется следующим  образом: налоговая база умножается на ставку налога и делится на 4.

Законодательные органы субъектов  РФ имеют право не устанавливать  отчетные периоды. Однако такая норма  должна быть прямо прописана в  соответствующем законе субъекта РФ. В противном случае на территории данного региона действуют отчетные периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 360 НК РФ.

По итогам налогового периода (календарного года) по месту нахождения транспортных средств подается налоговая  декларация.

Транспортный налог уплачивается по месту нахождения транспортных средств (ст. 363 НК РФ) и подлежит зачислению в региональный бюджет.

Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются законами субъектов  Российской Федерации.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации  при установлении налога вправе предусмотреть  для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в  течение налогового периода.  
           Транспортный налог для одного транспортного средства в общем случае будет рассчитываться по следующей формуле: 
ТН=НБ*НС*К, где 
ТН-сумма налога; 
НБ-налоговая база (л.с., тонна, ед.); 
НС-налоговая ставка (руб./л.с., руб./тонна, руб./ед.); 
К-коэффициент (число месяцев в году, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на организацию, деленное на 12). Месяц, в котором был зарегистрировано или снято с учета транспортное средство, считается целиком. [10] 
            Под предметом налогообложения понимаются признаки фактического характера, обосновывающие взимание соответствующего налога. Так, предметом налога на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, является соответствующее имущество, в то время как объектом может быть только факт принятия наследства. 
           Для количественного измерения предмета необходимо определить единицу масштаба налогообложения, которая получила название единицы налогообложения. Так, если в качестве масштаба налогообложения принята мощность двигателя, то единицей налогообложения будет являться киловатт или лошадиная сила, если будет избран объем рабочих цилиндров, то единицей считается кубический сантиметр или метр [14] . 
            Предмет налогообложения, выраженный количественно в единицах налогообложения, образует налоговую базу. Так, с владельцев автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия» налог на транспортное средство берется с 53 лошадиных сил. 
          Необходимо отметить, что в российском законодательстве очень часто допускается путаница при употреблении этих терминов, что порождает затруднения в правоприменительной деятельности и споры среди ученых.  
         В бухгалтерском учете расчеты по транспортному налогу отражаются на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам". Для этого к счету 68 открывается субсчет "Расчеты по транспортному налогу" (Инструкция к Плану счетов). Как правило, транспортный налог относится к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Порядок его отражения в бухучете зависит от того, в каком производстве или подразделении организации используется транспортное средство, по которому начислен налог. [15] 
          При начислении и уплате транспортного налога делаются проводки: 
1. "Включение в прочие расходы, не относящиеся к основным видам деятельности, транспортного налога" 
Дебет 91.02 "Прочие расходы" Кредит 68.07 "Транспортный налог" 
2. "Перечисление денежных средств с расчетного счета организации в счет погашения задолженности перед бюджетом по транспортному налогу" 
Дебет 68.07 "Транспортный налог" Кредит 51 "Расчетные счета" 
3. "Включение в коммерческие расходы транспортного налога в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность" 
Дебет 44.02 "Коммерческие расходы в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность" Кредит 68.07 "Транспортный налог" 
4. "Включение в издержки обращения транспортного налога в организациях, осуществляющих торговую деятельность" 
Дебет 44.01 "Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность" Кредит 68.07 "Транспортный налог" 
5. "Включение в затраты обслуживающих производств и хозяйств транспортного налога" 
Дебет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" Кредит 68.07 "Транспортный налог" 
6. "Включение в общехозяйственные расходы транспортного налога" 
Дебет 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит 68.07 "Транспортный налог" 
7. "Включение в общепроизводственные расходы транспортного налога" 
Дебет 25 "Общепроизводственные расходы" Кредит 68.07 "Транспортный налог" 
8. "Включение в затраты вспомогательного производства транспортного налога" 
Дебет 23 "Вспомогательные производства" Кредит 68.07 "Транспортный налог" 
9. "Включение в затраты основного производства транспортного налога" 
Дебет 20.01 "Основное производство" Кредит 68.07 "Транспортный налог" 
10. "Ввод начальных остатков: транспортный налог" 
Дебет 000 "Вспомогательный счет" Кредит 68.07 "Транспортный налог" 
           Транспортный налог для одного транспортного средства в общем случае будет рассчитываться по следующей формуле: 
ТН=НБ*НС*К, где 
ТН-сумма налога; 
НБ-налоговая база (л.с., тонна, ед.); 
НС-налоговая ставка(руб./л.с., руб./тонна, руб./ед.); 
К-коэффициент (число месяцев в году, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на организацию, деленное на 12).Месяц, в котором был зарегистрировано или снято с учета транспортное средство, считается целиком. 
           Пример расчетов: 
1.Организация ООО «Сокол» приобрела 20 мая 2010 года легковой автомобиль Mazda3 мощностью 105 л.с. и зарегестрировала его в г. Самаре. 
Сумма транспортного налога: 
 105л.с. * 21 руб. * 8 мес. : 12мес. = 1470руб. 
В бухгалтерском учете ООО «Сокол» будут сделаны следующие проводки: 
 дебет 26 кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»  
 – 1470 руб. – начислен транспортный налог; 
 дебет 68 субсчет «расчеты по транспортному налогу» кредит 51 
  – 1470 руб. уплачен транспортный налог в бюджет. 
2. Организация ООО "ТрансАвто" на 1 января 2011 года имеет на балансе следующие транспортные средства, зарегистрированные в Самаре: 
легковой автомобиль Toyota Camry мощностью 277 л. с.; 
легковой автомобиль Mitsubishi Lancer 9 мощностью 98 л. с.; 
грузовой автомобиль КамАЗ 5320 мощностью 210 л. с.; 
грузовой автомобиль Зил 4331 мощностью 160 л. с. (10 августа произведена замена и регистрация двигателя мощностью 195 л. с). 
          Также организацией ООО "ТрансАвто" 20 мая 2010 года был приобретен и зарегистрирован легковой автомобиль ВАЗ 21154 мощностью 56 л. с. Автомобиль был продан и снят с учета 15 ноября 2010 года. 
          Необходимо рассчитать сумму налога за 2010 год, подлежащую уплате организацией ООО "ТрансАвто". 
1. Сумма налога за легковой автомобиль Toyota Camry за 2010 год составляет: 277 л. с.  *  150 рублей = 41550 рублей. 
2. Сумма налога за легковой автомобиль Mitsubishi Lancer 9 за 2010 год составляет: 98 л. с.  *  14 рублей = 1372 рублей. 
3. Сумма налога за грузовой автомобиль КамАЗ 5320 за 2010 год составляет: 210 л. с.   *  65 рублей = 13650 рублей. 
4. Сумма налога за грузовой автомобиль Зил 4331 (с учетом произведенной замены двигателя и перерегистрации) будет рассчитываться следующим образом: ( (160 * 8) + (195 * 4)) : 12 * 50 = 8583 рубля. 
5. Сумма налога за легковой автомобиль ВАЗ 21154 за 2010 год будет рассчитываться следующим образом: 56 л. с.  *  14 рублей  *  7 месяцев :       12 месяцев = 457 рублей.

Общая сумма подлежащего  внесению в бюджет транспортного  налога организацией ООО "ТрансАвто" за 2010 год составляет 65612 рубля.

 

2.3 Порядок уплаты транспортного  налога

В соответствии со статьёй 363 НК РФ: 

1 . Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.  
           При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса.  
2 . В  течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 настоящего Кодекса.  
3. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.  
         Льгота по транспортному налогу.        
        Налогоплательщики, являющиеся пенсионерами, уплачивают транспортный налог по ставке, равной одной второй ставки, установленной статьей 2 настоящего Закона. 
          Льгота по транспортному налогу предоставляется на основании письменного заявления лица и пенсионного удостоверения. 
          Лицам, достигшим возраста, указанного в пункте 1 статьи 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", для получения льготы по транспортному налогу не требуется представления заявления и пенсионного удостоверения. 
         От уплаты транспортного налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков: [12] 
 1) ветераны боевых действий, указанные в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", а также военнослужащие, проходившие военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшие задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах; 
          Льгота по транспортному налогу предоставляется на основании письменного заявления лица и соответственно свидетельства о праве на льготы, справки районного (городского) военного комиссариата, воинской части или других уполномоченных государственных органов. 
 2) граждане, подвергшиеся воздействию радиации, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; 
     Льгота по транспортному налогу предоставляется на основании письменного заявления и соответственно справки, подтверждающей факт установления инвалидности, удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других документов, выданных соответствующими государственными органами и являющихся основанием для получения льготы. [13] 
 3) ветераны Великой Отечественной войны; 
            Льгота по транспортному налогу предоставляется на основании письменного заявления лица и соответственно удостоверения инвалида Великой Отечественной войны, удостоверения ветерана Великой Отечественной войны. 
 4) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, орденом Мужества; 
            Льгота по транспортному налогу предоставляется на основании письменного заявления лица и соответственно книжки Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, Героя Социалистического Труда, орденской книжки. 
 5) инвалиды всех категорий; 
             Льгота по транспортному налогу предоставляется на основании письменного заявления лица и соответственно справки, подтверждающей факт установления инвалидности. 
 6) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, которым оказываются меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах"; 
          Льгота по транспортному налогу предоставляется на основании письменного заявления и удостоверения о праве на льготы, и (или) пенсионного удостоверения с отметкой: "Вдова (мать, отец) погибшего воина", и (или) справки установленной формы о гибели военнослужащего, и (или) справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца. 
         Лицам, определенным в пункте 1-6 льгота по транспортному налогу предоставляется только в отношении одного транспортного средства из каждой определенной ниже категории транспортных средств: 
- автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно; 
- мотоциклы, мотороллеры с мощностью двигателя до 40 л.с. (до 29,4 кВт) включительно; 
- катера, моторные лодки с мощностью двигателя до 30 л.с. (до 22,07 кВт) включительно; 
- самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно. 
 7)   физическим    лицам  в отношении транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области, с мощностью двигателя до 80 л.с. (до 58,8 кВт) включительно и датой выпуска до 01.01.1991, не проходивших государственный технический осмотр транспортных средств в течение трех последних календарных лет.

Информация о работе Транспортный налог