Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:35, реферат
Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность способов (методов) определения доходов или расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика .
Определение учетной политики в Налоговом кодексе РФ является мерой по систематизации понятийного аппарата российского налогового законодательства, а также может рассматриваться как предпосылка к систематизации требований собственно к учетной политике для целей налогообложения.
Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность способов (методов) определения доходов или расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика .
Определение учетной политики в Налоговом кодексе РФ является мерой по систематизации понятийного аппарата российского налогового законодательства, а также может рассматриваться как предпосылка к систематизации требований собственно к учетной политике для целей налогообложения.
В учетной политике для целей налогового учета (налогообложения) должны быть решены два основных вопроса:
1. Организационно-технический, включающий:
а) организацию ведения налогового учета (силами самой бухгалтерии, создание специального подразделения, аутсорсинг);
б) разработку системы налоговых регистров для расчета налога на прибыль;
в) разработку системы документооборота для заполнения налоговых регистров;
г) взаимодействие между головной организацией и её обособленными подразделениями относительно исчисления и уплаты налога на прибыль;
2. Методологический - зафиксировать свой выбор относительно тех норм налогового законодательства, которые это позволяют, в том числе в случаях их отсутствия или неточного изложения в НК РФ. Под методологией налогового учета понимается совокупность специальных приемов и методов, которые применяются в процессе ведения налогового учета.
В частности, должны быть сформулированы следующие методологические приёмы:
При формировании учетной политики для целей налогового учета организации следует отражать лишь те вопросы, которые имеют для нее практическую значимость. В частности, если у организации отсутствуют обособленные подразделения и в ближайшее время такие подразделения организация не намерена создавать, в учетной политике нет необходимости отражать порядок исчисления и уплаты налогов по месту нахождения обособленных подразделений. Методические аспекты учетной политики для целей налогового учета требуют разработки способов формирования информации для правильного исчисления налогов и сборов, которые можно распределить по трем группам, а именно:
Организационно-технические вопросы налогового учета требуют разработки способов организации технологического процесса его ведения и документов, в которых должны быть отражены:
Практика ведения налогового учета позволяет выделить ряд наиболее часто используемых методов, таких как:
учетная политика организации для целей налогового учета является центральным по значимости документом системы постановки и его ведения на микроуровне.
Это подтверждается следующими обстоятельствами:
Таким образом, при формировании учетной политики организации для целей налогового учета предоставляется возможность аргументированно обосновывать выбранный вариант исчисления налоговой базы, и, следовательно, таким образом, минимизировать свои налоговые риски. При этом необходимо учитывать определенную сложность в одновременном использовании терминологии и понятийного аппарата бухгалтерского (финансового) и налогового учета.
Кроме того, в самом законодательстве о налогах и сборах пока нет единой терминологии и единого подхода по основополагающим позициям, определяющим возникновение обязанности уплаты налога, в частности, по такой позиции как определение «даты реализации», а именно с этой датой законодательство о налогах и сборах в настоящее время связывает возникновение у налогоплательщика обязанности платить тот или иной налог.
Принципиальная позиция создания налогового учета заключается в соблюдении требования рациональности при создании учетной системы, согласно которому затраты на ее постановку должны оправдывать себя эффектом от использования информации в целях управления.
При формировании учетной политики для целей налогового учета по конкретному вопросу его ведения осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством. При этом не нужно включать в неё нормы, единые для всех налогоплательщиков.
В учетной политике должны содержаться только те способы налогового учета, по которым необходимо сделать выбор, либо которые необходимо сформировать самостоятельно: например, закрепить способ начисления амортизации, порядок распределения доходов и расходов между периодами, порядок создания резервов и т.д.
Кроме этого, в учетной политике для целей налогового учета желательно приводить нормативное обоснование, то есть указывать норму законодательства о налогах и сборах, на основании которой принято то или иное положение.
По способам формирования налоговой базы, не предусмотренным законодательством о налогах и сборах, или вариантность которых обусловлена противоречивостью этого законодательства, утвержденные приказом по учетной политике нормы в обязательном порядке должны сопровождаться аргументированным обоснованием, которое может приводиться в специальных приложениях к учетной политике. В этой связи рекомендуется отражать в учетной политике для целей налогового учета способы формирования налоговой базы только по тем хозяйственным операциям организации, которые имеются у нее на момент окончания предыдущего налогового периода. При этом не стоит включать в налоговую учетную политику способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности, по которым возникает необходимость отражения порядка их учета в учетной политике для целей налогового учета, следует оформить дополнение к учетной политике.
В ряде случаев учетная политика для целей налогового учета содержит налоговую политику организации, которая является важнейшим элементом налогового планирования. В её основу может быть положена одна из следующих целей, преследуемых организацией:
Реализация первой цели достигается путем максимального сближения финансового и налогового учета. Методологическую основу их сближения составляет установление единых правил учета в пределах норм действующего бухгалтерского и налогового законодательства (в части оценки объектов учета и порядка признания), а организационно-техническую - технология ведения учета (организация документооборота, адаптация плана счетов к правилам главы 25 НК РФ, определение системы регистров).
Вторая цель достигается путем выбора таких вариантов учета, которые обеспечивают в налоговом учете максимальную величину расходов, а в бухгалтерском - минимальную. В данном случае сближение финансового и налогового учета может быть обеспечено только рациональной организацией учетного процесса, основанной на адаптации плана счетов к правилам налогового учета.
Таким образом, учетная политика для целей бухгалтерского учёта и учётная политика для целей налогового учёта направлены на решение разнонаправленных задач, однако налоговое законодательство дает хозяйствующим субъектам большую возможность выбора.
В учётной политике для целей бухгалтерского учёта в зависимости от специфики деятельности организации могут рассматриваться следующие основные вопросы:
Для целей налогового учёта учётная политика формируется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
В учётной политике для целей налогового учёта в зависимости от применяемой системы налогообложения могут рассматриваться следующие основные вопросы:
Информация о работе Учетная политика организации в системе налогового учета