Управление налогами на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:01, реферат

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Базовые понятия и категории …………………………………………4
Понятие и сущность налогового планирования …………………….4
Этапы налогового планирования ………………………………….....5
Глава 2. Основы управления налогами на предприятиях …………………….7
Глава 3. Общая схема текущего налогового планирования…………………...8
3.1 Планирование налога на прибыль…………………………………...12
3.2 Использование налоговых льгот…………………………………….13
Глава 4. Использование оффшорных компаний………………………………15
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Налоги реферат.docx

— 120.94 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 3. Схема текущего планирования на предприятиях

 

Как уже отмечалось, текущее  налоговое планирование в первую очередь предусматривает формирование налогового поля.

В соответствии со статусом предприятия, на основании его устава и законодательных актов в  области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле предприятия, в которой каждый налог  описывается с помощью следующих  основных элементов.

После этого специалистами  предприятия анализируются все  представленные законодательством  льготы по каждому из налогов на предмет их использования в предпринимательской  деятельности. С учетом результатов  этого анализа составляется детальный  план использования льгот по выбранным  налогам.

Затем согласно уставу предприятия  и на основе Гражданского кодекса  РФ формируется система договорных отношений предприятия. В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется планирование возможных  форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п.

Для этого подбираются  типичные хозяйственные операции, которые  предстоит выполнять предприятию; разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и  хозяйственных наработок; выбираются наилучшие варианты, которые оформляются  в виде блоков бухгалтерских проводок. Из оптимальных блоков составляется журнал хозяйственных операций, который  служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета.

С практической точки зрения управление налогами включает в себя три ступени:

- организация надежного налогового учета;

- контроль за правильностью расчетов налогов;

- минимизация налогов в рамках действующего законодательства.

Причем работы на первых двух ступенях могут быть выполнены  силами самого предприятия, тогда как  минимизация налогов требует, как  правило, привлечения квалифицированных  сторонних специалистов.

Ошибки в налоговых  расчетах, которые со стороны налоговых  органов караются огромными финансовыми  санкциями, происходят в основном из-за недостаточно грамотной работы специалистов бухгалтерских и экономических  служб предприятия. По некоторым  оценкам, 75% ошибок происходит вследствие низкой организации налогового учета  и только оставшаяся часть - результат  несовершенства российского законодательства.

Причинами налоговых ошибок, возникающих в практической деятельности предприятий, являются:

- отсутствие либо неправильное оформление (с позиций налогообложения) первичных документов;

- ошибки, обусловленные неверным толкованием действующего налогового законодательства;

- несвоевременное реагирование на изменения в налогообложении, особенно в местном;

- арифметические и счетные ошибки;

- несвоевременное представление отчетной налоговой документации;

- просрочка уплаты налогов.

Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование  технологии внутреннего контроля налоговых  расчетов. Всякая технология предусматривает  разработку документов и документооборота, технологических схем и карт, а  также процедур их реализации.

Важными принципами технологий внутреннего контроля являются следующие:

- в рамках технологий внутреннего контроля все решения по налогам принимаются с помощью определенных процедур, что позволяет исключить субъективизм в принятии налогового решения;

- все налоговые решения уже зафиксированы на этапе внедрения технологий, и никакой субъект (включая руководителя и главного бухгалтера) не может принять ни одного другого решения. При изменении ситуации налоговое решение принимает группа экспертов (комиссия);

- предприятие должно обозначить круг лиц, имеющих право выполнять определенные действия и процедуры в отношении налогов;

- любая финансово-хозяйственная операция должна сопровождаться письменным документом определенного образца;

- для уменьшения риска возникновения налоговой ошибки максимально используются стандартизованные документы. При этом ни один документ не должен существовать в единственном экземпляре;

- повседневному контролю подлежит обоснованность применения налоговых льгот к каждой сделке; все бухгалтерские проводки и налоговые расчеты производятся лишь на основе «Таблицы типовых хозяйственных ситуаций» (операций). В первичных документах и бухгалтерских проводках делается ссылка на номер операции в этой таблице;

- нетиповая ситуация требует оформления «Карты налоговых решений», которую заполняет только специальная экспертная комиссия по налогообложению.

Из вышесказанного нетрудно сделать вывод: воплощение в жизнь  технологии внутреннего контроля налоговых  расчетов - основа налогового планирования на любом предприятии.

В качестве примера можно  привести, как грамотное применение элементов учетной политики влияет на финансовые результаты работы предприятия.

В таблице представлены элементы учетной политики и альтернативные способы учета

Элементы учетной политики

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Элементы учетной политики

Альтернативные способы  учета

Установление границы  между основными и оборотными средствами

а) предел стоимости, равный установленному законодательством  лимиту;

 б) предел стоимости  ниже установленного законодательством  лимита

Оценка запасов и расчет фактической себестоимости материальных ресурсов в производстве

а) по полной себестоимости;

б) по методу ФИФО;

в) по методу ЛИФО;

г) по себестоимости единицы закупаемых ресурсов

Начисление амортизации  по основным средствам (ОС)

а) по установленным законодательством нормам;

б) ускоренная амортизация по увеличенным не более чем в два раза нормам;

в) по пониженным не более  чем на 50% нормам

Создание резервов предстоящих 

 расходов и платежей

а) создавать резервы на оплату отпусков, по итогу работы за год, на ремонт ОС;

б) не создавать резервы

Учет затрат по ремонту  ОС

а) включение затрат в  себестоимость 

отчетного периода;

б) создание резерва предстоящих  затрат для включения их в разные отчетные периоды;

в) накапливание затрат в  составе расходов будущих периодов без создания резерва

Группировка и включение  затрат в себестоимость реализованной  продукции

а) группировка затрат на прямые и косвенные, формирование полной фактической себестоимости продукции;

б) группировка затрат на условно-переменные и условно-постоянные, формирование сокращенной себестоимости  продукции

Метод определения выручки 

от реализации продукции  для целей налогообложения

а) кассовый метод («по мере оплаты»);

б) метод начисления («по  мере отгрузки»)


 

 

3.1 Планирование налога на прибыль

 

Любой вид бизнеса характеризуется  местом регистрации, организационно-правой формой предприятия и типом дохода. Это позволяет комбинировать  указанные переменные и получать несколько вариантов налоговых  платежей, из которых можно выбрать  оптимальный. Универсальное правило  в отношении налога на прибыль  гласит: «Перемещение максимума прибыли  на минимально налогооблагаемый субъект».

Создавая налоговую схему  для сделки, необходимо всегда исходить от платящего субъекта, т. е. при покупке  товара в одном месте и перепродаже  в другом с прибылью таким субъектом  выступает конечный покупатель товара.

При минимизации налога на прибыль в первую очередь следует  выделять требования к оформлению производственных затрат на предмет возможности их включения в себестоимость реализованной  продукции Первое требование. Все  расходы по «назначению платежа» должны совпадать с формулировками Налоговый кодекс глава 25, что дает бухгалтерии возможность относить на себестоимость произведенные  предприятием расходы. При этом за основу анализа, соответствует ли расход Налоговому кодексу главе 25 и обусловлен ли он технологией, берется формулировка предмета договора. Например, с рассматриваемых  позиций тема «Маркетинговые исследования рынка товаров» не аналогична теме «Проведение маркетинговых работ  по анализу рынка товаров».

Второе требование. Все  расходы производственного назначения должны быть обоснованы технологией  производства (технологические карты, нормы, сметы, планы, калькуляции, ГОСТы  и т. п.).

Третье требование. Произведенные  расходы должны быть документально  подтверждены по приобретению платежными поручениями, квитанциями приходного ордера, чеками, квитанциями, счетами.

Четвертое требование. Произведенные  расходы должны быть документально  оформлены по списанию на себестоимость (акты типовых форм, требования, накладные, лимитно - заборные карты и т. п.).

Пятое требование. Произведенные  расходы должны относиться к тому отчетному периоду, в котором  они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты  денежных средств.

Только за счет неправильного  оформления произведенного расхода  производственного назначения следуют: переплата в бюджет в виде налога на прибыль примерно трети суммы  этого платежа; возможное удержание  у подотчетного лица налога на доходы физических лиц с суммы платежа; штрафные санкции и пени при отсутствии необходимых документов и отнесении  затрат на себестоимость (в течение  трех лет).

Отдельно следует планировать  включаемые в себестоимость продукции  затраты, нормируемые расходы, командировочные  расходы, расходы на рекламу, расходы  на подготовку и переподготовку кадров, представительские расходы, затраты  на содержание служебного автотранспорта. (Эти расходы, согласно НК в себестоимость  включаются по норме)

Снижение балансовой прибыли  за счет внереализационных расходов. При налогообложении прибыли  учитываются затраты на содержание законсервированных объектов, потери от уценки запасов и готовой продукции  и др. Для договоров поставок введен особый режим списания дебиторской  задолженности, согласно которому не истребованная  предприятием задолженность по истечении 4 месяцев списывается на убытки и относится на финансовые результаты. При этом сумма списанной задолженности  не уменьшает учитываемый при  налогообложении прибыли результат. Следовательно, наряду с отслеживанием  других видов внереализационных  расходов еще один аспект налогового планирования - недопущение превышения срока давности дебиторской задолженности  свыше 4 месяцев.

 

3.2 Использование налоговых льгот

 

В рамках текущего планирования из всего многообразия налоговых  льгот целесообразно использовать следующие:

- льгота на финансирование капитальных вложений производственного назначения, жилищного строительства. При этом также дается льгота на погашение кредитов банков, использованных в этих целях, включая проценты по кредитам;

- дополнительная льгота товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам в части прибыли, направленной ими на обслуживание и ремонт помещений или оборудования;

- льгота по затратам предприятия на содержание своих объектов здравоохранения, образования, культуры и т. п.;

- льгота по взносам на благотворительные цели;

- льгота образовательным учреждениям, имеющим соответствующие лицензии;

- снижение ставки налога на прибыль на 50%, если от общего числа работников инвалиды составляют не менее половины;

- льготы, предоставляемые малым предприятиям.

Пути минимизации налогообложения  необходимо оценивать с учетом тактики  и стратегии развития предприятия. Сегодняшняя экономия может завтра обернуться финансовыми потерями и  снижением конкурентоспособности (например, включение всех затрат в себестоимость  продукции не только снижает налоговую  базу, но и приводит к повышению  цен).

  Уменьшение налоговых платежей - способ улучшения финансового состояния предприятия и повышения инвестиционной привлекательности. Снижать налоги целесообразно до тех пор, пока расчеты показывают, что это дает прирост свободной прибыли.

  Уменьшение налогов в ряде случаев достигается за счет ухудшения финансовых показателей. Поэтому, прежде чем применять любой способ минимизации, следует оценить его с точки зрения финансовых последствий для предприятия.

  Последствия применения одних и тех же способов минимизации неодинаковы для разных объектов и даже для условий работы предприятия в разные периоды. Применению конкретной рекомендации обязательно должны предшествовать расчеты остающейся в распоряжении предприятия и свободной прибыли.

  Уменьшение налога на прибыль путем использования чистой прибыли на льготируемые цели экономически обосновано лишь в случае роста балансовой прибыли в последующие периоды.

В целях правильного налогообложения  надо четко отличать посредническую деятельность от других видов деятельности. В организациях, ведущих несколько  видов деятельности, обязателен раздельный бухгалтерский и налоговый учет по каждому из видов.

Информация о работе Управление налогами на предприятиях