Управление налоговой деятельностью РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

В работе рассмотрены лишь основные моменты взимания налогов с
населения, так как это тема неисчерпаема и до настоящего времени многие
методологические аспекты налогообложения трактуются учеными и практиками неоднозначно. Дискуссионный характер теоретико-практических положений о налогах отражает не только трудности становления в России адекватной рынку практики налогообложения. Он свидетельствует о разработке новых научных подходов к решению проблем методологии налогов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Развитие термина «управление»
1.1 Донаучный период управления
1.2 Научный период управления
Глава 2. Налогообложение и налоговая система
2.1 Понятие и сущность налога и налогообложения
2.2 Эволюция научной мысли о налоге и налогообложении в России
2.3 Особенности налоговой политики в РФ
2.4 Недостатки налоговой политики РФ
Глава 3.
3.1 Основные направления налоговой политики РФ

Файлы: 1 файл

курсовая new.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 1. «Развитие термина «управление»».

Таблица составлена автором.

 

 

Глава 2. Налогообложение и налоговая система

2.1 Понятие и сущность налога и налогообложения. Ее цели и задачи

Основными элементами налогообложения являются:

Налоги – это обязательные платежи  юридических и физических лиц  в бюджет, установленные и принудительно  изымаемые государством в форме  перераспределения части общественного  продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Налогообложение – это процесс  установления и взимания налогов  в стране, определение величин  налогов, их ставок, а также порядок  уплаты налогов и круга юридических  и физических лиц, облагаемых налогами.

Субъект налога (плательщик) - это юридическое  или физическое лицо, которое обязано  платить налог.

Объект налога – это предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и  так далее), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.

Источник налога – это доход  субъекта (прибыль, заработная плата, проценты, дивиденды и так далее), из которого уплачивается налог.

Налоговая база – это часть объекта  обложения, которая образуется в  результате учета всех льгот  и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.

Налоговая ставка- это величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается в процентах, либо в твердых суммах.

Налоговая нагрузка - это общая  величина налоговой суммы.

Налоговая льгота – это предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии возможностей не уплачивать налог или уплачивать его в  меньшем по сравнению с другими  налогоплательщиками размере, установленных  законодательно.

Уплата налога – это совокупность действий налогоплательщика по фактическому внесению суммы налога в бюджет или во внебюджетный фонд.

Налоговая система государства - это  совокупность действующих в данном государстве существенных условий  налогообложения.

Сущность налогов выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов населения на условиях безвозвратности. По своей сути налог – это одностороннее движение средств в бюджет, а приводным механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер взимания.

Налогообложение в структуре общественных отношений выполняет ряд чрезвычайно  важных и сложных задач. Принципиально  их можно свести к трем основным функциям:

1.фискальная – обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении,

2.регулирующая - состоит в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны.

3.стимулирующая - ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы, отсрочки платежей, налоговых каникул. Задача стимулирующей функции состоит в том, чтобы на ряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества.

Налоговом законодательстве включает в себя: Налоговый Кодекс РФ; Декреты, указы и распоряжения Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования,    направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Принято выделять три типа налоговой политики государства.

1. Политика максимальных налогов. При этом повышение налогов тем не менее обычно не сопровождается ростом государственных доходов.

2. Политика разумных налогов.  Она способствует развитию предпринимательства,  обеспечивая ему благоприятный  налоговый климат.

3. Налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите.

При сильной экономике все указанные  типы налоговой политики успешно  сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в  сочетании с третьим.

Налоговая стратегия государства представляет собой налоговую политику, разрабатываемую на длительный срок. Определяется она общими принципами, которых придерживается государство в области наполнения бюджетов и расходования бюджетных средств, социальной защиты населения, стимулирования развития экономики методами фискального регулирования.

Налоговая стратегия преследует следующие задачи:

• экономические – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

• социальные – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

• фискальные – повышение доходов государства;

• международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Налоговая тактика государства  ежегодно реализуется в законе о  бюджете на год и представляет собой реализацию налоговой стратегии  государства в текущем периоде, основанную на тех же принципах, но на краткосрочном этапе.

Принципы налогообложения РФ закреплены в Налоговом кодексе:

1. Принцип законности. Суть его  в том, что каждое лицо обязано  уплачивать сборы и налоги, установленные  законом. Во время установления налогов всегда учитывается, есть ли у налогоплательщика фактическая способность к уплате налога.

2. Принцип недискриминации. Сборы  и налоги не могут и не  должны быть дискриминационного  характера. Их нельзя применять  различно, исходя из расовых, социальных, религиозных, национальных и других подобных критериев. Ни в коем случае не допускается установление дифференцированных ставок сборов и налогов, налоговых льгот в зависимости от места происхождения капитала, гражданства физических лиц или формы собственности.

3. Принцип экономической обоснованности. Имеется в виду, что сборы и  налоги должны быть экономически  обоснованными, а не произвольными.

4. Принцип единого экономического  пространства. Он состоит в том,  что недопустимо установление  сборов и налогов, нарушающих единое экономическое пространство. То есть они не должны ограничивать свободное перемещение финансовых средств, работ, услуг, товаров в пределах Российской Федерации, а также создавать препятствия и ограничивать экономическую деятельность физических лиц и организаций, которая не запрещена законом.

Ни на кого нельзя возложить обязанность  уплачивать сборы и налоги, а также  прочие платежи и взносы, если они  обладают признаками налогов и сборов, которые установлены Налоговым  кодексом, но на самом деле не предусмотрены им.

5. Принцип определенности и ясности  правового регулирования. В процессе  установления налогов обязательно  должны определяться все элементы  налогообложения. Каждый налогоплательщик  должен точно знать, какие именно  сборы и налоги, в каком порядке и когда, ему необходимо их выплачивать.

 Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный

законодательством и осуществляемый плательщиком в  определенном размере и в

определенный  срок.

Классификация налогов может быть проведена по разным основаниям.

Ниже представлены некоторые возможные  варианты классификации налоговых  платежей с конкретными примерами  налогов.

1. По способу взимания  различают:

  • прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:
  • реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на  имущество юридических и физических лиц);
  • личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);
  • косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, работы, услуги.

В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

  • косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);
  • косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);
  • фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
  • таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

2. В зависимости от  органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:

  • федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. К ним относятся следующие налоги:
  1. Н Д С
  1. Акцизы
  2. НДФЛ
  3. ЕСН
  4. Налог на прибыль предприятий
  5. Налог на добычу полезных ископаемых
  6. Водный налог
  7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  8. Государственная пошлина
  • региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);
  1. Налог на имущество организаций
  2. Налог на игорный бизнес
  3. Транспортный налог
  • местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов
  1. Земельный налог
  2. Налог на имущество ФЛ

3. По целевой направленности  введения налогов:

  • абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог на добавленную стоимость);
  • целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, дорожный налог). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

4. В зависимости от  субъекта-налогоплательщика:

  • налоги, взимаемые с физических лиц;
  • налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
  • смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

5. По уровню бюджета,  в который зачисляется налоговый платеж:

  • закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);
  • регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций, налог с продаж).

Информация о работе Управление налоговой деятельностью РФ