Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 09:28, реферат
Применение налогов
Классификация налогов РФ
Классификация сборов РФ
Освобождение от налогов
Виды
налога и сбора
с населения.
В условиях перехода к рыночным отношениям в Российской Федерации основным источником доходов бюджетов всех уровней стали налоги.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа.
На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков.
На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика.
И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, потому что правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение
налогов является одним из экономических
методов управления и обеспечения
взаимосвязи
В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов, как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92).Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.
Согласно НК РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором в НК понимается - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).
Статья 12 НК РФ - Виды налогов и сборов в Российской Федерации.
Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги дают наиболее значительные поступления средств в бюджет РФ и государственные внебюджетные фонды. Кроме того, им принадлежит значительная роль в регулировании межбюджетных отношений. Помимо налогов выделяют также федеральные пошлины, сборы и иные платежи. Действующим законодательством к федеральным отнесены государственная и таможенная пошлины, платежи за пользование природными ресурсами, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний, плата за пользование водными объектами; сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Классификация налогов РФ:
Основу налоговой системы РФ составляют следующие налоги: налог на добавленную стоимость, подоходный налог, налог на прибыль, акцизы. Они приносят основной доход в бюджет, являются основными регуляторами и налоговой базой государства
Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.
Первый уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В Российской Федерации, как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. В соответствии с законом «О налоговой системе» в Российской Федерации существуют следующие федеральные налоги:
- таможенная пошлина,
- налог на операции с ценными бумагами,
- сбор за использование наименований "Россия", "РФ" и их словосочетаний,
- сбор за пограничное оформление,
- налог на пользователей автодорог,
- налог с владельцев транспортных средств,
- налог на приобретение автотранспортных средств,
- налог на отдельные виды автотранспортных средств,
- налог на реализацию ГСМ,
- налог на прибыль,
- акцизы на группы и виды товаров,
- налог на добавленную стоимость,
- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных,
- отчисления
на воспроизводство минерально-
- плата за пользование водными объектами,
- подоходный налог с физических лиц,
- налог на игорный бизнес,
- платежи за пользование недрами,
- гербовый сбор,
- государственная пошлина,
- налог на
имущество, переходящее в
- плата за пользование водными объектами,
- сбор за выдачу
лицензий и право на
Второй уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот последний термин был введен в научный оборот нами еще несколько лет назад. Сейчас он "узаконен", поскольку используется в проекте Налогового Кодекса Российской Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам относятся:
- лесной налог;
- единый налог
на вмененный доход для
- налог на имущество предприятий;
- налог с продаж
Третий уровень - местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. К местным налогам относятся:
- налог на имущество физических лиц,
- земельный налог,
- регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность,
- налог на промышленное строительство в курортной зоне
- курортный сбор,
- сбор за право торговли,
- целевые сборы на благоустройство, нужды образования и др.,
- сбор за право использования местной символики,
- налог на
перепродажу автомобилей,
- сбор с владельцев собак,
- лицензионный сбор за право винной торговли,
- лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей,
- сбор за выдачу ордера на квартиру,
- сбор за парковку автотранспорта,
- налог на рекламу,
- сбор за участие в бегах,
- сбор за выигрыш на бегах,
- сбор с лиц, играющих на тотализаторе,
- сбор с биржевых сделок,
- сбор за проведение кино- и телесъемок,
- сбор за уборку территории,
- сбор за открытие игорного бизнеса,
- налог на содержание жилищного фонда и объектов культурной сферы.
Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.
- налоги с оборота,
- налоги на прибыль (доход),
- налоги на имущество,
- налоги на фонд оплаты труда.
К налогам с оборота относятся - налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость.