Виды налога и сбора с населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 09:28, реферат

Описание работы

Применение налогов
Классификация налогов РФ
Классификация сборов РФ
Освобождение от налогов

Файлы: 1 файл

Виды налога и сбора с населения.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Виды  налога и сбора  с населения. 

      В условиях перехода к рыночным отношениям в Российской Федерации основным источником доходов бюджетов всех уровней стали налоги.

      Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

      Налоги  известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление  связано с самыми первыми общественными потребностями.

      В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа.

      На  начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство  не имеет финансового аппарата для  определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков.

      На  втором этапе (XVI - начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных  учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика.

      И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, потому что правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

      В условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую  политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся  налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

      Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

      В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов, как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

      Налоговая система в Российской Федерации  практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы  в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92).Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.

      Согласно  НК РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

      Под сбором в НК понимается - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

      Статья 12 НК РФ - Виды налогов и сборов в Российской Федерации.

      Полномочия  законодательных (представительных) органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

      В Российской Федерации устанавливаются  следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

    • Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено.

      Федеральные налоги дают наиболее значительные поступления  средств в бюджет РФ и государственные внебюджетные фонды. Кроме того, им принадлежит значительная роль в регулировании межбюджетных отношений. Помимо налогов выделяют также федеральные пошлины, сборы и иные платежи. Действующим законодательством к федеральным отнесены государственная и таможенная пошлины, платежи за пользование природными ресурсами, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний, плата за пользование водными объектами; сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

    • Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено.
    • Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено.
 

      Классификация налогов РФ:

      Основу  налоговой системы РФ составляют следующие налоги: налог на добавленную стоимость, подоходный налог, налог на прибыль, акцизы. Они приносят основной доход в бюджет, являются основными регуляторами и налоговой базой государства

    • По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

      Прямые  налоги - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль  корпораций (фирм); на социальное страхование  и на фонд заработной платы и рабочую  силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные  налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

      Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

    • По уровням налогообложения

      Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

      Первый  уровень - это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В Российской Федерации, как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. В соответствии с законом «О налоговой системе» в Российской Федерации существуют следующие федеральные налоги:

- таможенная  пошлина,

- налог на  операции с ценными бумагами,

- сбор за использование наименований "Россия", "РФ" и их словосочетаний,

- сбор за пограничное оформление,

- налог на пользователей автодорог,

- налог с владельцев транспортных средств,

- налог на  приобретение автотранспортных средств,

- налог на  отдельные виды автотранспортных средств,

- налог на  реализацию ГСМ,

- налог на  прибыль,

- акцизы на группы и виды товаров,

- налог на добавленную стоимость,

- налог на  покупку иностранных денежных  знаков и платежных,

- отчисления  на воспроизводство минерально-сырьевой  базы,

- плата за  пользование водными объектами,

- подоходный  налог с физических лиц,

- налог на  игорный бизнес,

- платежи за  пользование недрами,

- гербовый сбор,

- государственная  пошлина,

- налог на  имущество, переходящее в порядке  наследования или дарения,

- плата за пользование водными объектами,

- сбор за выдачу  лицензий и право на производство  и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

      Второй  уровень - налоги республик в составе  Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот последний термин был введен в научный оборот нами еще несколько лет назад. Сейчас он "узаконен", поскольку используется в проекте Налогового Кодекса Российской Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам относятся:

- лесной налог;

- единый налог  на вмененный доход для определенных  видов деятельности;

- налог на  имущество предприятий;

- налог с продаж

      Третий  уровень - местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. К местным налогам относятся:

- налог на имущество физических лиц,

- земельный налог,

- регистрационный  сбор за предпринимательскую деятельность,

- налог на  промышленное строительство в курортной зоне

- курортный сбор,

- сбор за право  торговли,

- целевые сборы  на благоустройство, нужды образования и др.,

- сбор за право  использования местной символики,

- налог на  перепродажу автомобилей, компьютеров и др.,

- сбор с владельцев собак,

- лицензионный сбор за право винной торговли,

- лицензионный  сбор за право проведения аукционов и лотерей,

- сбор за выдачу ордера на квартиру,

- сбор за парковку автотранспорта,

- налог на  рекламу,

- сбор за участие  в бегах,

- сбор за выигрыш на бегах,

- сбор с лиц, играющих на тотализаторе,

- сбор с биржевых  сделок,

- сбор за проведение кино- и телесъемок,

- сбор за уборку территории,

- сбор за открытие игорного бизнеса,

- налог на  содержание жилищного фонда и  объектов культурной сферы.

      Каждому органу управления трехуровневая система  налогообложения дает возможность  самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных  налогов, отчислений от налогов, поступающих  в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.

    • По объектам налогообложения налоги делятся на:

- налоги с  оборота,

- налоги на  прибыль (доход),

- налоги на  имущество,

- налоги на  фонд оплаты труда.

      К налогам с оборота относятся - налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость.

Информация о работе Виды налога и сбора с населения