Водный налог: действующая система налогообложения и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Пользование водными ресурсами регулируется Водным кодексом Российской Федерации (далее — ВК РФ). 1 Как и при эксплуатации любого другого природного ресурса, пользование запасами поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, производится при условии внесения определенных платежей.
На момент вступления в силу ВК РФ плата за пользование водными объектами взималась в форме платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, которую уплачивали организации еще в советское время.
В соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» плата за воду относилась к региональным налогам.

Файлы: 1 файл

главы.docx

— 43.85 Кб (Скачать файл)

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩНОСТЬ ВОДНОГО НАЛОГА

1.1. Введение водного налога  в налоговую систему РФ 

 

Пользование водными ресурсами  регулируется Водным кодексом Российской Федерации (далее — ВК РФ). 1 Как и при эксплуатации любого другого природного ресурса, пользование запасами поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, производится при условии внесения определенных платежей.

На момент вступления в  силу ВК РФ плата за пользование  водными объектами взималась  в форме платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, которую уплачивали организации еще в советское время.

В соответствии с Законом  РФ от 27.12.1991 2118-1 «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» плата за воду относилась к региональным налогам.

Плата за воду вносилась  в бюджет промышленными предприятиями, причем не только забиравшими воду для собственных нужд непосредственно из водохозяйственных систем, но и получавшими воду от других промышленных предприятий или от предприятий коммунального хозяйства. Расчет платы осуществлялся на основе тарифов на воду, забираемую из водохозяйственных систем (поверхностные и подземные источники), исходя из базового тарифа в размере 1,15 коп. за 1 куб.м — за забор воды из поверхностных водных объектов, 2 коп. за 1 куб.м — за забор воды из подземных водных объектов, а по конкретным водным объектам применялись доплаты или скидки с базового тарифа с учетом дефицита водных ресурсов.

За сверхлимитный забор  воды предприятия должны были исчислять  плату в пятикратном размере, за исключением предприятий теплоэнергетики, использовавших воду на нужды охлаждения агрегатов и исчислявших плату за забор воды в пределах утвержденного лимита в размере 30 % от тарифа, а за сверхлимитный забор — в размере полного тарифа.

Отдельные виды водозабора освобождались от платы, например, отпуск ранее забранной воды другим потребителям, забор воды рыбоводными заводами и прудовыми хозяйствами, забор морских вод, забор подземных минеральных, теплоэнергетических и промышленных вод.

В 1998 году плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем, была заменена федеральным налогом — платой за пользование водными объектами2. Для субъектов Российской Федерации плата за пользование водными объектами вводилась с момента утверждения конкретных ставок платы по водохозяйственным бассейнам и категориям водопользователей.

Плательщиками платы за пользование  водными объектами были признаны не только промышленные предприятия, но и все организации, а также предприниматели, осуществляющие специальное пользование водными объектами, подлежащее лицензированию. Помимо забора воды, вышеуказанный Федеральный закон рассматривает в качестве объекта платы сброс вод, пользование акваторией водных объектов, а также пользование водными объектами для удовлетворения потребностей гидроэнергетики в воде.

Федеральный закон «О плате  за пользование водными объектами» первоначально не распространялся на забор (добычу) вод из подземных водных источников, поскольку за забор вышеуказанных вод уплачивались платежи за право на пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы3 .

С 1 января 2002 года пользование  подземными водными объектами признано объектом обложения платой за пользование водными объектами, за исключением минеральных, термальных и промышленных вод, добыча которых облагалась налогом на добычу полезных ископаемых.

Определены перечень видов  водопользования, не признаваемых объектом обложения этой платой, и случаи, когда исчисление платы осуществляется в пониженном размере.

Федеральный закон «О плате  за пользование водными объектами» действовал до конца 2004 года, а с 1 января 2005 года в Российской Федерации ввелся водный налог, предусмотренный главой 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации и изменивший отдельные положения действующей платы.

 

1.2 Основные положения  водного налога

 

Плательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.4

В отличие от главы 25.2 НК РФ Федеральный закон «О плате  за пользование водными объектами» признавал субъектами платы за пользование водными объектами организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств (то есть специальное водопользование), но не любое, а только подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, к уплате водного  налога с 1 января 2005 года стали привлекаться не только организации и индивидуальные предприниматели, но и физические лица, не имеющие такого статуса, а значит, появилась новая категория налогоплательщиков.

Кроме того, обязательным условием для признания организаций и  физических лиц плательщиками водного налога  является осуществление ими либо специального, либо особого водопользования, либо одновременно обоих видов деятельности.

К специальному водопользованию, относится, в частности, пользование  водными объектами для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей сельского хозяйства, промышленности, энергетики, водного транспорта, лесосплава, добычи полезных ископаемых, строительства зданий, портовых сооружений.

Обязательным условием признания  водопользования специальным является использование устройств и сооружений, например сооружений по механическому  и самотечному забору воды из поверхностных  водных объектов, плотин, шлюзов и других водорегулирующих сооружений, гидравлических электростанций, мелиоративных систем, судов (кроме маломерных), используемых в транспортных целях, сплав леса в плотах и кошелях и ряда иных.

Расшифровка видов особого  пользования водными объектами  приведена в ВК РФ: в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, особым признается водопользование для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, для иных государственных и муниципальных нужд по решению Правительства РФ, а в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, — для государственных и муниципальных нужд — по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Объектами налогообложения  водным налогом:

1) забор воды из водных  объектов;

2) использование акватории  водных объектов, за исключением  лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных  объектов без забора воды для  целей гидроэнергетики;

4) использование водных  объектов для целей сплава  древесины в плотах и кошелях.

Не признаются объектами  налогообложения:

1) забор из подземных  водных объектов воды, содержащей  полезные ископаемые и (или)  природные лечебные ресурсы, а  также термальных вод;

2) забор воды из водных  объектов для обеспечения пожарной  безопасности, а также для ликвидации  стихийных бедствий и последствий  аварий;

3) забор воды из водных  объектов для санитарных, экологических  и судоходных попусков;

4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из  водных объектов для обеспечения  работы технологического оборудования;

5) забор воды из водных  объектов и использование акватории  водных объектов для рыбоводства  и воспроизводства водных биологических  ресурсов;

6) использование акватории  водных объектов для плавания  на судах, в том числе на  маломерных плавательных средствах,  а также для разовых посадок  (взлетов) воздушных судов;

7) использование акватории  водных объектов для размещения  и стоянки плавательных средств,  размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для  осуществления деятельности, связанной  с охраной вод и водных биологических  ресурсов, защитой окружающей среды  от вредного воздействия вод,  а также осуществление такой  деятельности на водных объектах;

8) использование акватории  водных объектов для проведения  государственного мониторинга водных  объектов и других природных  ресурсов, а также геодезических,  топографических, гидрографических  и поисково-съемочных работ;

9) использование акватории  водных объектов для размещения  и строительства гидротехнических  сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного  и канализационного назначения;

10) использование акватории  водных объектов для организованного  отдыха организациями, предназначенными  исключительно для содержания  и обслуживания инвалидов, ветеранов  и детей;

11) использование водных  объектов для проведения дноуглубительных  и других работ, связанных с  эксплуатацией судоходных водных  путей и гидротехнических сооружений;

12) особое пользование  водными объектами для обеспечения  нужд обороны страны и безопасности  государства;

13) забор воды из водных  объектов для орошения земель  сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива  садоводческих, огороднических, дачных  земельных участков, земельных участков  личных подсобных хозяйств граждан,  для водопоя и обслуживания  скота и птицы, которые находятся  в собственности сельскохозяйственных  организаций и граждан;

14) забор из подземных  водных объектов шахтно-рудничных  и коллекторно-дренажных вод;

15) использование акватории  водных объектов для рыболовства  и охоты.

Раньше, квартальный период по плате за пользование водными  объектами был установлен для  пользователей акваториями водных объектов, для малых предприятий  и индивидуальных предпринимателей; для остальных плательщиков продолжительность  налогового периода - месяц.

Статьей 333.11 НК РФ с 1 января 2005 г. была введена единая для всех категорий налогоплательщиков продолжительность  налогового периода - квартал, и исчисление налога начало производится за отдельно взятый квартал. 

 

1.3 Особенности исчисления и уплаты водного налога

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма водного налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.5

Поэтому целесообразно рассмотреть  налоговую базу и налоговые ставки водного налога.

Глава 25.2 НК РФ приводит в соответствие с частью первой НК РФ наименование элемента налогообложения, который  характеризует физическую оценку объекта  налогообложения, то есть заменяет название "платежная база" названием "налоговая  база".

По сути, подходы к определению  налоговой базы по сравнению с  Федеральным законом "О плате  за пользование водными объектами" не изменились, ст.333.10 НК РФ по отдельным  видам водопользования шире раскрывает налоговую базу либо указывает источник получения информации о величине налоговой базы.

Четыре типа объектов налогообложения  определяют четыре типа налоговой базы: объем воды, площадь акватории, количество произведенной электроэнергии и  производная величина от количества сплавляемой древесины и расстояния сплава.

Так, при заборе воды налоговая  база представляет собой объем забранной  из водного объекта воды, который  определяется на основании показаний  водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования  воды по состоянию на 1-е число  каждого месяца.

Если же водоизмерительные приборы  отсутствуют, объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических  средств, в частности с учетом времени работы технологического оборудования, объема выпускаемой продукции, времени  работы и производительности насосов.

При невозможности определения  объема забранной воды исходя из показаний  водоизмерительных приборов и времени  работы и производительности технических  средств данный показатель устанавливается  по нормам водопотребления.

Налоговая база, определяемая как  объем забранной воды, не уменьшается  на потери воды при заборе и транспортировке  и, как уже отмечалось выше, на объем  воды, переданной своим абонентам.

Если водопользователь осуществляет забор воды как для удовлетворения собственных нужд, так и для  передачи другим водопотребителям, то налоговой базой является весь объем  забранной воды, включая воду, переданную своим абонентам.

Налоговой базой при использовании  водных объектов без забора воды для  целей гидроэнергетики является количество произведенной электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях гл.25.2 НК РФ предписывает определять налоговую базу как произведение объема древесины, сплавляемой в  плотах и кошелях, и одной сотой  расстояния сплава, выраженного в  километрах.

Предыдущий опыт исчисления платежей за пользование водными объектами  показал, что в основном были трудности  с определением платы при лесосплаве, так как было неправильно складывать разные расстояния лесосплава, а затем  умножать эту сумму на ставку и  на общий объем сплавляемой древесины. В этом случае получается значительно  завышенная сумма платы по сравнению  с правильно исчисляемой.

Информация о работе Водный налог: действующая система налогообложения и перспективы развития