Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 23:34, реферат
К примеру, налогооблагаемой базой для исчисления суммы сбора за выдачу ордера на квартиру будет являться общий метраж каждой конкретной квартиры.
Налогооблагаемые базы в зависимости от выбранного масштаба налога подразделяются следующим образом:
— налогооблагаемые базы со стоимостными показателями;
например, для исчисления налога на имущество физических и юридических лиц используется стоимость имущества;
— налогооблагаемые базы с объемно-стоимостными показателями; например, при исчислении НДС используется объем реализованной продукции;
Понятие налогооблагаемой базы…………………………..……………….3
Методы формирования налогооблагаемой базы……………..……………8
Способы определения размера налогооблагаемой базы…..…………….10
Воздействие инфляции на налогообложение………………..…………...13
Список использованной литературы……….
Содержание
Список
использованной литературы……….……………...………………….
Понятие налогооблагаемой базы
Налогооблагаемая база —
это количественное выражение объекта
налога. Налогооблагаемая база (баз налога)
выступает основой для исчисления суммы
налога. При расчете суммы налога (налогового
оклада) Налогооблагаемая база — это всегда
умножаемое, т. е. то, к чему применяется
ставка налога. Налогооблагаемая база
Налогооблагаемая база = Единица * Число налогообложения единиц
К примеру, налогооблагаемой
базой для исчисления суммы сбора за выдачу
ордера на квартиру будет являться общий
метраж каждой конкретной квартиры.
Налогооблагаемые базы в зависимости
от выбранного масштаба налога подразделяются
следующим образом:
— налогооблагаемые базы со стоимостными
показателями;
например, для исчисления налога на имущество
физических и юридических лиц используется
стоимость имущества;
— налогооблагаемые базы с объемно-стоимостными
показателями; например, при исчислении
НДС используется объем реализованной
продукции;
— налогооблагаемые базы с физическими
показателями; например, при исчислении
налога на пользователей недр применяется
объем добытого сырья.
Объект налога и Налогооблагаемая база могут,
как совпадать, так и не совпадать. Например,
по налогу на добавленную стоимость объектом
налога выступают обороты по реализации
продукции (работ, услуг), в то время как
в облагаемый оборот включаются и авансы,
и налоговые дисконты и другие суммы, полученные
в связи с расчетами по оплате товаров
(работ, услуг). Кроме того, объектом
налога по сбору за использование наименований
«Россия», «Российская Федерация» и образованных
на их основе слов и словосочетаний выступает
наличие этих слов в фирменном названии
предприятия, тогда как базой является
выручка, полученная плательщиками за
реализацию продукции (работ, услуг).
В связи с тем, что различия
между объектом налога и налогооблагаемой базой в
налоговом законодательстве России выражены
нечетко и противоречиво, в правоприменительной
практике распространено отождествление
данных понятий, что приводит к неоднозначной
квалификации действий налогоплательщика.
Так, очень много вопросов вызывает
практика Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации по порядку применения ответственности
за сокрытие и не учет объекта налогообложения
по налогу на добавленную стоимость, в
частности Постановление Президиума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 26 марта 1996 г. №
3917/95' и Постановление от 17 сентября 1996
г. № 619/962.
АО «Оборонснабсбыт» предъявило
иск о признании недействительным предписания
ГНИ по Октябрьскому району г. Екатеринбурга
о взыскании санкций по подп. «а» п. 1 ст.
13 Закона об основах налоговой системы.
Согласно материалам дела, предприятие
необоснованно пересписало сумму НДС,
уплаченную поставщикам (подрядчикам),
что повлекло занижение суммы налога,
подлежащей взносу в бюджет. Ответчик
подобное правонарушение квалифицировал
как не учет объекта налогообложения,
за что применил финансовые санкции в
виде взыскания недоимки и штрафа в том
же размере. Суды I и II инстанций, а также
надзорная коллегия ВАС РФ удовлетворили
иск, указав, что ответственность по подл.
«а» п. 1 ст. 13 Закона об основах налоговой
системы предусмотрена за сокрытие или
не учет объекта налогообложения, которым
в соответствии со ст. 3 Закона о налоге
на добавленную стоимость выступают обороты
по реализации продукции (работ, услуг).
В то же время ответчик фактов сокрытия
или не учета оборотов по реализации в
процессе проверки не установил.
Однако на все вышеуказанные
решения и постановления был принесен
протест Председателя ВАС РФ, который
был поддержан его Президиумом.
Как указано в постановлении, согласно
ст. 5 Закона об основах налоговой системы,
объектом налогообложения является добавленная
стоимость продукции (работ, услуг), в соответствии
со ст. 1 Закона о налоге на добавленную
стоимость этот налог представляет собой
форму изъятия в бюджет части добавленной
стоимости, создаваемой на всех стадиях
производства и определяемой как разница
между стоимостью реализованных товаров,
работ и услуг и стоимостью материальных
затрат, отнесенных на издержки производства
и обращения. ст. 3, 4 и 7 указанного закона
устанавливают механизм определения
По другому делу АО «Россия»
обратилось в Свердловский областной
арбитражный суд с иском к ГНИ по Каменскому
району Свердловской области о признании
недействительным предписания о взыскании
санкций по подл. «а» п. 1 ст. 13 Закона об
основах налоговой системы. Суд I инстанции
в иске отказал, но апелляционная инстанция,
отменив решение суда и удовлетворив иск,
указала, что при проверке АО «Россия»
не было выявлено сокрытия или не учета
объема реализации товаров (работ, услуг),
который в соответствии со ст. 3 Закона
о налоге на добавленную стоимость и выступает
объектом налогообложения по НДС. Иными
словами, неправильное определение сумм
НДС, идущих в уменьшение налога, подлежащего
взносу в бюджет (так называемые обороты
по дебету счета 68), никак не влияют на
объект налогообложения (обороты по реализации),
поэтому имеет место неправильное определение суммы
налогового платежа, за что предусмотрено
взыскание недоимки и пени.
Однако Президиум ВАС РФ пересмотрел
дело в порядке надзора и отменил постановление
апелляционной инстанции. Как и в деле
с АО «Оборонснабсбыт», Президиум ссылался
на понятие добавленной стоимости, данное
в ст. 1 Закона о налоге на добавленную
стоимость, и на ст. 5 Закона об основах
налоговой системы, где среди объектов
налога указана добавленная стоимость.
Между тем постановление содержит и новые
аргументы, в частности указано, что понятие
объекта налогообложения, данное в ст.
3 Закона о налоге на добавленную стоимость,
не противоречит понятию объекта, данному
в ст. 5 Закона об основах налоговой системы,
так как условием для возникновения обязанности
плательщика по уплате НДС является наличие
оборотов по реализации продукции (работ,
услуг). Сами по себе обороты по реализации
продукции (работ, услуг) не являются объектом
НДС. По существу объектом налогообложения
является добавленная стоимость, определяемая
как разница между стоимостью реализованных
товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных
ресурсов, отнесенных на издержки производства
и обращения. Завышение истцом сумм НДС
по приобретенным материальным ресурсам
производственного характера повлекло
занижение сумм этих налогов, подлежащих
внесению в бюджет, т. е. привело к не учету
части добавленной стоимости, с которой
налог должен быть исчислен.
Другой пример неверного определения
Методы формирования налогообла
Для правильного определения
Существует два основных метода.
Первый метод учитывает момент получения
средств и производства выплат в натуре.
В соответствии с этим методом, например,
доходом, объявляются все суммы, действительно
полученные налогоплательщиком в конкретном
периоде, а расходами — реально выплаченные
суммы. Этот метод называется кассовым,
а также методом присвоения, поскольку
учитывает только те суммы (имущество),
которые присвоены налогоплательщиком
в определенной юридической форме, например,
получены в кассе наличными, переданы
в собственность посредством оформления определенных
При применении второго метода важен
момент возникновения имущественных прав
и обязательств. Так, доходом признаются
все суммы, право на получение которых
возникло у налогоплательщика в данном
налоговом периоде независимо от того,
получены ли они в действительности.
Для определения произведенных
затрат подсчитывается сумма имущественных
обязательств, возникших в отчетном периоде,
независимо от того, произведены ли по
этим обязательствам выплаты. Этот метод получил
наименование накопительный, или метод начислений.
Примером накопительного метода может
служить п. 3 Инструкции Госналогслужбы
РФ от 29 июня 1995 г. № 35 «По применению Закона
о подоходном налоге с физических лиц»,
в соответствии с которым датой получения
дохода в календарном году является дата
начисления дохода физическому лицу в
соответствующем календарном году. Таким
образом, данная инструкция предусматривает
накопительный метод учета
В некоторых случаях закон не устанавливает
— какой метод должен применяться при исчислении
конкретного налога. Например, метод учета
Способы определения размера налогообла
В теории
налогообложения выделяют несколько способов определения
размера налогооблагаемой базы,
Основным способом определения
размера налогооблагаемой базы
Российскому законодательству известен
также и косвенный способ определения
Так, в соответствии с п. 4 ст. 7 Закона РСФСР
от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой
службе РСФСР» в случаях отказа граждан
допустить должностных лиц государственных
налоговых инспекций к обследованию их
деятельности налоговый орган вправе
определять облагаемый доход таких лиц
на основании документов, свидетельствующих
о получении ими доходов, с учетом обложения
налогами лиц, занимающихся аналогичной
деятельностью.
Через несколько лет данная методика была
введена и в отношении юридических лиц
Указом Президента от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об
осуществлении комплексных мер по своевременному
и полному внесению в бюджет налогов и
иных обязательных платежей». Так, в случаях
отсутствия или запущенности у налогоплательщика
учета доходов и расходов и объектов налогообложения,
в том числе ведения учета в такой форме,
которая не позволяет определить размер
облагаемого дохода, работники налоговых
органов определяют размер облагаемого
дохода на основании данных, полученных
в результате проверок деятельности других
налогоплательщиков, или с учетом данных
для плательщиков налогов, занимающихся
аналогичной деятельностью в подобных
условиях.
Как было указано в п. 6 письма Госналогслужбы
РФ, Министерства финансов РФ и Центрального
банка РФ от 13, 16 августа 1994 г. №№ ВГ-4-13/94н,
104, 104 «Порядок применения положений Указа
Президента Российской Федерации от 23
мая 1994 г. № 1006...», выбор аналогичных предприятий
осуществляется на основании критериев
отраслевой принадлежности, конкретного
вида деятельности, размера выручки, численности
производственного персонала и т. д. В
случае отсутствия на соответствующей
территории предприятий, осуществляющих
аналогичную деятельность, определение
объему полученной выручки, размер облагаемого
дохода определяется исходя из показателя
отношений между размером облагаемого
дохода и суммой выручки, полученной аналогичным
предприятием. При невозможности определения
Весьма близок к вышеуказанному
условный (презумптив-ный) способ определения дохода,
по которому размер дохода гражданина,
как правило, определяется на основании
вторичных признаков: суммы арендной платы
снимаемых апартаментов, средней суммы
расходов на жизнь и т. д. С определенного таким
образом «очень приблизительного» дохода
налог исчисляется в общем порядке.
Паушальный способ основан
на определении не условной суммы дохода,
а условной суммы налога. В Лихтенштейне,
например, налог, взимаемый с пенсионеров,
составляет 12% суммы их расходов на проживание.
Воздействие инфляции на налогообложение
С исчислением налогооблагаемой
Для нейтрализации негативных последствий
инфляции налоговое законодательство
зарубежных стран предусматривает различные
механизмы, например ведение шкалы доходов
в условных единицах, которая пересматривается
ежегодно (Швеция); систему переоценки
объектов недвижимости для целей поимущественного
налогообложения (США); систему возмещений
по налогам (Франция) и т. д.
Однако широкое распространение
получил такой эффективный метод инфляционной
корректировки, как индекс инфляции (индекс-дефлятор).
В соответствии со ст. 2 Закона о налоге
на прибыль при определении прибыли от
реализации основных фондов учитывается
разница между продажной ценой и остаточной
стоимостью этих фондов, увеличенной на
индекс инфляции, исчисленный в порядке,
установленном Правительством РФ.
В связи с этим Постановлением Правительства
РФ от 21 марта 1996 г. № 315 «Об утверждении
порядка исчисления индекса инфляции,
применяемого для индексации стоимости
основных фондов и иного имущества предприятий
при их реализации в целях определения
Список использованной литературы
1. Вестник Высшего
Арбитражного Суда Российской
Федерации, 2006. № 6.
2. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации, 2006. № 12.
3. Позиция авторов по этому вопросу была
подробно изложена в статье:
«НЛО» в налогообложении или неопознанные
объекты в НДС. Размышления по поводу одного
судебного прецедента» // Налоги, 2007. №
5—6.
4. Основы налогового права. Учебно-методическое пособие
/ Под ред. С. Пепеляева. М.: Инвест Фонд,
2005. С. 57.
5. Кашин В. Международные налоговые соглашения.
М.: Международные отношения, 2003. С. 85.