Возникновение и развитие налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить сущность, раскрыть проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
отследить историю возникновения налогов в России;
описать этапы реформирования и становления налоговой системы РФ;
изучить принципы построения налоговой системы;
выделить характерные черты современной налоговой системы РФ;

Файлы: 1 файл

Асархинов241Налоги.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

- единый социальный  налог;

- налог на  прибыль организаций;

- налог на  добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за  пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;

- налог на  наследование и дарение;

- государственная  пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся:

- налог на  имущество организаций;

- налог на  игорный бизнес;

- транспортный  налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены  НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. В настоящее время к местным налогам относятся:

- земельный  налог;

- налог на  имущество физических лиц.

Специальные налоговые  режимы:

- единый сельскохозяйственный  налог;

- единый налог  на вмененный доход от отдельных  видов деятельности;

- налогообложение при упрощенной системе налогообложения;

- налогообложение  при выполнении соглашений о  разделе продукции;

- таможенная  пошлина и таможенные сборы.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться  федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

2) субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие  налоги и сборы в соответствии  с принятыми в государстве  законами.

Субъектами  налога в РФ являются организации (юридические  лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Налогоплательщики и плательщики сборов уплачивают налоги (сборы), в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с налоговым законодательством.

Налогоплательщики и плательщики сборов, в соответствии со статьей 21 НК РФ, имеют следующие  права:

- получать по  месту своего учета от налоговых  органов бесплатную информацию (в  том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;

- получать от  Министерства финансов Российской  Федерации письменные разъяснения  по вопросам применения законодательства  Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;

- использовать  налоговые льготы при наличии  оснований и в порядке, установленном  законодательством о налогах  и сборах;

- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или  инвестиционный налоговый кредит  в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

- на своевременный  зачет или возврат сумм излишне  уплаченных либо излишне взысканных  налогов, пени, штрафов;

- представлять  свои интересы в налоговых  правоотношениях лично либо через  своего представителя;

- представлять  налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

- присутствовать  при проведении выездной налоговой  проверки;

- получать копии  акта налоговой проверки и  решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

- требовать  от должностных лиц налоговых  органов соблюдения законодательства  о налогах и сборах при совершении  ими действий в отношении налогоплательщиков;

- не выполнять  неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

- обжаловать  в установленном порядке акты  налоговых органов, иных уполномоченных  органов и действия (бездействие)  их должностных лиц;

- требовать  соблюдения налоговой тайны;

- требовать  в установленном порядке возмещения  в полном объеме убытков, причиненных  незаконными решениями налоговых  органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц  и другие права, установленные действующим налоговым законодательством.

Налогоплательщики обязаны:

- уплачивать  законно установленные налоги;

- встать на  учет в налоговых органах, если  такая обязанность предусмотрена  НК РФ;

- вести в  установленном порядке учет своих  доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

- представлять  в налоговый орган по месту  учета в установленном порядке  налоговые декларации по тем  налогам, которые они обязаны  уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";

- представлять  налоговым органам и их должностным  лицам в случаях, предусмотренных  НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

- выполнять  законные требования налогового  органа об устранении выявленных  нарушений законодательства о  налогах и сборах, а также не  препятствовать законной деятельности  должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

- предоставлять  налоговому органу необходимую  информацию и документы в случаях  и порядке, предусмотренном НК  РФ;

- в течение  четырех лет обеспечивать сохранность  данных бухгалтерского учета  и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

- нести иные  обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

3) органы государственной  власти и местного самоуправления  как институты власти, которые  наделены определенными правами  по изъятию налогов с субъектов  налога и установлению контроля  за уплатой налогов налогоплательщиками.

4) законодательная база (Налоговый кодекс РФ, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за их уплатой налогоплательщиками.

В России общую  линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.

Законодательные органы субъектов Федерации принимают  законы о налогах и сборах и  иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового Кодекса  РФ, принятого Законодательным Собранием  РФ.

Органы местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.

Существование такой структуры органов власти приводит к разработке многочисленного пакета документов и нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение.

Законодательство  РФ о налогах и сборах состоит  из:

- Налогового  кодекса РФ и принятых в  соответствии с ним федеральных  законов о налогах и сборах;

- законов о  налогах и сборах субъектов  РФ, принятых в соответствии с  НК РФ;

- нормативных  правовых актов органов муниципальных  образований о местных налогах  и сборах, принятых в соответствии  с НК РФ.

Основным документом, определяющим систему налогообложения, является Налоговый кодекс РФ, состоящий из двух частей.

Первой частью НК РФ установлен порядок действия законов о налогах (сборах), изложены основные положения о налогах, права  и обязанности участников налоговых  отношений, определены основные понятия и определения по налогообложению, изложены принципы налогообложения, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

Вторая часть  НК РФ посвящена раскрытию сущности видов налогов, а также раскрытию  сути специальных налоговых режимов, действующих на территории РФ. НК РФ в целом определяет концептуальные подходы к регулированию процессов исчисления и изъятия налогов и сборов в РФ.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему  контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Налоговые органы вправе: 1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; 2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ; 3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; 4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах; 5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ; 6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества; 7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги; 8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; 9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ; 10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам; 11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; 12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля и др.

Налоговые органы обязаны: 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах; 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения; 5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ и др.

1.2. Характеристика современной налоговой системы Российской Федерации

 

В конце апреля текущего года на сайте Министерства финансов Российской Федерации был  опубликован проект Основных направлений  налоговой политики Российской Федерации  на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, а 2 мая текущего года данный документ был одобрен на заседании Правительства Российской Федерации.

Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, данный документ  является основополагающим для  подготовки изменений в законодательство о налогах и сборах соответствующими органами власти и внесения их в Правительство Российской Федерации, что объективно способствует увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

Нельзя не отметить роль данного документа для субъектов  предпринимательской деятельности и граждан.

Структура документа состоит  из двух блоков: в первом разделе  подводятся основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем  периоде, включающем текущий год и двухлетний плановый период за ним, а во втором – содержится анализ предполагаемых мер в области налоговой политики, планируемых  на следующий год и следующий за ним двухлетний период.

Если говорить о будущем  состоянии налоговой системы в периоде 2013-2015 гг., то согласно Основным направлениям приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе; поддержка инвестиций, стимулирование инновационной деятельности; поддержание сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации с сохранением на прежнем уровне налоговой нагрузки по секторам экономики.

Информация о работе Возникновение и развитие налогообложения в России