Возникновения и развития налогов и налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российских граждан является создание эффективно работающей налоговой системы. За последние годы в основном определились контуры этой системы, требующие дополнительные отладки и шлифовки в соответствии с объективными экономическими и социальными условиями.
Налоговая система выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История возникновения и развития налогов и налогообложения
1.1 История развития налогообложения с 4-го тыс. до н.э. по XVII в. н.э.
Глава 2. Теоретические основы налогообложения
2.1 Законодательная база налогообложения в РФ
2.2 Система налогов и сборов
2.3 Налогоплательщики, их права и обязанности
Глава 3. Налоги как комплексная категория
3.1 Налоги как экономическая категория
3.2 Налог как правовая категория
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая налоги.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Налоги как комплексная категория

 

3.1. Налоги как экономическая категория

 

    Налоги - важнейшая  экономическая категория, исторически  связанная с появлением, существованием  и функционированием  государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и  их расходования, зависят от стадии экономического развития общества, породившего  соответствующее государство.

    Появление  государства приводит к тому, что, выражая интересы различных  классов  общества, оно вырабатывает экономическую, экологическую, демографическую, социальную и др. политику, для реализации которых  необходимы денежные средства. Кроме  этого, для того чтобы управлять  обществом государство вынуждено  содержать огромный аппарат принуждения - армию, милицию, налоговую полицию, чиновников и др. Для данной категории  работников также нужны средства, как источник материального их благополучия, которые они сами не создают.

Таким образом, для обеспечения  выполнения различных общественных программ и  материального благополучия (армии, милиции, чиновникам и др.), государству  необходимы огромные суммы средств.

    На  ранних  ступенях государственной организации   начальной формой налогообложения   можно считать жертвоприношение. Жертвоприношение было неписаным законом  и оно становилось принудительной платой или сбором. Причем процентная ставка сбора была определенной. В  Пятикнижии Моисея сказано: "И всякая десятина на земле, из семени земли  и из плодов дерева принадлежит Господу". Следовательно, первоначальная ставка налога составляла десятую часть  всех полученных доходов.

 

    В докапиталистическую  эпоху значительная часть государственных  потребностей покрывалась доменами - доходами от недвижимости, главным  образом от земли, находящейся в собственности  главы государства - короля, императора, монарха, и регалиями - доходами от монопольного права государства на занятие  определенной хозяйственной деятельностью.

    По  мере  развития товарно-денежных отношений   государственная собственность  постепенно сокращается (продается, дарится  и т.п.) и доходы от нее уменьшаются. Сокращение собственных доходов  государства (регалий и доменов) приводит к тому, что налоги становятся главным видом доходов государства  и приобретают преимущественно  денежную форму.

    Таким образом,  налоги как экономическая   категория носят исторический  характера. Они изменялись вместе  с развитием  государств. Кроме  того, объектом налоговых  отношений  является движение стоимости   в денежной форме. Оно носит  односторонний  характер: от налогоплательщика к  государству, при этом отсутствует  эквивалентность, т.е. плательщик конкретно  ничего не получает за свой платеж.

    Сущность  экономической  категории «налог»  остается  невыраженной, если исследовать   её только с позиций проводимой государством политики. Всестороннее познание всей многогранности экономических процессов и опосредствующих их экономических категорий необходимое условие создания действенного механизма управления этими процессами с учетом существующих базисных реалий. Любой налог должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами и тем самым обеспечивать общественный прогресс.

    Экономическая  категория – это совокупность  экономических отношений, которые  должны обладать определенными признаками, позволяющая выделить её из множества  других.

    Налог –  совокупность экономических отношений,  складывающихся на базе объективного  процесса перераспределения преимущественно   денежной формы стоимости ВВП  между государством (в лице соответствующих  государственных структур), местными органами власти и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами), по поводу принудительно-властного  изъятия части их доходов в  одностороннем, без эквивалентном, индивидуально безвозвратном порядке в общегосударственное пользование. Это определение налога в широком смысле.

    Современное  государство, экономика которого  основана, прежде всего, на рыночных  отношениях, должно обеспечивать  те интересы общества, решение которых слабо регулируются рынком или находятся за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:

    - необходимость  удовлетворения общественных  потребностей (управление, оборона,  обеспечение  правопорядка, безопасность, социальные расходы и т.п.);

    - необходимость  регулирования экономической   деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде,  и т.д.;

    - долгосрочные  капиталовложения и переложение  повышенных рисков с экономических  субъектов на государство (например, освоение космоса);

    - создание  общегосударственных резервов  на  случай непредвиденных обстоятельств. 

    Решение этих  задач осуществляется, прежде всего,  за счет налоговых поступлений. 

 

 

 

 

 

3.2 Налоги как правовая категория

 

    Экономическая  сущность налогов характеризуется   денежными отношениями, складывающимися   у государства с юридическими  и физическими лицами. Данные  отношения  объективно обусловлены  и имеют  специфическое общественное  назначение - мобилизацию денежных  средств в  распоряжение государства.

    Однако, на  практике решающее значение при   определении категории «налог»   приобретает именно его правовая  интерпретация. Научное толкование  содержания категории «налог»  способствует правильному установлению  норм и  правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика  на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными  формами проявления категории «налог»  являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти.

    С организационно-правовой  стороны налог - это обязательный  платеж, поступающий  в бюджетный  фонд в определенных законом  размерах и в установленные   сроки.

    Уплачивая  налог, налогоплательщик одновременно  не вправе требовать индивидуального  встречного удовлетворения со стороны  государства и не может требовать  возврата уплаченных сумм, поскольку  за счет средств налогоплательщика  государство совершает действия, необходимые всему обществу в  целом. Следовательно, налогоплательщик не вправе требовать возмещения тех  затрат, которые он понес в связи  с уплатой налога, ни в виде услуг  или иных каких-то благ (действий), ни в виде денежных средств, которые  бы возвратились налогоплательщику  по истечению определенного периода  времени. В этом состоит признак налога – безвозвратность. Фактически именно признак безвозвратности свидетельствует об отсутствии эквивалентного характера в имущественных отношениях, регулируемых налоговым правом.

    Задача любого  государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества, при этом удовлетворение данных потребностей осуществляется путем совершения определенных действий – обеспечения обороны, поддержания общественного порядка, содержания государственного аппарата и т.д. По сути своей, уплата налогоплательщиком налога не порождает у государства встречной обязанности оказать какую-либо услугу для конкретного налогоплательщика. Налог взимается в целях покрытия потребностей общества, которые в большей мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика. Налогоплательщик же уплачивает налог, не ожидая взамен какой-либо компенсации от государства. В этом состоит один из важнейших признаков налога – признак индивидуальной безвозмездности.

    Наиболее  сложным  и противоречивым элементом  признака обязательности «является форма уплаты налога». Налоговый кодекс РФ не дает однозначного ответа на вопрос, в какой же форме выступает налог – добровольного платежа или принудительного взыскания.

    Взыскание  налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества – оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. При этом Конституционным Судом РФ отмечается, что налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

      На основании  изложенного можно сделать вывод,  что сложившийся подход к изучению  признаков налога основывается  на признании в качестве основной  цели налога финансирование государства  (в том числе региональных и муниципальных образований).

Заключение

 

С помощью налогов  определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов  регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия.

В условиях рыночной экономики  налоговая политика хозяйствующих  субъектов становится одним из важнейших  элементом деятельности предприятий. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынках капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов, путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности и снижения налогового бремени.

Формирование рыночных отношений предполагает конкурентную борьбу между различными товаропроизводителями, победить в которой смогут те из них, кто наиболее эффективно использует все виды имеющийся ресурсов, оптимально планирует свое налогообложение.

Особенность российского  налогового законодательства в том, что оно непостоянно. Поправки в  нормативные акты различного уровня вносятся еженедельно. Основные направления  повышения эффективности налоговой  системы связаны с совершенствованием структуры налогов, а также с созданием налоговых органов всех уровней, оптимально обеспечивающих их сбор.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Конституция РФ. - М.: ТК Велби, 2008- 164 с.

2. Налоговый кодекс  РФ, части первая и вторая. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 688 с.

3. Бюджетный кодекс  РФ. - М.: 2008. - 160 с.

4. Аванс при «упрощенке»  является доходом: Письмо Минфина  России от 25.01.2006 г. № 03-11-04/2/15 // Ежемесячный журнал «Главбух». - 2006. - №4. С.19.

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 6 октября 2007 г. №313-ФЗ // «Российская газета». - 2006. - №11. -С.5.

6. О введении единого  налога на вмененный доход  на территории г. Ижевска: Решение  Городской думы г. Ижевска от 23 ноября 2008 г. №25 // Ежемесячный журнал «Главбух». - 2009. - №3. С.15.

7. О внесении изменений  в главы 26.2 и 26.3 Налогового  кодекса Российской Федерации:  Федеральный закон от 21.07.2005 г.  №101-ФЗ // «Российская газета». - 2008. - №7. -С.16.

8. О налоге на имущество физических лиц: Федеральный закон РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ // «Российская газета». - 2007. - №9. -С.19.

9. О применении упрощенной  системы налогообложения на основе  патента в УР: Закон УР от 28 ноября 2008 г. №60-НЗ // «Налоговый вестник». - 2007. - №1. - С.6-9.

10. Акчурина Е.В., Солодко  Л.П. Бухгалтерский и финансовый  учет: Учебное пособие. - М.: Изд-во  «Экзамен», 2008. - 416 с.

11. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 692 с.

12. Богачева О.В. Налоговый потенциал и региональные счета // Финансы. 2000. 2-3. С. 2124.

13. Глухов В.В., Дольдэ И.В. Налоги: теория и практика. СПб.: Фонд Специальная  литература, 2002.

14. Горский И.В. Налоги: история  и современность. М., 1999.

15. Гуреев В.И. Российское налоговое право. М.: Экономика, 2001.


Информация о работе Возникновения и развития налогов и налогообложения