Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:03, доклад
При соблюдении этих условий в соответствии со ст. 91 НК РФ должностные лица налоговых органов получают беспрепятственный доступ на территорию или в помещение организации для проведения налоговой проверки. При воспрепятствовании доступу проверяющими составляется акт, подписываемый ими и налогоплательщиком. На основании данного акта представители налогового органа вправе самостоятельно определять суммы налогов, подлежащих уплате, по аналогии или на основании оценки имеющихся у них данных о налогоплательщике.
Выездная налоговая проверка проводится на территории проверяемого. Непосредственно после прибытия на место проверяющие должны предъявить руководителю проверяемой организации свои служебные удостоверения, а также решение о проведении выездной налоговой проверки, утвержденное руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В решении перечисляются вопросы, по которым проверяется организация, а также указываются сроки проведения проверки.
С решением о проведении выездной налоговой проверки должен быть ознакомлен (под подпись) руководитель организации.
При соблюдении этих условий в соответствии со ст. 91 НК РФ должностные лица налоговых органов получают беспрепятственный доступ на территорию или в помещение организации для проведения налоговой проверки. При воспрепятствовании доступу проверяющими составляется акт, подписываемый ими и налогоплательщиком. На основании данного акта представители налогового органа вправе самостоятельно определять суммы налогов, подлежащих уплате, по аналогии или на основании оценки имеющихся у них данных о налогоплательщике.
Непосредственному проведению проверки первичных документов предшествует собеседование проверяющих с руководителем организации, главным бухгалтером и иными должностными лицами проверяемой организации, ответственными за исчисление и уплату налогов. Целью проведения вышеуказанного собеседования является получение общей информации о деятельности проверяемого, а также решение отдельных вопросов организации проверки (предоставление помещения проверяющим и т.д.).
Налоговые органы вправе производить следующие действия при проведении выездной налоговой проверки:
- истребование документов (ст. 93 НК РФ);
- инвентаризация имущества (ст. 89 НК РФ, Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденное приказом Минфина России и МНС России 10.03.1999 N 20н, ГБ-3-04/39, далее - Приказ N ГБ-3-04/39);
- осмотр (ст. 92 НК РФ);
- выемка (изъятие) документов (ст. 94 НК РФ).
Истребование документов производится при всех видах налоговых проверок. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Проверяемому вручается Требование о представлении документов (по форме согласно приложению N 2 к инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138, далее - Инструкция N 60). В течение пяти дней со дня получения данного требования проверяемый обязан представить надлежаще заверенные копии документов в налоговый орган. Отказ или непредставление в установленные сроки, а также иное уклонение от представления таких документов либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ, - штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ, а также штраф в размере 5000 руб., взимаемый с проверяемой организации. На должностных лиц данной организации налагается административный штраф от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.6 КоАП РФ).
Кроме истребования документов, при проведении налоговых проверок налоговые органы вправе требовать пояснения от проверяемого. Обязанность проверяемого давать объяснения по интересующим вопросам предусмотрена подпунктом 7 п. 1 ст. 23 НК РФ. Объяснения в отношении интересующих проверяющего сведений составляются в письменной форме. К объяснению могут прилагаться соответствующие документы (накладные, счета-фактуры, приказы, решения общего собрания и т.д.)
Осмотр производственных,
складских, торговых и иных
помещений и территорий, используемых
проверяемым для извлечения
В осмотре
производственных, складских, торговых
и иных помещений и территорий
вправе участвовать лицо, в отношении
которого осуществляется
Если у проверяющих имеются достаточные основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.
Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов.
Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.
Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления, подлежащего утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.
Согласно Инструкции
Минфина РСФСР от 26.07.1991 N 16/176 "О
порядке изъятия должностным
лицом Государственной
- первичные документы;
- денежные документы;
- планы,
сметы, декларации и иные
- другие справочные материалы и расчеты, за исключением документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, определенную в установленном законодательством порядке.
Если должностные лица предприятия, учреждения, организации и граждане оказывают противодействие изъятию документов или существует реальная угроза их уничтожения, сокрытия, работники органов МВД России оказывают помощь должностному лицу налогового органа в изъятии документов.
Представители налогового органа тщательно осматривают подлежащие изъятию документы в местах их хранения, а в случае непригодности к их дальнейшему осмотру недооформленные тома документов (неподшитые, непронумерованные и т.д.) в присутствии представителей налогового органа дооформляются должностными лицами предприятия, учреждения, организации. При этом одновременно составляется специальная опись изъятых документов и производится фиксация их содержания, а в необходимых случаях оформляются копии изъятых документов, о чем указывается в протоколе изъятия.
В случае пропажи или гибели документов на предприятии, в учреждении и организации по предложению налогового инспектора, производящего изъятие документов, руководитель предприятия, учреждения, организации приказом (письменным или устным распоряжением) назначает комиссию по расследованию причины пропажи или гибели документов. В необходимых случаях для участия в работе комиссии налоговым инспектором приглашаются представители охраны и государственного пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителями предприятия, учреждения, организации. Копия акта должна быть представлена должностному лицу налоговой инспекции, производящему изъятие документов.
Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.
Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.
Изъятые документы передаются на хранение в налоговый орган и хранятся в спецчасти до принятия решения руководителем налогового органа об их осмотре, проверке и исследовании. При отсутствии злоупотреблений изъятые документы возвращаются предприятиям, учреждениям, организациям. В случаях обнаружения злоупотреблений для проведения бухгалтерской или специальной экспертизы изъятые у предприятий, учреждений, организаций и граждан документы передаются по решению руководителя налогового органа в следственные органы; решение о возврате документов принимается следственными органами, о чем также сообщается письменно налоговому органу и руководителям предприятий, учреждений, организаций и гражданам.
При проведении выездной налоговой проверки налоговые органы формируют доказательную базу по фактам выявленных налоговых правонарушений. Для обеспечения доказательств привлекаются свидетели (ст. 90 НК РФ). В необходимых случаях проводится экспертиза (ст. 95 НК РФ), привлекаются специалисты (ст. 96 НК РФ) и переводчики (ст. 98 НК РФ).
По окончании
выездной налоговой проверки
проверяющий составляет