Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 19:37, курсовая работа
Целью выполнения данной работы является исследование особенностей проведения выездной налоговой проверки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть выездную налоговую проверку, как одну из наиболее эффективных форм налогового контроля;
- изучить основные права и обязанности должностных лиц налоговых органов, производящих выездную налоговую проверку;
- охарактеризовать права налогоплательщиков в ходе проведения выездной налоговой проверки;
- рассмотреть порядок выезда проверяющих к налогоплательщику, начиная с предъявления решения о назначении проверки;
- привести примеры возможного законного и незаконного воспрепятствования доступу должностных лиц на территорию проверяемого налогоплательщика;
Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты проведения выездной налоговой
проверки…………………………………………………………………5
1.1. Выездная налоговая проверка как одна из наиболее эффективных
форм налогового контроля…………………………………………...5
1.2. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов
при проведении выездной налоговой проверки…………………….8
2. Порядок проведения выездной налоговой проверки………………..12
2.1. Порядок выезда проверяющих к налогоплательщику…………….12
2.2. Приемы и методы проверки учетной документации
налогоплательщика………………………………………………….19
2.3. Ситуации, требующие выемки документов, осмотра
используемых для осуществления предпринимательской
деятельности территорий и помещений налогоплательщика,
инвентаризации имущества, организации встречных проверок,
экспертизы……………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………..29
Список использованной литературы……………………………
Акт выездной налоговой проверки подписывается уполномоченными должностными лицами налоговых органов и налогоплательщиком либо его представителем и может быть направлен налогоплательщику по почте заказным письмом или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В этом случае к экземпляру акта, остающемуся на хранении в налоговом органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа передачи акта налогоплательщику[13,c.90].
2.2 Приемы и методы проверки учетной документации налогоплательщика
Приемы и методы проверки учетной документации
налогоплательщика определяются проверяющими самостоятельно,
исходя из:
- особенностей применяемой организацией системы бухгалтерского
учета, его состояния;
- сделанных в результате предпроверочного анализа данных о
проверяемом налогоплательщике, выводов о наличии повышенной
вероятности обнаружения у него налоговых правонарушений;
- объемов подлежащей проверке документации;
- иных обстоятельств.
В ходе проверки учетной документации налогоплательщика
контролируется:
- полнота устранения выявленных предыдущей проверкой нарушений
правил учета доходов и расходов, учета объекта налогообложения, а
также иных нарушений законодательства о налогах и сборах;
- соответствие показателей, отраженных в налоговых декларациях,
данным бухгалтерской отчетности с учетом их корректировки для
целей налогообложения. Проверка производится раздельно по каждой
форме налоговой декларации в разрезе проверяемых видов налогов и
сборов путем сопоставления показателей, содержащихся в налоговой
декларации, с соответствующими показателями бухгалтерской
отчетности;
- соответствие показателей налоговой, а также бухгалтерской
отчетности организации, имеющих значение для правильного
исчисления налоговой базы, данным синтетического и аналитического
учета;
- полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете
финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование
налоговой базы. На данном этапе проверки проверяющие должны
проконтролировать: правильность определения данных по выручке от
реализации продукции (работ, услуг); правильность определения
затрат на производство реализованной продукции; влияние на
исчисление налогов выручки от прочей реализации; влияние на
исчисление налогов доходов и расходов от внереализационных
операций; формирование финансовых результатов для определения
налога на прибыль; достоверность составления и представления
отчетности о движении денежных средств и т.д.;
- правильность применения цен на товары (работы, услуги) для
целей налогообложения по сделкам между взаимозависимыми лицами,
по товарообменным операциям, при совершении внешнеторговых
сделок;
- обоснованность применения предусмотренных законодательством
налоговых ставок, льгот, правильность исчисления сумм налогов,
подлежащих уплате.
Проверка каждого отдельного учетного документа включает в
себя:
- формальную проверку, состоящую в визуальном изучении
документа с точки зрения наличия в нем всех необходимых
реквизитов, а также соблюдения иных правил его оформления,
установленных действующим законодательством для такого рода
документов;
- арифметическую проверку, в ходе которой контролируется
правильность подсчетов количественных (суммовых) показателей в
первичных документах, учетных регистрах и отчетных форм (как
правило, осуществляется выборочным методом);
- правовую проверку, в процессе которой устанавливается
соответствие содержания документа действующему на момент
совершения операции законодательству.
Исходя из метода проверки документов, налоговый контроль
подразделяется на сплошной и выборочный. Сплошной налоговый контроль основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета за продолжительный период времени, а выборочный налоговый контроль предусматривает проверку части первичных документов за один или несколько месяцев. Как правило, если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства, то после нее проводится сплошная проверка.
2.3 Ситуации, требующие выемки документов, осмотра используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий и помещений налогоплательщика, инвентаризации имущества, организации встречных проверок, экспертизы.
При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса:
1. Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки;
2. Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время;
3. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности;
4. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов;
5. Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки;
6. О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса и настоящей статьей;
7. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов;
8. В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном настоящей статьей. При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия;
9. Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка;
10. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 настоящего Кодекса:
1. Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков), в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов;
2. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
3. Осмотр производится в присутствии понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.
4. В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.
5. О производстве осмотра составляется протокол.
В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Он может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы. Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, о чем составляется протокол. При проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы подлежит ознакомлению с постановлением о назначении экспертизы.
При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:
1) заявить отвод эксперту;
2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
5) знакомиться с заключением эксперта.
Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В этом заключении излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы. Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается тому же или другому эксперту. Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту. Дополнительная и повторная экспертизы назначаются с соблюдением требований, предусмотренных настоящей статьей.
Если при проведении выездной налоговой проверки возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, проводится встречная проверка документов этих лиц, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Предметом встречной проверки являются, в частности, документы организаций (индивидуальных предпринимателей), выступающих контрагентами проверяемого налогоплательщика, с целью выяснения факта совершения определенной сделки (сделок). Встречные проверки проводятся в случаях, когда имеются основания предполагать неоприходование полученных по сделкам с иными лицами продукции (товаров), выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и иных денежных средств, не отражение на счетах реализации зачетов погашения взаимных требований, результатов товарообменных и иных безденежных операций, операций по уступке прав требований и в иных аналогичных случаях. Также истребуются документы у тех контрагентов проверяемого налогоплательщика, приобретение продукции (товаров) от которых или отгрузка продукции (товаров) которым осуществлена по документам, оформленным с нарушением установленных требований (с допущенными исправлениями, подчистками, расплывчатыми, нечеткими подписями, печатями, штампами организаций и т.п.), без заключения договоров в письменной форме и т.д.
Информация о работе Выездные налоговые проверки: порядок проведения