Земельный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является исследование основных теоретических и практических основ, касающихся установления и взимания земельного налога.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:
- определение понятия и функций земельного налога;
- рассмотрение принципов правового регулирования земельного налога;
- определение правового статуса плательщиков земельного налога;
- изучение правовой характеристики объекта земельного налога;
- исследование основных элементов земельного налога;
- разработка предложений по совершенствованию законодательства о земельном налоге.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основные положения Земельного Законодательства Российской Федерации
1.1. Основные положения, субъекты и объекты налогообложения
1.2. Основные элементы налогообложения
1.3. Порядок определения размера земельного налога
Глава 2. Анализ исчисления налога и авансовых платежей по налогу
2.1. Выявление и анализ трудностей, возникающих при расчете земельного налога
2.2. Земельный налог как источник формирования местных бюджетов в Российской Федерации
Глава 3. Основные направления совершенствования российского законодательства о земельном налоге
3.1. Повышение ответственности плательщиков земельного налога за нарушение законодательства о налогах и сборах
3.2. Определение суммы налога по участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований и повышение эффективности кадастровой оценки
3.3. Расширение полномочий представительных органов муниципальных образований по изменению ставок земельного налога с учетом интересов налогоплательщиков
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсач пример 2.docx

— 88.05 Кб (Скачать файл)

Налоговой базой признается кадастровая стоимость земельных  участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством.

Налогоплательщики-организации  определяют налоговую базу самостоятельно по данным земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем  им на праве собственности или  праве постоянного (бессрочного) пользования.

Для физических лиц налоговая  база определяется налоговыми органами. Ее размер уменьшается на 10 000 руб. для  следующих категорий налогоплательщиков:

·  Героев Советского Союза, Героев РФ, полных кавалеров ордена славы.

·  Инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности.

·  Инвалидов с детства.

·  Ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войн, а также ветеранов и инвалидов боевых действий.

·  Физических лиц, подвергшихся воздействию радиации.

Земельный налог определяется в расчете на год исходя из облагаемой налогом площади земельного участка (налоговой базы). В облагаемую налогом  площадь земельного участка включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые  для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены  в пользование другим организациям и физическим лицам.

Сумма налога рассчитывается по истечении налогового периода  как процентная доля налоговой базы:

Нз = Бн*i/100, (1)

где Нз – земельный налог, руб.

Бн – налоговая база, руб.

i – ставка налога, %

В течение года налогоплательщики  уплачивают авансовые платежи. Сумма  авансового платежа физического  лица исчисляется как произведение налоговой базы и не более 1/2 налоговой  ставки в случае внесения одного авансового платежа и не более 1/3 – в случае внесения двух.

Сумма налога к уплате в  бюджет как разница между суммой начисленного налога и суммами авансовых  платежей по налогу:

Нзу = Нз - Аз, (2)

где Нзу – сумма налога к уплате в бюджет

Нз – сумма начисленного налога

Аз – сумма авансовых  платежей

Налогоплательщики, в отношении  которых отчетный период определен  как квартал, исчисляют суммы  авансовых платежей как 1/4 соответствующей  налоговой ставке процентной доли кадастровой  стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося  налоговым периодом.

Налог уплачивается в сроки, установленные органами муниципальных  образований [8, с 175-176].

Что касается льгот по данному  налогу, то льготы по земельному налогу, введенные на всей территории Российской Федерации, установлены Законом  РФ «О плате за землю». Перечень льгот  по земельному налогу, определенных на федеральном уровне, приведен в ст. 12 этого закона. Кроме того, поскольку земельный налог отнесен налоговым законодательством к числу местных налогов, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления вправе, руководствоваться ст. 13 и ст. 14 Закона РФ «О плате за землю», устанавливать отдельным категориям налогоплательщиков дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, остающихся (находящихся) в их распоряжении [1].

 

ГЛАВА II.ЗЕМЕЛЬНЫЙ  НАЛОГ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ

1. Роль налога  как источника формирования доходов  бюджета в Российской Федерации

Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука считала, что земля является самым лучшим объектом обложения.

В настоящее время роль земельного налога в бюджетной системе  РФ относительно невелика – от менее  одного процента до чуть более двух-трех процентов всех налоговых доходов  соответствующего бюджета.

Земельный налог относится  к группе платежей за пользование  природными ресурсами, среди которых  занимает примерно 70 % [7].

Так как земельный налог  относится к группе местных налогов  и сборов в соответствии с классификацией, предложенной НК РФ, то основной удельный вес земельный налог занимает в бюджетах органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации [12, с. 157].

Таблица №1

Налоговые доходы в бюджетной  системе РФ по земельному налогу (данные на 1.10.2008г) Руб.

 

Городских округов

Муниципальных районов

Городских и сельских поселений

ИТОГО

РФ

36790348470,79

5498627231,81

10484622834,1  

52773598537

Центральный округ

7507974275,56

4259983927,04

2612088980,19

1430047183

 

Северо-Западный округ

1514631132,04

28902576,90

1083533334,16

2627067043

 

Южный округ

4607307972,73

17599650,71

325767045,44

7882774669

 

Приволжский округ

9352229558,50

114658150,16

1945233077,88

12444030787

 

Уральский округ

325629915,78

13463840,65

325629915,77

664723672,2

 

Сибирский округ

7392413182,93

24270863,24

1094881959,43

8511566006

 

Дальневосточный округ

1095681198,86

7836223,11

165388521,29

1268905943

 

ИТОГ

68586215707

10997252464

20969245668

100552713840,2

 
                 

Источник: [17]

Исходя из данных таблицы 1, на 1 октября 2008 года в бюджетную  систему РФ поступило денежных средств  по земельному налогу 1 005 527 138 40,2 руб. При  этом больший доход приносят Приволжский  округ по городскому округу 9 млн. 352 тыс.руб. или 9,3%, Центральный округ по муниципальному району 4 млн. 259 тыс.руб или 4,2%, а также Уральский округ по городскому и сельскому поселению 3 млн. 257 тыс.руб или 0,32% от всей доходной части консолидированного бюджета.

Необходимо отметить, что, в связи с экономическим кризисом поступление доходов по земельному налогу снизились. Это наблюдается  при сравнении предыдущего года с 2008 годом.

Таблица №2

Налоговые доходы в консолидированный  бюджет субъектов РФ.

Млн. руб.

 

Октябрь 2007 г

Октябрь 2008 г

% к 2007 г

РФ

53 813,5

52 773,5

98,06

Центральный округ

15 005

14 380

95,8

Северо-Западный округ

2 394,2

2 627,1

109,7

Южный округ

66 848,2

7 882,7

11,79

Приволжский округ

12 679,4

12 444

98,1

Уральский округ

6 535,9

664,7

10,2

Сибирский округ

9 045,1

8 511,5

94,1

Дальневосточный округ

1 468,8

1 268,9

86,3


Источник: [17,18]

За рассматриваемый период октябрь 2008г в бюджетную систему  поступило 52 773,5 млн.руб, это на 1,94% меньше чем в 2007г. В Уральском округе наблюдается снижение поступлений в 2008 году на 10,2%. Это снижение составило почти 90% от общей суммы поступлений. Это связано прежде всего с кризисом. В Северо-Западном округе наоборот наблюдается увеличение поступлений на 9,7%.

В целях обеспечения полноты  контроля за соблюдением бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации установлено, что региональные и местные налоги и сборы, являющиеся источниками формирования доходов  бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов (за исключением  бюджетов субъектов Российской Федерации, не получающих в 2004 году дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки  субъектов Российской Федерации  в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона), зачисляются на счета органов федерального казначейства для последующего перечисления доходов в бюджеты разных уровней не позднее следующего рабочего дня после получения от банка выписки со счета органа федерального казначейства [3].

Установлено, что плательщики  земельного налога за сельскохозяйственные угодья, иные земли сельскохозяйственного  назначения, а также арендной платы  за указанные земли, находящиеся  в государственной собственности  до разграничения государственной  собственности на землю, перечисляют  указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов  от их уплаты между уровнями бюджетной  системы Российской Федерации в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.

После разграничения государственной  собственности на землю на федеральную  собственность, собственность субъектов  Российской Федерации и собственность  муниципальных образований плательщики арендной платы за земельные участки перечисляют указанные платежи на счета органов федерального казначейства для последующего зачисления их в доходы бюджета в зависимости от установленного права собственности на земельные участки [13].

2. Анализ поступлений  земельного налога в бюджет  Тюменской области

Консолидированный бюджет Тюменской  области в структуре своих  доходов имеет более 93% налоговых  доходов (по данным на 1.10.2008). По уровню налоговых доходов бюджет Тюменской  области находится на четвертом  месте по России после городов  федерального значения Москва, Санкт-Петербург  и Московской области.

Таблица №3

Налоговые поступления в  бюджетную систему Уральского округа

Руб.

 

Октябрь 2007г

Октябрь 2008г

% к 2007г

Курганская область

140837791,1

224748940,2

159,8

Свердловская область

3141267050

2633966859

83,8

Тюменская область

644617078,3

592910002,8

91,9

Челябинская область

1950004446

93525396,34

4,79

ХМАО

479206280

389366382,4

81,25


Источник: [17,18]

За рассматриваемый период в бюджетную систему поступило 4 046 740 345 руб. Больше всего поступлений  зафиксировано в Свердловской области 26 339 668 59 руб. Меньше всего поступлений  наблюдается в ЯНАО на 36,6% в 2008г  по сравнению с 2007. Это может быть вызвано многими причинами, одной  из основных является неблагоприятный  климат и конечно же сложившаяся  ситуация в стране, это экономический  кризис. В Челябинской области  так же наблюдается снижение на 1 856 млн.руб или на 95,2%. Положение Тюменской области среди других областей стабильней, это видно при сравнении 2008г с предыдущим и эта разница составляет 8,1%.

Структура поступлений в  Тюменской области характеризует  хорошее развитие региона, несмотря на кризисные тенденции в мировой  и российской экономике. Тюменская  область занимает второе место, судя по структуре, 15% от общего объема поступлений.

 

ГЛАВА 3. НОВЫЙ  ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: НЕОТЛОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Для понимания всей значимости происходящих изменений необходим  комплексный подход к рассматриваемой  проблеме. В цивилизованном мире плата  за землю является эффективным инструментом рационального землепользования.

В результате применения рыночной стоимости в качестве базы для  исчисления земельного налога или арендной платы автоматически создается  стимул эффективного землепользования, под которым понимается размещение объекта по принципу лучшего и  наиболее эффективного использования  в оптимальной оценочной зоне – кадастровом квартале. Ранее  в России такой стимул отсутствовал. ФЗ № 1738-1 от 11 октября 1991г. «О плате  за землю» не только не содержал рыночных норм, но предполагал взаимоисключающие  методологические подходы. Достаточно сопоставить некоторые положения  этого закона, например: «Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель… обеспечение  развития инфраструктуры в населенных пунктах…» (ст. 2) и «… Размер земельного налога не зависит от результатов  хозяйственной деятельности собственников  земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади  в расчете на год…».

Первой и главной новацией, задекларированной еще в 2001 г. в  ст. 65 Земельного кодекса и получившей практическое применение со вступлением  в силу гл. 31 Налогового кодекса («Земельный налог«), стало понятие кадастровой  стоимости земельного участка. Важно  практическое значение этого понятия, т.к. к нему неизбежно обратятся, например, те землепользователи, которые  пожелают оспорить результаты кадастровой  оценки в силу увеличившейся налоговой  нагрузки.

Понятие кадастровой стоимости  содержится в письме Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству  № 1-16/1240 от 14 июня 1996 г. «О методологических рекомендациях по кадастровой оценке земли», согласно которому кадастровая  стоимость – это стоимость (наиболее вероятная цена продажи) свободного от улучшений земельного участка (прав на него) или вклад земли в рыночную стоимость (наиболее вероятную цену продажи) земельного участка с его  улучшениями (прав на них).

Кадастровая стоимость –  это разновидность массовой долгосрочной оценки стоимости земельного участка, отражающая рыночные представления  о ценности земельного участка. Нельзя приравнять рыночную и кадастровую стоимости земельного участка в силу следующих существенных отличий:

Массовость. Кадастровая  оценка, в отличие от рыночной, не может учитывать индивидуальных особенностей каждого конкретного земельного участка. Она выполняется по четырнадцати видам разрешенного использования земельного участка на весь кадастровый квартал и механически переносится на каждый конкретный участок, входящий в данный кадастровый квартал.

Долгосрочность. Кадастровая  стоимость фиксируется на определенную дату, причем дата утверждения результатов  кадастровой оценки, как правило, существенно позднее даты фактического проведения оценки и используется в  течение определенного количества последующих лет. В свою очередь, рыночная стоимость, хотя она и отражает представление о наиболее вероятной  цене сделки на конкретную дату тоже в  прошлом, как правило, рекомендуется  к использованию в течение  незначительного промежутка времени.

Информация о работе Земельный налог