Земельный налог — уплачивают организации и физические
лица, обладающие земельными участками
на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного
наследуемого владения.
Земельный налог (Land tax) – это
налог на доходы с земли.
НК РФ
относит Земельный налог к местным налогам.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают
действовать на территориях муниципальных
образований в соответствии с НК РФ и нормативными
правовыми актами представительных органов
муниципальных образований о налогах.
Земельный налог и налог на имущество
физических лиц устанавливаются НК и нормативными
правовыми актами представительных органов
поселений (муниципальных районов), городских
округов о налогах и обязательны к уплате
на территориях соответствующих поселений
(межселенных территориях), городских
округов, если иное не предусмотрено пунктом
7 статьи 12 НК РФ. Земельный налог и налог
на имущество физических лиц вводятся
в действие и прекращают действовать на
территориях поселений (межселенных территориях),
городских округов в соответствии с НК
и нормативными правовыми актами представительных
органов поселений (муниципальных районов),
городских округов о налогах.
Налогоплательщики
Налогоплательщиками налога
признаются организации и физические
лица, обладающие земельными участками,
признаваемыми объектом налогообложения
в соответствии со статьей 389 НК, на праве
собственности, праве постоянного (бессрочного)
пользования или праве пожизненного наследуемого
владения, если иное не установлено настоящим
пунктом.
Объект налогообложения
Налогом облагаются земельные
участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга),
на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
земельные участки,
изъятые из оборота в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
земельные участки,
ограниченные в обороте в соответствии
с законодательством Российской Федерации,
которые заняты особо ценными объектами
культурного наследия народов Российской
Федерации, объектами, включенными в Список
всемирного наследия, историко-культурными
заповедниками, объектами археологического
наследия;
земельные участки,
ограниченные в обороте в соответствии
с законодательством Российской Федерации,
в пределах лесного фонда;
земельные участки,
ограниченные в обороте в соответствии
с законодательством Российской Федерации,
занятые находящимися в государственной
собственности водными объектами в составе
водного фонда, за исключением земельных
участков, занятых обособленными водными
объектами.
Налоговая база
Налоговая база в
отношении каждого земельного участка
определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося
налоговым периодом. Налоговая база определяется
отдельно в отношении долей в праве общей
собственности на земельный участок, в
отношении которых налогоплательщиками
признаются разные лица либо установлены
различные налоговые ставки.
Налогоплательщики-организации
определяют налоговую базу самостоятельно
на основании сведений государственного
кадастра недвижимости о каждом земельном
участке, принадлежащем им на праве собственности
или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщики - физические
лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями,
определяют налоговую базу самостоятельно
в отношении земельных участков, используемых
(предназначенных для использования) ими
в предпринимательской деятельности,
на основании сведений государственного
кадастра недвижимости о каждом земельном
участке, принадлежащем им на праве собственности,
праве постоянного (бессрочного) пользования
или праве пожизненного наследуемого
владения.
Налоговые ставки
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных
образований (законами городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга) и
не могут превышать:
0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
отнесенных к землям
сельскохозяйственного назначения или
к землям в составе зон сельскохозяйственного
использования в поселениях и используемых
для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.
Налоговые льготы
НК РФ предусматривает на всей
территории страны Налоговые льготы в
виде уменьшения на не облагаемую налогом
сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика
на территории одного муниципального
образования (городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении
земельного участка, находящегося в собственности,
постоянном (бессрочном) пользовании или
пожизненном наследуемом владении для
следующих категорий налогоплательщиков:
Героев Советского
Союза, Героев Российской Федерации, полных
кавалеров ордена Славы;
инвалидов, имеющих
I группу инвалидности, а также лиц, имеющих
II группу инвалидности, установленную
до 1 января 2004 года;
инвалидов с детства;
ветеранов и инвалидов
Великой Отечественной войны, а также
ветеранов и инвалидов боевых действий;
физических лиц, имеющих
право на получение социальной поддержки
в соответствии с Законом Российской Федерации
"О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона
Российской Федерации от 18 июня 1992 года
N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом
от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной
защите граждан Российской Федерации,
подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
физических лиц, принимавших
в составе подразделений особого риска
непосредственное участие в испытаниях
ядерного и термоядерного оружия, ликвидации
аварий ядерных установок на средствах
вооружения и военных объектах;
физических лиц, получивших
или перенесших лучевую болезнь или ставших
инвалидами в результате испытаний, учений
и иных работ, связанных с любыми видами
ядерных установок, включая ядерное оружие
и космическую технику.
Уменьшение налоговой базы на
не облагаемую налогом сумму производится
на основании документов, подтверждающих
право на уменьшение налоговой базы, представляемых
налогоплательщиком в налоговый орган
по месту нахождения земельного участка.
Порядок и сроки представления налогоплательщиками
документов, подтверждающих право на уменьшение
налоговой базы, устанавливаются нормативными
правовыми актами представительных органов
муниципальных образований (законами
городов федерального значения Москвы
и Санкт-Петербурга). При этом срок представления
документов, подтверждающих право на уменьшение
налоговой базы, не может быть установлен
позднее 1 февраля года, следующего за
истекшим налоговым периодом.
Если размер не облагаемой налогом
суммы превышает размер налоговой базы,
определенной в отношении земельного
участка, налоговая база принимается равной
нулю.
Земельный налог, так же устанавливается
представительными органами муниципальных
образований. Например, на территории
г. Ярославля вводится решением муниципалитета от
07.11.05 N 146 "О земельном налоге". И вводит
дополнительные налоговые льготы, которые
действительные в пределах города (в размере
100%):
собственникам жилых
помещений в многоквартирных домах, а
также товариществам собственников жилья,
жилищным, жилищно-строительным и иным
специализированным потребительским
кооперативам, созданным в целях удовлетворения
потребностей граждан в жилье;
инвалидам - в отношении
земельных участков, занятых жилищным
фондом, приобретенных (предоставленных)
для личного подсобного хозяйства, дачного
хозяйства, садоводства, огородничества,
занятых гаражами для личного автотранспорта.
Льгота предоставляется в отношении
одного земельного участка по каждому
виду использования. Налоговые льготы
по земельному налогу в размере 70% гражданам
в отношении земельных участков, занятых
индивидуальными жилыми домами, в том
числе приобретенных (предоставленных)
для индивидуального жилищного строительства,
на которых расположены завершенные строительством
индивидуальные жилые дома, права на которые
зарегистрированы в Едином государственном
реестре прав на недвижимое имущество
и сделок с ним.
История развития
Земельного налога Социально-экономические предпосылки
земельной реформы, начатой в 1990 году,
и правовая основа ее проведения
В сфере земельных отношений все настойчивее
возникала необходимость следующих преобразований:
• придание земле легальной денежной
оценки, переход к арендным отношениям
сельскохозяйственных предприятий при
передаче земли в долевую собственность
крестьян;
• легализация Других форм частной собственности
на землю;
• расширение полномочий местных органов
власти в части планирования использования
земли и распоряжения ею;
• разграничение федеральных государственных
земель и земель субъектов РФ, а также
местного самоуправления;
• обеспечение реальной информированности
общественности о положении дел в земельном
хозяйстве страны и выработка процедуры
ее участия в решении спорных вопросов
относительно использования земли;
• усиление значения экологических критериев,
ограничивающих бесконтрольное создание
вредных производств и применение опасных
технологий;
• повышение эффективности государственного
земельного кадастра мониторинга и контроля
за правильным использованием, ох раной
и улучшением земель.
Мероприятия земельной реформы нашли
отражение в специальных федеральных
законах России. Первый Закон «О земельной
реформе» был принят Верховным Советом
РСФСР 23 ноября 1990 года (в ред. 27 декабря).
Положения Закона «О земельной реформе»
1990 года были закреп лены в Земельном кодексе
РСФСР, принятом Верховным Советом РСФСР
25 апреля 1991 года. Более подробно, чем в
Кодексе, вопросы реформирования земельных
отношений на селе решались в Законе РСФСР
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве
1990 года, Указах Президента РФ и Постановлениях
Правительства РФ о порядке реорганизации
колхозов и совхозов, приватизации государственных
сельскохозяйственных предприятий и в
других нормативно-правовых актах этого
периода земельной реформы.
С 1990 г. вышло множество Указов Президента
Российской Федерации и правительственных
правовых актов, направленных на конкретизацию
законодательных предписаний о направлениях,
порядке и правилах осуществления земельной
реформы и перераспределения земель между
собственниками и пользователями земельными
участками. Особое место среди законодательных
предписаний в реализации земельной реформы
стали занимать нормы Гражданского кодекса
РФ. Они способствовали формированию земельного
рынка и реализации сделок о перераспределении
земельных участков между собственниками
и землепользователями, гражданами и юридическими
лицами.
Разработана и утверждена Правительством
РФ 26 июня 1999 г. «Федеральная целевая программа
«Развитие земельной реформы в Российской
Федерации на 1999-2002 годы» 30 октября 2001 года
опубликован и вступил в юридическую силу
Земельный кодекс Российской Федерации.
Китай Налог на прирост стоимости земли уплачивается
при передаче организацией или физическим
лицом права пользования земельным участком,
находящимся в государственной собственности.
Налоговой базой является разница между
доходом, полученным от передачи права
пользования земельным участком, и расходами,
понесенными в связи с приобретением данного
права и освоение земельного участка.
Налог взимается по ставке в размере от
30% до 60%.
Налог на использование городских земель уплачивается
лицами, получившими право пользования
земельными участками, находящимися в
городской местности. Предельные ставки
налога составляют от 0,6 до 30 юаней жэньминьби
за квадратный метр.
Сбор за занятие сельскохозяйственных
земель уплачивается
при отводе под строительство земель сельскохозяйственного
назначения. Ставка сбора зависит от средней
обеспеченности земельными ресурсами
в регионе и составляет от 5 до 50 юаней
жэньминьби за квадратный метр
Германия Земельным налогом облагается
в Германии земельные участки, находящиеся
в собственности юридических и физических
лиц.
Взимание налога осуществляются
общинами. Ставка налога состоит из двух
частей, одна из которых устанавливается
централизованно, другая представляет
собой надбавку общины.
Размер централизованной ставки
дифференцирован по землепользователям,
что получает формальное отражение в существовании
двух видов земельного налога:
“А” — для предприятий сельского
и лесного хозяйства;
“В” — для земельных участков
вне зависимости от их принадлежности.
От уплаты налога освобождаются
учреждения, финансируемые из государственной
казны, церкви, различные некоммерческие
предприятия, а также земли, используемые
в научных целях, и общественного назначения.
Величина налога зависит от
ценности земли и размера ставки. Размер
ставки по налогу “А” составляет 246%, по
налогу “В” — 423%.
При окончательном расчете
суммы налога существенное значение принадлежит
корректирующим ставкам общины, которые
дифференцированы в зависимости от назначения
земель (для лесного и сельского хозяйства
— 0,6% ), а также интенсивности использования
земельного участка под жилые дома и стоимости
сооруженных на нем зданий. Так, например,
в случае, если домом владеет одна семья,
то при стоимости дома не более 75000 ДМ ставка
составит 0,26%, а сверх 75000 ДМ — 0,35%. При наличие
на земельном участке двухсемейного дома
ставка составляет 0,31% (без дифференциации
от стоимости сооружения). В остальных
случаях для застроенных и незастроенных
земельных участков ставка равна 0,35%.