Анализ и экономическая оценка проектов на условиях соглашения о разделе продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести анализ и экономическую оценку проектов на условиях соглашения о разделе продукции. Исходя из поставленной цели, сформулировать следующие задачи, решение которых предусмотрено в данной курсовой работе:
 определить роль и место проектов по договорам СРП и их экономическую оценку в нефтегазовой отрасли(НГО);
 определить значение основных международных показателей экономической оценки проектов;
 провести анализ этапов реализации проекта по договорам СРП;
 определить пути повышения реализации и экономической эффективности проекта;
 провести анализ показателей эффективности проекта;

Файлы: 1 файл

Курсовая работа СРП Равилова Н.Ш. .docx

— 176.32 Кб (Скачать файл)

 

Введение

В своей книге президент республики Узбекистан И.А. Каримов отметил, что в период, когда «Узбекистан как часть интегрированного глобального экономического пространства уже испытывает и будет далее испытывать негативные, все более жесткие последствия мирового кризиса»1 огромную роль играет конкурентоспособность отечественных отраслей промышленности. Развитие производства, не может происходить без вложения инвестиций, тем более, когда речь идет о таких капиталоемких производствах как добыча минерального сырья, нефти и газа. Именно с отсутствием достаточных капитальных вложений связан износ основных средств производства в разведке и добыче природных ресурсов, уменьшение прироста разведанных запасов, подлежащих разработке в будущем. В этом случае нужны постоянные инвестиции, привлечению которых способствует механизм соглашения о разделе продукции (СРП).

Именно поэтому самым  важным вопросом остается разработка эффективного проекта на условиях СРП, то есть приемлемая норма рентабельности проекта, срок окупаемости инвестиций, удовлетворяющий инвестора, индекс рентабельности инвестиций и др. При осуществлении такого рода проектов необходимо соблюдение как экономических, так и политических аспектов деятельности.

Цель курсовой работы –  провести анализ и экономическую  оценку проектов на условиях соглашения о разделе продукции. Исходя из поставленной цели, сформулировать следующие задачи, решение которых предусмотрено в данной курсовой работе:

  • определить роль и место проектов по договорам СРП и их экономическую оценку в нефтегазовой отрасли (НГО);
  • определить значение основных международных показателей экономической оценки проектов;
  • провести анализ этапов реализации проекта по договорам СРП;
  • определить пути повышения реализации и экономической эффективности проекта;
  • провести анализ показателей эффективности проекта;
  • Объектом исследования является предприятие ОАО “Узлитинефтегаз”.
  •   Предмет работы- анализ и экономическая оценка проектов, реализуемых по договорам СРП.

Структура работы состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка использованной литературы. Во введении описывается общая картина  исследований. В первой главе подробно описывается теоретическая сторона  вопроса. Во второй главе приводятся экономические аспекты, такие как  экономическая эффективность анализ этапов реализации проектов по договорам СРП. В третей главе приводятся рекомендации и пути совершенствования процесса.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы проектов по договорам СРП и их экономическая оценка

    1. Роль и место проектов по договорам СРП и их экономическая оценка в нефтегазовой отрасли (НГО)

Эксплуатация природно-ресурсного потенциала, которая при определенных условиях может давать значительный рентный доход, в большинстве случаев требует крупных инвестиций в освоение месторождений. Особенно капиталоемким (в силу своих технологических особенностей) является добыча нефти и газа. При этом весьма значительны финансовые риски из-за резких и почти непредсказуемых колебаний цен мирового рынка на нефть, вследствие чего инвестиции в нефтегазовый комплекс могут оказываться в течение весьма продолжительного периода низкоэффективными. Поэтому практически все страны, располагающие запасами углеводородного сырья и рассчитывающие за счет доходов от их добычи решать свои финансовые проблемы, проявляют заинтересованность в крупных инвесторах, способных в течение ряда лет направлять (при всех рисках) собственные и заемные средства на создание объектов нефтегазового комплекса в размерах, исчисляемых миллиардами долларов.

В соответствии с соглашением о разделе продукции (СРП) государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку и добычу минерального сырья на определенном участке недр.

Государство гарантирует  стабильность условий СРП, а инвестор со своей стороны обязан разрабатывать  месторождения природных ресурсов, вкладывая в разработку капитальные  вложения и передавая государству  часть прибыли.

Одной из форм участия государства  в доходах от добычи нефти с  применением специальных налоговых  режимов являются соглашения о разделе  продукции, которые достаточно широко распространены во многих странах. Участок недр может быть включён в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, если2:

  • разработка участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведёт к негативным социальным последствиям;
  • разработка участка недр является необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот полезных ископаемых, которые находятся в разных районах Узбекистана, и залегают в областях, где отсутствуют населённые пункты, транспортная и иная инфраструктура;
  • разработка месторождения требует использования высокозатратных технологий для добычи трудноизвлекаемых значительных по объёму запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горногеологических условиях.

В настоящий момент в нефтегазовой отрасли многих стран существует тенденция к падению и стагнации отраслевых показателей роста на фоне сокращения базы для этого роста3. Из этого вытекает ключевая задача нефтегазовой отрасли — развитие ресурсной базы и выход на новые регионы добычи. Решение этой задачи невозможно без значительного увеличения притока инвестиций в нефтегазовый сектор. Описанная ситуация, имеющая место на фоне благоприятной мировой конъюнктуры и, безусловно, высочайшего потенциала нефтегазового комплекса, показывает низкую эффективность существующих инвестиционных инструментов (преимущественно, основанных административно-лицензионном подходе к недропользованию) в отрасли. Альтернативой действующим инвестиционным институтам в нефтегазовой отрасли потенциально становится такой инструмент, как соглашения о разделе продукции.

Мировая практика использования  СРП весьма разнообразна. Ведь СРП весьма гибкий инструмент для достижения сторонами своих целей на взаимовыгодных условиях. В рамках соглашений партнеры имеют возможность договориться по огромному количеству позиций, окончательный набор параметров ограничен только действующим законодательством и фантазией участников. Зарубежная практика показывает, что государство, соглашающееся на раздел продукции, может таким образом достичь множества целей. В зависимости от текущих приоритетов варьируется и вид договоров.

Данная форма договорных отношений стала с недавних пор  развиваться значительными темпами, не смотря на тот факт, что полезные ископаемые были и остаются стратегическим продуктом, и вовлечение иностранных  компаний в производственную деятельность в данной сфере не является популярным решением во многих странах мира. Другим мотивом возникновения такого рода взаимоотношений между государствами  и компаниями стало появление  крупных корпораций с многомиллиардной капитализацией, способных по своим  производственным показателям конкурировать  не только между собой, но и даже с целыми странами.4

Отличительная особенность  СРП от других инвестиционных проектов, а также факторы эффективности  СРП состоят в следующем5:

  • компания – инвестор обладает достаточным количеством финансовых ресурсов, необходимых для вложения в капиталоемкий процесс производства полезных ископаемых и имеет возможность в достаточно небольшой промежуток времени инвестировать такие финансовые ресурсы в отрасль;
  • компания – инвестор, в соответствии с положениями СРП, имеет право на возмещение затрат, понесенных им в ходе выполнения работ по соглашению, которые были предусмотрены программой работ, одобренной со стороны государства;
  • продукция, произведенная в рамках СРП, подлежит разделу между его участниками, т.е. между государством и компанией – инвестором в соответствии с условиями соглашения;
  • компания – инвестор пользуется значительными льготами в сфере налогообложения, что еще больше стимулирует производственный процесс;
  • инвестор имеет значительные свободы в осуществлении своей деятельности, что подтверждается освобождением инвестора от исполнения решений органов государственного управления, если таковые ограничивают права инвестора, данные ему согласно СРП;
  • деятельность в рамках СРП находится под защитой и постоянным контролем со стороны государства.

Можно попытаться выделить основные из целей стран - инициаторов СРП. Во-первых, это поиск новых месторождений. Предполагая наличие нефти, но, не обладая ресурсами и технологией для ее разведки, государство заинтересовано в привлечении зарубежных компаний. В этом случае платой за риск, как правило, является большая доля нефтяной компании при разделе продукции и/или возмещение затрат на поиск из прибыли от нефтедобычи. Кроме того, в отсутствие точных данных о запасах нефти часто используется скользящая шкала.

Зачастую на первый план выходит желание правительства  использовать сильно истощенные месторождения  или получить доступ к новым технологиям. Иногда в качестве условия выдвигается необходимость строительства нефтеперерабатывающих предприятий в стране добычи. Таким образом, решается сразу несколько задач: создание рабочих мест, доступ к технологии и современному менеджменту, производство собственных нефтепродуктов. Для нефтяных компаний это привлекательно в случае развитого или перспективного внутреннего рынка сбыта продуктов переработки, позволяя закрепиться на нем. Тем более привлекательно, если страна находится в быстро развивающемся регионе. В целях участия в прибылях от нефтедобычи и сохранения возможности оперативного контроля весьма популярно создание совместных предприятий или совместная разработка.

Все эти факты свидетельствуют  о высокой эффективности и  большом потенциале развития инвестиций в рамках Соглашений о разделе продукции, которые одновременно выгодны как для инвестора, так и для стороны, принимающей инвестиции.

    1. Значение основных международных показателей экономической оценки проектов.

Собственником природных  ресурсов в любой стране является государство. Следовательно, разработка ресурсов должна осуществляться на основе определенных договоров, закрепляющих условия освоения природных ресурсов, ответственность сторон и другие аспекты. От того, как составлены условия  данных договоров зависит экономическая  эффективность разработки для государства  и его субъектов, степень вовлеченности  инвесторов, а, следовательно, и конечное влияние проектов в области разработки природных ресурсов на стратегическое положение страны.

Поэтому, целесообразно дать характеристику основным контрактам и  кооперационным соглашениям международного сотрудничества в нефтегазовой сфере, используемых в мировой практике, и более подробно рассмотреть  контракты, имеющие место в России в освоении нефтегазовых ресурсов острова  Сахалин.

Международное сотрудничество в нефтегазовой сфере может осуществляться на основе следующих соглашений6:

– исключительная лицензия;

– соглашение о разделе  продукции (СРП) (ProductionSharingAgreement);

– совместное операционное соглашение (JointOperatingAgreement);

– концессионный договор (Сoncession);

– договоры о совместной эксплуатации нефтегазовых месторождений (UnitisationandUnitOperatingAgreement);

– контракт о совместной деятельности (по разведке и эксплуатации нефтегазовых месторождений) – AssociationContract;

– тендерыизакупки (Tenders and Procurement);

– газовыесоглашения (Gas Agreements), такиекакСоглашениеосовместномпредприятиипомаркетингуприродногогаза (Natural Gas Marketing Joint Venture Agreement), Соглашениеотранспортировке, переработкеивозвратугазасместорождения (Agreement for the Transportation, Processing and Redelivery of Gas), Основнойдоговор (купля-продажагаза) Master Agreement, Соглашениеотранспортировкенатуральногогаза (Agreement for Transportation of Natural Gas);

– операции с активами нефтегазовых компаний (AssetOperations);

– сервисныесоглашения (ServicesAgreements);

– буровойконтракт (DrillingContract)

На практике существует масса  различных концессионных механизмов построения отношений с инвесторами: от классических форм до производных  от них комбинаций. Многообразие форм обусловлено объективными различиями: между странами в политическом и  правовом устройстве, в традициях, в степени государственного вмешательства в экономику, в подходе к собственности на недра и т.д.

Классификация форм государственно-частных  партнерств в недропользовании в  российском законодательстве не закреплена. Существует классификация, согласно которой  все известные формы недропользования условно делятся на7:

1.      внедоговорные формы (административно-разрешительные);

2.      договорные формы (обеспечивающие равные гражданско-правовые позиции сторон – СРП, сервисные контракты);

3.      концессионные соглашения (договоры особого рода, с сильным регулятивным элементом со стороны собственника ресурсов)

Международные нефтяные компании обычно осуществляют свою деятельность на основе исключительной лицензии или  контракта на право разработки месторождения. Исключительные лицензии предоставляются  владельцем нефти на месте (им может  быть как государство, так и частные  владельцы, как например, в США) юридическому лицу, обладающему необходимой квалификацией  и финансовыми возможностями.

Информация о работе Анализ и экономическая оценка проектов на условиях соглашения о разделе продукции