Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:09, курсовая работа
Целью организационной структуры управления является обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы посредством формирования, сохранения и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействия системы с внешней средой и внутреннего взаимодействия элементов системы.
Структура организации определяет не только распределение обязанностей в организации, но и стиль управления:
административно-организационное управление предполагает установление структуры организации и взаимосвязей, распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления;
оперативное управление обеспечивает функционирование организации в соответствии с утвержденным планом и заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их коррекции.
Введение 3
1. Теоретические аспекты организационно-функциональных систем в ресторанно-гостиничном бизнесе 5
1.1 Характеристика организационных структур управления предприятием 5
1.2 Типы организационных структур управления и условия их применения
10
2. Организационно-правовые формы и структура управления в гостиницах и ресторанах 12
2.1 Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы ресторанно-гостиничного бизнеса 12
2.2 Типы и формы гостиничных предприятий 13
2.3 Структура управления рестораном 17
3. Анализ Организационной системы управления предприятием на примере ресторана «Восток» 20
3.1 Характеристика деятельности ООО «Восток» 20
3.2 Анализ организационной структуры управления ресторана 24
3.3 Выявление особенностей структуры ресторана «Восток» 31
Заключение 40
Список использованной литературы 42
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Российский государственный торгово-экономический университет”
(РГТЭУ)
Факультет ресторанно‐гостиничного бизнеса и услуг
(наименование факультета)
Кафедра Менеджмент в сфере услуг
(наименование кафедры)
Курсовая работа
по дисциплине
на тему
Выполнена студенткой___ курса __ группы
Очно-заочной формы обучения
специальности _080502 “Экономика и управление______
на предприятии”
Руководитель
._____________________________
Отметка о допуске (недопуске) к защите________________
«____»_______________201___ г. ______________________
(подпись руководителя)
Москва 2013_ г.
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты
1.1 Характеристика
1.2 Типы организационных структур управления и условия их применения
10
2. Организационно-правовые формы
и структура управления в гости
2.1 Факторы, влияющие на выбор
организационно-правовой формы
2.2 Типы и формы гостиничных предприятий 13
2.3 Структура управления
3. Анализ Организационной
3.1 Характеристика деятельности ООО «Восток» 20
3.2 Анализ организационной
3.3 Выявление особенностей
Заключение 40
Список использованной литерат
Эффективность управления деятельностью
зависит от того, насколько грамотно сформирована
организационная структура управления
и насколько она соответствует цели деятельности
организации. В настоящее время под организационной
структурой понимается упорядоченная
совокупность устойчиво взаимосвязанных
элементов, обеспечивающих функционирование
и развитие организации как единого целого.
Структура управления определяется также
как форма разделения и кооперации управленческой
деятельности. Можно сказать, что структура
управления есть не что иное, как оптимальное
распределение работы, прав и ответственности,
порядка и форм взаимодействия между членами
коллектива организации.
Целью организационной структуры управления
является обеспечение устойчивого развития
социально-экономической системы посредством
формирования, сохранения и совершенствования
способов взаимосвязи и взаимодействия
системы с внешней средой и внутреннего
взаимодействия элементов системы.
Структура организации определяет не
только распределение обязанностей в
организации, но и стиль управления:
административно-
оперативное управление обеспечивает
функционирование организации в соответствии
с утвержденным планом и заключается в
периодическом или непрерывном сравнении
фактически полученных результатов с
результатами, намеченными планом, и последующей
их коррекции.
Оперативное управление тесно связано
с текущим планированием. Составляющими
организационных структур являются:
- элементы организационных структур управления
- службы или органы аппарата управления,
а также отдельные работники этих служб
(органов);
- организационные отношения - отношения
(связи) между подразделениями организации,
уровнями ее управления, персоналом, посредством
которых реализуются функции управления;
- уровни управления - совокупность прав,
обязанностей и ответственности, характерная
для должностных лиц, занимающих определенную
ступень в иерархической структуре организации.
Полномочия подразделяются на три вида:
1) полномочия линейных руководителей
- право решать все вопросы развития вверенной
им организации или подразделения, а также
отдавать распоряжения, обязательные
для выполнения другими членами организации
(подразделения), по реализации всех функций,
т.е. это полномочия по планированию, организации,
контролю, мотивации дея-тельности персонала;
2) полномочия штабного персонала - право
планировать, рекомендовать, советовать
или помогать, но не приказывать другим
членам организации выполнять их распоряжения
и т.п.;
3) функциональные полномочия - право того
или иного работника управленческого
аппарата принимать решения и совершать
действия, обычно выполняемые линейными
менеджерами.
Составляющие организационной структуры
взаимозависимы: изменения каждой из них
(числа элементов и уровней, числа и характера
связей и полномочий работников) вызывают
необходимость пересмотра всех остальных.
Так, постановка новой организационной
задачи (например, работа с новым сегментом
туристов, расширение рекламной деятельности,
освоение нового туристского региона)
предполагает решение ряда вопросов: необходимо
ли формировать новый отдел для ее решения;
кто будет его руководителем; какой будет
численность персонала отдела; какие функции
он будет выполнять, кому подчиняться
и какое место будет занимать в иерархической
структуре; каковы будут его взаимоотношения
с другими подразделениями организации.
Увеличение числа элементов и уровней
в структуре управления неизбежно приводит
к многократному росту числа и сложности
связей, возникающих в процессе принятия
управленческих решений, следствием чего
нередко является замедление процесса
управления, что в современных условиях
тождественно ухудшению качества функционирования
менеджмента организации.
Организационная структура турфирмы представлена
подразделениями с их взаимосвязями. В
соответствии с целями и распределением
функций между подразделениями турфирмы
особое положение занимает отдел работы
с клиентами. Это центральное звено турфирмы,
на обеспечение работы которого работают
остальные подразделения. Таким образом,
в организационной структуре данный отдел
линейно взаимосвязан со всеми другими
отделами.
К современным организационным структурам
управления предъявляется ряд объективных
и универсальных требований, обусловленных
общеэкономическими и организационными
факторами и условиями, соблюдение которых
позволяет эффективно функционировать
организации:
- соответствие целям и задачам организации,
следовательно, подчинение производству
и его потребностям;
-оптимальное разделение труда между органами
управления и отдельными работниками,
обеспечивающее специализацию, творческий
характер работы и нормальную нагрузку;
-взаимосвязь каждого работника, наделенного
полномочиями и ответственностью, и органа
управления с установлением системы вертикальных
и горизонтальных связей между ними;
-соответствие между функциями и обязанностями,
с одной стороны, и полномочиями и ответственностью
с другой (нарушение этого требования
приводит к дисфункции системы управления
в целом);
-адекватность социально-культурной среде
организации;
- надежность, т.е. структура аппарата управления
должна гарантировать достоверность передачи
информации, не допускать искажения управляющих
команд, обеспечивать бесперебойную связь
в системе управления;
- адаптивность и гибкость в соответствии
с изменяющимися условиями внешней среды
(расширение зоны туристского обслуживания,
учет изменения вкусов и потребностей
потребителей и др.);
- экономичность, т.е. достижение запланированного
эффекта от функционирования структуры
при минимальных затратах на управленческий
аппарат.
Изменение организационной формы организации
непосредственно влияет на формирование
ее структуры управления. Так, смена организационно-правовой
формы организации, ее вхождение в состав
другой организации непременно приводят
к реорганизации структуры управления.
Даже если организация остается самостоятельным
юридическим лицом, но становится частью
сетевой структуры, объединяющей на временной
основе несколько взаимосвязанных организаций
(чаще всего для использования благоприятной
ситуации), ей приходится вносить в свою
управленческую структуру ряд изменений
с целью усиления функций координации
и адаптации к системам менеджмента других
организаций, входящих в сеть.
Внедрение в управленческие структуры
достижений научно-технического прогресса,
например, информационных технологий,
способствует повышению их эффективности.
Совершенствование технологий производства
и общая тенденция к децентрализации «электронного
интеллекта», т.е. к росту числа персональных
компьютеров при одновременном расширении
использования локальных сетей, ведет
на среднем и низовом уровнях к ликвидации
одних работ, сокращению объема других
работ и появлению третьих. Это требует
координации работы подчиненных звеньев,
передачи информации, обобщения результатов
деятельности отдельных работников.
Прямым результатом использования локальных
сетей может быть расширение сферы контроля
руководителей при сокращении числа уровней
управления в организации.
1.1 Характеристика
Организационная структура управления — это главная характеристика социальной системы. Существуют разные общие определения структуры. Согласно одним она включает “элементы системы, их связи и ее целостные свойства... если они так или иначе обеспечивают устойчивое существование системы”'. Согласно другим определениям структура — это “принцип, способ, закон связи элементов целого, системы отношений элементов в рамках данного целого”. Эти философские определения еще недостаточны для характеристики структуры управления производственной организацией в практических условиях. Однако из них вытекает, что с точки зрения системного подхода организационная структура управления — это прежде всего целостность и что следует формулировать признаки выделения элементов и подсистем организационной структуры. Материально-вещественные элементы структуры организации и процессы, происходящие в ней, неразрывно связаны; они образуют единство ее статических и динамических характеристик.
Производственно-хозяйственная организация может характеризоваться различными типами структур, основные из которых мы приводим ниже;
производственная структура — это форма упорядоченности предприятий, производственных цехов и участков, передаточных устройств, складов и других элементов производственно-технической базы с точки зрения их расположения и взаимосвязи на производственных площадях; технологическая структура определяется внутренним строением материально-энергетических процессов, составом и соотношением используемого оборудования, взаимосвязями между элементами основного и вспомогательного производства, специализацией и загрузкой производственных мощностей и т. п.;
экономическая структура представляет собой отношение компонентов основных и оборотных фондов предприятия, отражается в составе затрат на продукцию, проявляется в отношениях внутриорганизационного и общего хозрасчета и т. п.;
социальная структура характеризуется распределением
работников предприятия по профессионально-
информационная структура характеризуется относительным расположением источников и получателей сообщений в организации, составом и взаимосвязями носителей информации, направленностью и конфигурацией коммуникационных сетей и т. п.;
организационная структура управления — это взаимоотношения подразделений и должностей в организации, распределение ролей, полномочий и ответственности между ними, а также порядок функционально-технологических связей, возникающих в процессах управления.
Это определение чаще всего используется при решении практических проблем организации управления, но вместе с тем оно является довольно узким, потому что среди устойчивых элементов организации, влияющих на поведение людей (а они-то в своей совокупности и образуют реальную организационную структуру), могут быть как элементы формальной структуры, названные выше, так и элементы и связи структуры неформальной. В. Г. Афанасьев пишет, что “наряду с формальной, всякая организация, всякий коллектив имеет и неформальную структуру — систему межличностных и межгрупповых связей и взаимодействий, контактов, симпатий и антипатий, не закрепленных в соответствующих документах. Каждой из групп... присущи некоторые специфические черты, интересы и цели, неписанные нормы и правила, свои представления о плохом и хорошем”1. Продолжая эту мысль, можно отметить следующее:
<:.. .то, что на первый взгляд лишено „человеческого", личностного содержания, — письменные приказы, инструкции, директивы, показатели, символы, знаки и т. д. — в явной или скрытой форме имеет в конце концов не только функциональное, но и личностное психологическое, индивидуально-особое содержание”. Широко известно сравнение организации с айсбергом, видимая часть которого — формальная структура, а невидимая - неформальная.
Все это подтверждает узость приведенного выше практически полезного, но упрощенного определения структуры управления организацией. На самом деле она не застывший “скелет”, а динамичное, постоянно воспроизводимое в отношениях людей формально-неформальное распределение задач, полномочий, ответственности, установление влияний, связей и отношений между членами коллектива, подверженное эволюции, малозаметным, но иногда весьма существенным изменениям.
При решении практических задач организационного проектирования формальная структура аппарата управления как наиболее ясная, подверженная рациональному формированию и регулированию характеристика системы должна находиться в центре внимания проектировщиков. Неформальные аспекты организационных структур следует рассматривать как фактор, лишь поддерживающий функционирование организации, а не подменяющий и не отодвигающий на задний план это целевое, инструментальное (формальное) ее предназначение.
Процессы управления и структура управления — две нераздельные стороны организационной системы. Если структура отражает более или менее устойчивую упорядоченность ее элементов и отношений, то процессы характеризуют динамику этих элементов и отношений во времени. При решении различных проблем исследования и совершенствования организаций можно сосредоточить большее или меньшее внимание либо на структурных, либо на процессных характеристиках организационных систем, но в любом случае эти характеристики должны быть взаимоувязаны.
Организационные процессы могут быть описаны по-разному. Известны их классификации с общесистемных позиций, в основу которых положено подразделение процессов на производственные, поддерживающие, обеспечивающие, адаптирующие, управляющие или же выделение процессов переработки материалов, энергии и информации. В ряде случаев в организационной системе выделяют процессы идентификации (конструирования, проектирования, планирования и др.), обеспечения ресурсами и поддержания их на должном уровне, создания выходов, обеспечения функционирования, поддержания целостности организации (к процессам этого класса относится и управление).
На наш взгляд, наиболее
плодотворным является подход, при
котором в число
Важной характеристикой системы управления является стиль руководства как способ объективного воздействия лиц, наделенных для этого необходимыми полномочиями, на членов организации. Рассматривая стиль руководства как одну из важнейших характеристик системы управления, следует определять требования к руководителям разных уровней и охарактеризовать их реальное поведение в процессах принятия решений, где они занимают центральную роль. Следует подчеркнуть, что отношения, возникающие в процессе руководства и подчинения, неразрывно связаны с полномочиями на разных уровнях управления и участием трудящихся в управлении. Поэтому эти отношения не могут рассматриваться абстрактно, безотносительно к тем социально-экономическим условиям, где они реализуются.
Руководитель в организации
выражает своей деятельностью социально-
Одновременно с этим руководитель должен постоянно исходить из понимания той функции, которую организация осуществляет в обществе, не допускать подмены внешних целей организации ее внутренними интересами.
В практической деятельности перед руководителем каждой конкретной организации ставятся достаточно узкие цели, вытекающие из назначения и функции этой организации в общественном разделении труда. И он отвечает прежде всего за достижение этих целей. Важно информировать руководителя и весь коллектив организации о том, какое место занимает та или иная задача, стоящая перед организацией, в деятельности более широкой системы, и стимулировать их к достижению высоких конечных народнохозяйственных результатов.
Большое значение для эффективного достижения целей оргкачества руководителя. Системный подход к руководству состоит в том, чтобы рассматривать в единстве характер поставленной перед организацией задачи, требования к руководителю, его личные качества и действия.
Поведение — это последняя из выделенных нами определяющих характеристик аппарата управления как системы. Она имеет социально-психологический характер, проявляется в мотивированных индивидуальных и групповых действиях членов организации. Важно глубоко понять конкретные закономерности, направляющие действия людей, и научиться использовать их на практике. Вот почему среди первостепенных задач, которые стоят перед наукой об управлении организационными системами, важное место занимает построение модели поведения человека.
Понимание мотивов и характера поведения особенно важно для рассмотрения проблем управления на “микроуровне”, т. е. в первичных коллективах (малых группах, характеризуемых прямыми контактами между индивидами, значительной одно - во вторичных коллективах (отделах, цехах и других частях организации, которые состоят из нескольких малых групп). Если же рассматривать большие организационные системы на их “макроуровне” (министерство, объединение, предприятие), то главную роль здесь играют более формальные и объективно обусловленные переменные, относящиеся к структуре и процессам управления. Но и тут субъективные поведенческие факторы, особенно на уровне высшего руководства, также могут оказывать значительное влияние на деятельность всей организации.
Следует иметь в виду
и тот факт, что в различных
типах структур важность и сложность
проблем регулирования