Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 00:11, контрольная работа
контрольная работа - диаграмма связей - управление кДиагра́мма свя́зей, известная также как интелле́кт-ка́рта, ка́рта мыслей (англ. Mind map) или ассоциати́вная ка́рта, — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи.
Идея mind maps ("мозговых карт") вовсе не нова. Уже в 70-х годах прошлого века этот инструмент отлично зарекомендовал себя в "создании революционного прорыва в экономике Японии".
Диаграмма связей 3
История создания и развития 5
Области применения 6
Порядок разработки диаграммы связей следующий: 7
Рекомендации 9
Достоинства метода 9
Недостатки метода 9
Литература 10
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Кафедра управления качеством и машиноведения
Контрольная работа по дисциплине
Управление качеством
Тема: ‘Диаграмма связей’
Выполнил ______________________________
студент ____ курса _______ специальность ____________
группа ___________ № зачет. книжки ________________
Подпись: ______________________________
Преподаватель: ______________________________
Должность: ______________________________
Оценка: _______________Дата: _____________________
Подпись: ______________________________
Санкт-Петербург
2012
Оглавление
Диаграмма связей
История создания и развития
Области применения
Порядок разработки диаграммы связей следующий:
Рекомендации
Достоинства метода
Недостатки метода
Литература
Диагра́мма свя́зей, известная также как интелле́кт-ка́рта, ка́рта мыслей (англ. Mind map) или ассоциати́вная ка́рта, — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи.
Идея mind maps ("мозговых карт") вовсе не нова. Уже в 70-х годах прошлого века этот инструмент отлично зарекомендовал себя в "создании революционного прорыва в экономике Японии". Они применяются, как способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. Например, конспектирование докладов, лекций. Может служить опорным конспектом.
В некоторых европейских странах диаграммы связей используются при обучении детей в начальных классах школы. Методика их применения разработана психологом Тони Бьюзеном.
Интеллект-карты позволяют упорядочить мыслительный процесс, и за счет этого достигать впечатляющих результатов. Наряду с ними также широкое применение нашли диаграммы Ганта (англ. Gantt chart, также ленточная диаграмма, график Ганта) — популярный тип столбчатых диаграмм, который используется для иллюстрации плана, графика работ по какому-либо проекту. Является одним из методов планирования проектов.
Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. (Радиант — точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоров одного потока). Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Диаграммы связей используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.
Диаграмма связей – это инструмент управления качеством, основанный на определении логических взаимосвязей между различными данными. Применяется этот инструмент для сопоставления причин и следствий по исследуемой проблеме. По своей цели применения диаграмма связей несколько похожа на причинно-следственную диаграмму Исикавы. Различие в том, что в диаграмме Исикавы изначально заданы факторы, относительно которых рассматриваются причины возникновения проблемы. Эти факторы упорядочивают причины в логические последовательности. Когда составляется диаграмма связей такие факторы отсутствуют.
Как правило, диаграмма связей используется совместно с диаграммой сродства, т.к. позволяет выстроить выявленные с ее помощью причины в логическую цепочку. Другой сферой применения диаграммы связей является решение комплексных проблем, в ситуации, когда действует множество взаимосвязанных причин (применяется совместно с древовидной диаграммой), а также выявление связей между различными идеями, которые возникают в результате «мозгового штурма».
Диаграмма связей является инструментом коллективной работы, поэтому для ее построения необходимо первоначально сформировать рабочую группу.
Графические методы записи знаний и систем моделирования на протяжении веков использовались в методиках обучения, мозгового штурма, запоминания, визуального мышления для решения проблем, возникающих в процессе деятельности педагогов, инженеров, психологов и представителей многих других специальностей. Одни из самых ранних примеров таких графических записей были разработаны философом 3 века н. э. Порфирием из Тироса, он графически изобразил концепцию категорий философии Аристотеля. Философ Раймунд Луллий (1235—1315) также использовал подобную методику.
Семантические сети были разработаны в конце 50-х годов 20 века для попытки описания процесса обучения человека, в дальнейшем эта теория получила своё развитие благодаря работам Аллана Коллинза и Росса Куиллиана в начале 60-х. Британский писатель Тони Бьюзен, автор книг по популярной психологии утверждает, что он является изобретателем современного вида диаграмм связей. По его словам, его вдохновили идеи Альфреда Коржибски из области общей семантики, популяризованной в научно-фантастических романах Роберта Хайнлайна и Альфреда ван Вогта. Бьюзен утверждает, что положение о том, что, исходя из традиционных представлений о восприятии информации, читателю приходится просматривать страницу слева-направо и сверху вниз, — неверно, что на самом деле человек «сканирует» страницу целиком и нелинейно. Бьюзен также использует популярные предположения о работе полушарий головного мозга в качестве доказательства того, что диаграммы связей — наилучший способ конспектирования информации.
Диаграммы связей продолжают использоваться в различных формах и приложениях, включая обучение, образование, планирование и построение инженерных диаграмм. По сравнению с концепт-картами (которые были разработаны специалистами по обучению в 1970-х) структура диаграмм связей сохранила радиальный формат записи, но упростилась благодаря использованию только одного центрального слова.
Диаграмму связей рекомендуется использовать в следующих случаях:
1. рассматриваемая проблема (тема) настолько сложна, что взаимосвязи между полученными данными не могут быть определены в ходе обычного обсуждения;
2. решающим фактором является временная последовательность, в соответствии с которой делаются шаги;
3. существуют подозрения, что рассматриваемая проблема является следствием воздействия более фундаментальной, еще не затронутой проблемы.
Также диаграммы применяются при:
обучение
конспектирование лекций
конспектирование книг
подготовка материала по определенной теме
решение творческих задач
мозговой штурм
презентации
планирование и разработка проектов разной сложности
составление списков дел
общение
проведение тренингов
развитие интеллектуальных способностей
решение личных проблем
1. Определяется и формулируется основная проблема, по отношению к которой необходимо выявить причинно-следственную связь. Формулировать проблему следует ясно и четко, так чтобы она была понятна всем участникам команды, и все участники команды были с ней согласны. Если для исследования берется результат применения другого инструмента качества (например, диаграммы сродства), то необходимо проверить, чтобы формулировки проблемы совпадали.
2. Собирается информация из различных источников. Этими источниками могут быть результаты предыдущей работы с диаграммой сродства, древовидной диаграммой или методом «мозгового штурма». Проводится анализ информации, «родственной» исследуемой проблеме.
3. Предполагаемые причины исследуемой проблемы располагаются по кругу и один из элементов этого круга (любой) выбирается в качестве начальной точки для дальнейших действий. Этот элемент последовательно сопоставляется с каждым из элементов круга. При сопоставлении элементов команда решает, есть ли между элементами причинно-следственная связь и какова сила этой связи (слабая связь или сильная связь).
4. После того, как команда придет к согласию по наличию и виду связи между этими элементами на диаграмме графически изображается связь (в виде стрелки) и указывается направление связи. Стрелка рисуется от «причины» к «следствию». Сильные связи отображаются сплошной линией, слабые связи – пунктирной. На диаграмме не должно быть двунаправленных стрелок.
5. По завершении круга парного сопоставления одного элемента, переходят к следующему элементу и выполняют аналогичные парные сопоставления с этим элементом и т.д.
6. Возле каждого элемента указывают количество входящих и исходящих стрелок.
Диаграмма связей построена на основе результатов, полученных из диаграммы сродства. В качестве основной проблемы рассматривается – «нарушение условий монтажа металлоконструкций». Для каждого из элементов определено количество входов и выходов. Отдельные элементы не имеют ни входящих, ни исходящих связей. Такая ситуация означает, что среди рассматриваемых элементов нет зависимых причин, либо следствий.
Диаграмма связей обеспечивает структурированный подход к анализу комплексных взаимодействий, что является ее сильной стороной. Слабой стороной является то, что приходится сильно полагаться на субъективные суждения о факторах взаимосвязи и, кроме того, она может быть слишком сложной или трудной для восприятия, если на ней отображается большое число элементов (как показано в примере).
Старайтесь, чтобы события различались существенно. Если значимость или суть событий будут похожими, то трудно определить, какое из них является исходным.
Не используйте двунаправленных стрелок.
Не возвращайтесь к связям, которые вы уже рассмотрели.
Не откладывайте рассмотрение трудных вопросов на более позднее время.
Не сдавайтесь, пока не достигнете согласия.
Завершите работу в один прием. Не отступайте, пока не дойдете до конца.
Памятка. Работа не с конкретными числовыми данными, а со словесными высказываниями.
Наглядность, простота освоения и применения.
Процедура создания диаграммы связей позволяет членам команды выйти за рамки привычного мышления и способствует реализации творческого потенциала команды.
Низкая эффективность при проведении анализа сложных процессов.
1. Сергей Бехтерев. Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — С. 312.
2. Тони и Барри Бьюзен. Супермышление = The Mind Map Book. — М.: Попурри, 2007. — С. 320.
3. Тони Бьюзен. Суперинтеллект = Head First. — М.: Попурри, 2005. — С. 412.