Государственный метрологический контроль (ГМК) и надзор (ГМН)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:38, лекция

Описание работы

На современном этапе научно-технического развития стандартизация определяет закономерности, принципы, методы и формы целесообразного, коллективного и оптимального упорядочения всех видов деятельности человека.
Стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производств и обращения продукции и повышения конкурентноспособности продукции, работ или услуг.

Файлы: 1 файл

Тема.docx

— 27.27 Кб (Скачать файл)

Тема № 8: Государственный метрологический  контроль (ГМК) и надзор (ГМН) 
 
^ 8.1 Государственный метрологический контроль и надзор 
 
(3-8, 3-22, 3-43, 3-4, 3-6, 3-43) 
ГМК и ГМН это деятельность, осуществляемая органом Государственной метрологической службы в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.  
 
Другими словами, ГМК и ГМН — это контроль и надзор со стороны государства за состоянием единства измерений в стране в сферах его действия. 
 
Под терминами «контроль» и «надзор» понимают следующие понятия. 
 
Контроль — проверка соответствия контролируемого объекта установленным требованиям. 
 
Надзор — наблюдение специально уполномоченных органов за выполнением соответствующих правил, норм, требований. 
 
Сферы распространения ГМКиН приведены в ст. 13 закона. Они включают: 

  •  
    здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда;
  •  
    торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе операции с применением игровых автоматов и устройств;
  •  
    государственные учетные операции;
  •  
    обеспечение обороны государства;
  •  
    геодезические и гидрометеорологические работы;
  •  
    банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;
  •  
    производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством РФ;
  •  
    испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов РФ;
  •  
    обязательную сертификацию продукции и услуг;
  •  
    измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления РФ;
  •  
    регистрацию национальных и международных спортивных рекордов.
  •  
    При этом нормативными актами субъектов Российской Федерации ГМКиН могут быть распространены и на другие сферы деятельности.

 
В сферах распространения ГМКиН применяют виды контроля и надзора, приведенные в ст. 12 закона. 
 
Государственный метрологический контроль включает: 

  •  
    утверждение типа средств измерений;
  •  
    поверку средств измерений, в том числе эталонов;
  •  
    лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений. 

 
Государственный метрологический  надзор осуществляется за: 

  •  
    выпуском, состоянием и применением средств измерений;
  •  
    аттестованными методиками выполнения измерений;
  •  
    эталонами единиц величин;
  •  
    соблюдением метрологических правил и норм;
  •  
    количеством товара, отчуждаемым при совершении торговых операций;
  •  
    количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

 
Государственный метрологический контроль и надзор осуществляют должностные лица Ростехрегулирования — государственные инспекторы по обеспечению единства измерений, которые имеют право беспрепятственно посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся средства измерений, и проверять правильность применения метрологических правил и норм, установленных для сфер распространения ГМКиН. 
 
^ В сферах распространения ГМКиН обязательны для выполнения следующие правила: 

  •  
    средства измерений должны быть утвержденного типа;
  •  
    средства измерений должны быть поверены и иметь действующие свидетельства о поверке или поверительные клейма;
  •  
    методики выполнений измерений должны быть аттестованы;
  •  
    деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений может осуществляться в порядке, установленном Ростехрегулированием.

 
При выявлении  нарушений государственный инспектор  имеет право: 

  •  
    запрещать применение и изымать из эксплуатации средства измерений,
  •  
    запрещать выпуск из производства или ремонта, 
  •  
    давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм.

 
 
Дидактическая единица ГОС №3 
 
Стандартизация 
 
№9.1 Стандартизация в РФ 
 
^ 9.1.1 Термины, определения  
 
(13) 
На современном этапе научно-технического развития стандартизация определяет закономерности, принципы, методы и формы целесообразного, коллективного и оптимального упорядочения всех видов деятельности человека. 
 
Стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производств и обращения продукции и повышения конкурентноспособности продукции, работ или услуг. 
 
^ Стандартизацию обеспечивает Федеральный закон о техническом регулировании.  
 
Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в областиоценки соответствия. 
 
Объект стандартизации – продукция, работа, услуги, подлежащие стандартизации. 
 
Область стандартизации – совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации.  
 
Методы стандартизации, возникшие из потребностей социальной жизни, целенаправленно стали применяться в технике.  
 
Предметом стандартизации является процесс упорядочения любой деятельности на основе решения повторяющихся задач с различными вариантами исполнения.  
^ 9.1.5 Закон о техническом регулировании, регламент, принцип соответствия  
 
(15, 22, 56, 56, 70, 79) 
Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» принят Государственной думой 15 декабря 2002 г. и вступил в действие с 1 июля 2003 года. Со дня вступления в силу данного закона прекратили свое действие законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг».  
 
Принципиальные изменения в процесс технического регулирования, т.е. а порядок разработки и установления обязательных к исполнению требований для продукции и связанных с ее обращением процессов внес Федеральный закон «О техническом регулировании», вступивший в силу 1 июля 2003 года. Появление этого закона связано с интеграцией России в мировое экономическое сообщество и возникшими при этом некоторыми техническими и экономическими барьерами.  
 
Основная цель закона – создание двухуровневой системы нормативных документов, включающих в себятехнические регламенты, содержащие обязательные требования, и добровольные стандарты. 
 
Техническое регулирование – это правовое регулирование отношений в трех областях:  

  •  
    в области управления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; 
  •  
    в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; 
  •  
    в области оценивания соответствия. 

 
Понятие технического регулирования  определяет принципиально новый  подход ко всему процессу регулирования  отношений при установлении, применении и исполнении обязательных и добровольных требований к объектам регулирования. 
 
Объектами регулирования являются: 

  •  
    продукция; 
  •  
    процессы производства, эксплуатации, хранения и т.д.; 
  •  
    работы; 
  •  
    услуги. 

 
При этом следует подчеркнуть, что  на продукцию и связанные с  ней процессы разрабатываются и  применяются как обязательные, так  и добровольно исполняемые требования, а на выполнение работ и оказание услуг – только добровольные требования.  
 
^ Техническое регулирование осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:  

  1.  
    Единства правил установления требований к объектам технического регулирования. Данный принцип позволяет исключить ситуацию, когда требования к продукции разрабатываются в различных ведомствах, и при этом оказываются дублирующими и взаимоисключающими.
  2.  
    Соответствия ТР уровню развития национальной экономики, развитию материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития.
  3.  
    Независимости от органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей.
  4.  
    Единой системы и правил аккредитации.
  5.  
    Единства правил и методов исследований и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия. 
  6.  
    Единства применения требований ТР независимо от видов или особенностей сделок.
  7.  
    Недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации. 
  8.  
    Недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля и органа по сертификации.
  9.  
    Недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию. 
  10.  
    Недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля за соблюдением требований ТР.

 
Преследуя цель сближения национальной системы ТР с системами ТР стран общего рынка и ВТО закон «О ТР» вводит принципиально новое понятие – «технический регламент», определяя его как документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам ТР. 
 
Технические регламенты как инструменты ТР принимаются для достижения следующих целей:  

  •  
    защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; 
  •  
    охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; 
  •  
    предупреждения действия действий, вводящих в заблуждение приобретателей. 

 
Технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, которыеобеспечивают: безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную, радиационную, безопасность, электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работ приборов и оборудования, единство измерений. 
 
В России применяют общие технические регламенты и специальные технические регламенты.  
 
^ Общие технические регламенты применимы для любых видов продукции и процессов. Вместе с тем они должны обязательно приниматься по следующим вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудовании; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности. 
 
^ Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции и процессам, в отношении которых общие технические регламенты не обеспечивают достижения трех указанных выше целей.  
 
Технические регламенты могут быть приняты следующими правовыми актами:  

  •  
    международным договором России; 
  •  
    Федеральным законом; 
  •  
    указом Президента РФ; 
  •  
    постановлением Правительства РФ.

 
Порядок разработки и принятия технического регламента определены законом «О техническом регулировании», где выделены следующие основные положения:  

  •  
    Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо, то есть разработка требований не является монополией государства. 
  •  
    О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление.
  •  
    После опубликования уведомления проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления.
  •  
    Проект технического регламента дорабатывается с учетом полученных в письменной форме замечаний и публично обсуждается.
  •  
    О завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление.
  •  
    Проект Федерального закона о техническом регламенте, внесенный в Государственную думу, направляется в Правительство РФ, где готовится отзыв с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
  •  
    Дальнейшая процедура принятия Федерального закона, содержащего технический регламент, проходит в соответствии с установленной процедурой принятия законов Государственной Думой.

 
Издание технического регламента указом Президента РФ или постановлением Правительства  РФ допускается в исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан или в других неотлагательных случаях, оговоренных в законе «О техническом регулировании».  
 
Оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту. 
 
К принципам подтверждения соответствия в Федеральном законе «О техническом регулировании» относятся:  

  •  
    защита имущественных интересов заявителей, 
  •  
    соблюдение коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия, 
  •  
    недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией, 
  •  
    содействие потребителям в компетентном выборе продукции, работ и услуг. 

 
Декларация соответствия – документ о соответствии требованиям технических регламентов. 
№ 9.2 Основные принципы и теоретическая база стандартизации 
 
^ 9.2.1 Основные принципы стандартизации  
 
(41, 42, 43) 
Цели и задачи стандартизации в РФ достигаются соблюдением основных принципов, установленных вГост Р 1.0-2004: 

  •  
    добровольное применение стандартов;
  •  
    максимальный учёт при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  •  
    применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо если Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
  •  
    недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
  •  
    недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  •  
    обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

 
Одним из основных принципов, соблюдаемых на всех этапах разработки национальных стандартов, является их полная открытость.

Информация о работе Государственный метрологический контроль (ГМК) и надзор (ГМН)