История развития стандартизации и метрологии в стране и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 21:15, контрольная работа

Описание работы

В недалеком прошлом в нашей стране стандартизация преследовала лишь интересы государства и финансировались исключительно за счет средств федерального бюджета. Происходящие в настоящее время перемены коснулись как экономики, так и стандартизации, призванной на данном этапе глобализации торговых отношений обеспечить переход от приоритетного отражения в стандартах интересов государства на обеспечение в стандартах баланса интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………………………….3
История развития стандартизации в России……………………………….4
Международная стандартизация……………………………………………9
История развития метрологии за рубежом………………………………..12
История развития метрологии в России…………………………………...14
Заключение…………………………………………………………………..21
Библиографический список………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

контр станд.docx

— 48.77 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

 

 

 

Контрольная работа

 

 

по дисциплине «Технология разработки стандартов и нормативных документов»

на тему: История развития стандартизации и метрологии в стране и за рубежом

 

 

 

Выполнил студент группы УКП-6

                                      Паллина А.А.

                                 Шифр 804

                                                               Проверил: Нурутдинов А.А.

 

 

 

 

 

Уфа 2015

Содержание

 

Ведение……………………………………………………………………….3

История развития стандартизации в России……………………………….4

Международная стандартизация……………………………………………9

История развития метрологии за рубежом………………………………..12

История развития метрологии в России…………………………………...14

Заключение…………………………………………………………………..21

Библиографический список………………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

 

     В недалеком прошлом в нашей стране стандартизация преследовала лишь интересы государства и финансировались исключительно за счет средств федерального бюджета. Происходящие в настоящее время перемены коснулись как экономики, так и стандартизации, призванной на данном этапе глобализации торговых отношений обеспечить переход от приоритетного отражения в стандартах интересов государства на обеспечение в стандартах баланса интересов органов государственного управления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей. Необходимость создания условий для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки и сохранения в рамках Содружества Независимых Государств приоритетного торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства, обеспечения соответствия уровня промышленного развития научно-техническому прогрессу в условиях сокращения сферы государственного регулирования экономики и расширения самостоятельности субъектов хозяйствования настоятельно требует развития и совершенствования Российской национальной системы стандартизации.

     Вступление в силу Федерального закона "О техническом регулировании" перевело государственные стандарты Российской Федерации, выполнявшие функции основного инструмента государственного регулирования, в национальные стандарты, призванные на добровольной основе обеспечить повышение конкурентоспособности и безопасности продукции, работ и услуг и содействовать соблюдению обязательных требований технических регламентов.

 

 

 

 

 

 

 

История развития стандартизации в России

 

     Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры — кружала. Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, он не только ввел технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске, в обязанности которых входила тщательная проверка качества экспортируемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и др.).

Стандартизация, как правило, основывается на достижениях науки, техники и практического опыта. Она не только определяет уровень развития производства, определяет экономически оптимальные решения многих народно-хозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач, но и стимулирует прогресс науки и техники. Стандартизация становится одним из важнейших средств улучшения организации общественного производства, осуществления экономической и технической политики государства, ускорения научно-технического прогресса, эффективного управления факторами интенсификации экономики, органически объединяя фундаментальные и прикладные науки, она способствует их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность. Стандартизация создает организационно-техническую и информационную основу специализации, кооперирования производства, придает производству свойства самоорганизации.

Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования в условиях рыночной экономики может обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. Поданным экспертов в Германии, например, треть ежегодного экономического прироста, относилась к эффекту от применения стандартов.

О масштабах и эффективности работ по стандартизации свидетельствует такой факт. Общая сумма вложений промышленности и правительственных организаций в различные виды деятельности, связанные с разработкой и применением стандартов в США достигла 70 млрд. долл. в год, а прибыль — 1000%.

Однако проблемы стандартизации в России не позволяют получить такие результаты. К наиболее актуальным из них относятся:

1. Низкий динамизм стандартизации. При парке в 24 600 стандартов его  ежегодное обновление должно  составлять минимум 3,5—4 тыс. стандартов. В последнее время максимальное  число пересмотренных и вновь  утвержденных стандартов составило 900 единиц в год. Фонд стандартов  стремительно стареет, и при этом  нет ясной перспективы ускорения  темпов этой работы. Планирование  стандартизации осуществляется  в годовом разрезе, тогда как, например, в Японии действует  система 5—10-летнего и годового  планирования. При разработке стандартов  не учитываются прогнозы развития  науки и техники, хотя Академия  стандартизации, метрологии и сертификации  имеет материалы прогнозирования  с глубиной 30 лет. Другая сторона  низкого динамизма — недостаточные  темпы освоения международных, региональных  и национальных стандартов: перевод, редактирование, утверждение, внедрение. Многие международные стандарты  даже не переведены.

2. Слабая работа в области  технологической стандартизации. Работы  по стандартизации и внедрению  передовой технологии взаимно  не увязаны. Особо эффективно  такая увязка действовала бы  на предприятиях малого и среднего  бизнеса. Яркий пример такой работы  показывает Национальный институт  стандартов и технологии США, осуществляющий национальную технологическую  программу преимущественно среди  предприятий малого бизнеса.

3. Низкое качество работы  технических комитетов. Имея глубокие  познания в конкретных отраслях  деятельности, члены комитетов слабо  знакомы с теорией и практикой  международной и отечественной  стандартизации.

4. Необходимо восстанавливать  утерянные в последние десятилетия  службы по стандартизации на  предприятиях.

 

 

 

 

 

 

Современная система стандартизации в России

 

Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), создавать технические регламенты.

Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Госстандарта РФ и технические комитеты по стандартизации создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал.

Введенная в действие с 1 января 1993 г. государственная система стандартизации (ГСС) регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. Ею предусмотрены демократизация процедур разработки стандартов и устранение монополизма в этой области.

ГСС регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации и включает пять основополагающих стандартов:

ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения;

ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов;

ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий;

ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения;

ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

Система стандартизации Российской Федерации должна быть гармонизирована с международными, региональными и национальными системами и обеспечивать:

защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды;

повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;

совместимость и взаимозаменяемость продукции;

содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства;

создание нормативно-технической базы социально-экономических программ и крупных проектов;

устранение технических барьеров в производстве и торговле, конкурентоспособность продукции на мировом рынке и эффективное участие в международном разделении труда;

безопасность народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности.

Основой государственной системы стандартизации является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации, имеющий четырехуровневую систему:

I. Техническое законодательство  – правовая основа ГСС. Оно  представляет совокупность законов  РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов  исполнительной власти), применяемых  для государственного регулирования  качества продукции, работ и услуг.

II. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы  технико-экономической информации, представлены государственными  стандартами РФ; межгосударственными  стандартами (ГОСТами), введенными в  действие постановлением Госстандарта  России (Госстроя России) в качестве  государственных стандартов РФ; государственными стандартами СССР (ГОСТ); правилами, нормами и рекомендациями  по стандартизации; общероссийскими  классификаторами технико-экономической  и социальной информации.

Ш. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ представлены стандартами, сфера применения которых ограниченна определенной отраслью народного хозяйства – отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности – стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО). Категория ОСТ введена еще в 60-е гг., категория СТО впервые введена в 1992 г.

IV .Стандарты предприятий  и технические условия представлены  НД, сфера действия которых ограничена  рамками организации (предприятия) – стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ).

Таким образом, нормативные документы по стандартизации, действующие в Российской Федерации, подразделяются на следующие основные категории:

Государственные стандарты Российской Федерации – ГОСТ Р;

Общероссийские классификаторы технико-экономической информации – ОКТЭИ;

межотраслевые стандарты РФ – ГОСТ;

отраслевые стандарты – ОСТ;

технические условия – ТУ;

стандарты предприятий и объединений предприятий – СТП;

стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО.

На уровне предприятия стандартизация учитывает специфику производства: вид продукции, серийность, особенности технологических процессов и др. Эти нормы закрепляют в стандартах предприятий.

Наиболее многочисленная группа среди нормативно-технических документов по стандартизации – технические условия (ТУ). ТУ – это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс технической документации и требований на соответствующую продукцию. Они регламентируют взаимоотношения изготовителей и потребителей в вопросах о качестве изделий при их изготовлении, контроле, приёмке и поставки. ТУ разрабатываются на продукцию, на которую стандарты не устанавливаются. ТУ могут уточнять и детализировать требования стандартов.

По оценкам экспертов, применение стандартизации дает снижение себестоимости продукции машиностроения на 10–20%, а затраты на содержание заводской службы стандартизации составляют всего порядка 0,5% стоимости продукции.

 

Международная стандартизация

 

В 1946 году в Лондоне была основана Международная организация по стандартизации (ИСО), в состав которой вошли 33 страны. В настоящее время ИСО является одной из самых крупных международных технических организаций (её члены - 91 страна).

Созданная в 1946 году Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization - ISO) разработала более 17000 специальных стандартов.

Информация о работе История развития стандартизации и метрологии в стране и за рубежом