[Введите текст]
Государственное автономное
образовательное учреждение
средне профессионального образования
Свердловской области
«Каменск-Уральского техникума металлургии
и машиностроения».
Реферат.
Тема:«История возникновения
государственных стандартов».
Выполнила:
студентка 202 гр Савина Ю.Ф.
Проверила:
преподователь Поздеева Ю.А.
Каменск-Уральский
2015
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Правовые основы стандартизации в РФ
установлены законом «О стандартизации».
Положение закона обязательны к выполнению
всеми госорганами управления субъектами
хозяйственной деятельности независимо
от форм собственности общественных объединений.
Закон определяет меры госзащиты интересов
потребителя и государства через требования,
правила и нормы, вносимые в госстандарты
при их разработке и госконтроль выполнения
обязательных требований стандартов при
их применении. Сущность стандартизации
в РФ закон трактует как деятельность,
направленную на определение норм, правил,
требований, характеристик, которые должны
обеспечить безопасность продукции, работ
и услуг, их техническую и информационную
совместимость, взаимозаменяемость, качества
продукции (услуг) в соответствии с научно-техническими
достижениями.
Нормы и требования стандартов могут
относиться также к безопасности хоз.
субъектов в чрезвычайных ситуациях, к
оборонным и мобилизационным способностям
страны.
На основании правовых норм закона определены
принципы и задачи стандартизации в РФ:
1. Целесообразность разработки
стандарта определяется путём
анализа его необходимости в
социальном, экономическом и техническом
аспектах.
2. Приоритетным направлением стандартизации
является безопасность объекта
стандартизации для человека
и окружающей среды, а также
обеспечение совместимости и
взаимозаменяемости продукции.
Работа по стандартизации в Российской
Федерации организуется и осуществляется
системой органов и служб по стандартизации,
которую составляют:
• Госстандарт России - национальный
орган по стандартизации Российской Федерации;
• Управление технического нормирования,
стандартизации и сертификации Госстроя
России;
• подразделения стандартизации, сертификации,
метрологии федеральных министерств и
ведомств РФ;
• технические комитеты (ТК) по стандартизации,
создаваемые на добровольной основе заинтересованными
сторонами (предприятиями и организациями);
• подразделения стандартизации (отделы,
бюро, группы), создаваемые субъектами
хозяйственной деятельности (предприятиями
и организациями).
Порядок разработки, принятия, учетной
регистрации национальных стандартов
устанавливается стандартами Государственной
системы стандартизации (ГСС). [1]
Государственные стандарты не являются
объектом авторского права. Они разрабатываются
коллегиально в соответствии с ГОСТ Р
1.2-92. Разработчиками ГОСТ Р являются технические
комитеты по стандартизации при Госстандарте
России, закрепленные по объектам стандартизации.
В их составе на добровольной основе работают:
полномочные представители всех предприятий
и организаций, заинтересованных в разработке
стандартов (разработчики, изготовители,
потребители продукции); ведущие ученые
и специалисты, специализирующиеся по
определенным видам продукции или технологиям;
представители общественных организаций.
1. Основные этапы развития
стандартизации.
Важнейшей задачей развития
хозяйства республики в современных условиях
является обеспечение роста эффективности
производства, улучшение качества продукции,
усиление режима экономии. Этим объективно
предопределяется роль стандартизации
как важнейшего средства управления качеством
продукции.
Стандартизация возникла в
глубокой древности. К ее первым проявлениям
можно отнести письменность, летоисчисление,
системы счета, единицы мер и весов и др.
Началом международной стандартизации
можно считать принятие в 1875г. представителями
19 государств Международной метрической
конвенции и учреждение Международного
бюро мер и весов.
В 1925г. был создан первый центральный
орган по стандартизации – Комитет по
стандартизации при Совете Труда и Обороны.
В 1926г. Комитет разработал первые общесоюзные
стандарты на чугун, прокат из черных металлов
и некоторые товары народного потребления.
В 1968г. в соответствии с Постановлением
СМ СССР “Об улучшении работы по стандартизации
в стране” от 11 января 1965г. впервые в мировой
практике был разработан и утвержден комплекс
государственных стандартов “Государственная
система стандартизации” (ГСС). Согласно
ГОСТ 1.0-68, были введены четыре категории
стандартов:
- Государственный стандарт
Союза ССР (ГОСТ);
- республиканский стандарт
(РСТ);
- отраслевой стандарт (ОСТ);
- стандарт предприятия (СТП).
Определенной вехой в развитии
стандартизации явилось постановление
Совета Министров СССР от 7 января 1985г.
“Об организации работы по стандартизации
в СССР”. В этом постановлении главной
задачей стандартизации была названа
разработка системы нормативно-технической
документации, определяющей прогрессивные
требования к продукции, правилам, обеспечивающим
ее разработку, производство и применение,
а также контроль за правильностью использования
этой документации.
В Постановлении Совета Министров
СССР от 25 декабря 1990г. №1340 “О совершенствовании
организации работы по стандартизации”
определены задачи в условиях перехода
экономики страны на рыночные отношения
и интеграции ее в мировое экономическое
пространство. В постановлении реализованы
основные положения концепции государственной
системы стандартизации, главная идея
которой – приведение национальной системы
стандартизации в соответствие с международной
практикой.
Образование в 1992г. независимых
государств на территории бывшего Советского
союза потребовало поиска новых форм сотрудничества
этих стран в области стандартизации,
метрологии и сертификации. Правительства
государств – участников СНГ, признавая
необходимость проведения в этой области
согласованной технической политики,
подписали 13 марта 1992г. Соглашение о проведении
согласованной политики в области стандартизации,
метрологии и сертификации. В соответствии
с Соглашением был создан Межгосударственный
совет по стандартизации, метрологии и
сертификации, в задачу которого входила
организация работ по стандартизации
(а также метрологии и сертификации) на
межгосударственном уровне. Подписание
Соглашения, последующая разработка государственных
стандартов РБ послужили началом формирования
системы стандартизации Республики Беларусь.
В Республике Беларусь единым
органом государственного управления
по стандартизации, метрологии и сертификации
является Комитет по стандартизации, метрологии
и сертификации при Совете Министров Республики
Беларусь (Госстандарт), созданный на основании
решения Правительства Республики Беларусь.
Постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 219 «Об образовании
Комитета по стандартизации, метрологии
и сертификации при Совете Министров Республики
Беларусь» было установлено, что Комитет:
осуществляет руководство стандартизацией,
метрологией и сертификацией в республике;
обеспечивает единство измерений, создание
и ведение национальных эталонов единиц
физических величин; взаимодействует
по вопросам стандартизации, метрологии
и сертификации с уполномоченными органами
других стран, международными и региональными
организациями; осуществляет государственный
надзор за внедрением и соблюдением стандартов
и технических условий, за состоянием
и применением измерительной техники.
Стандартизация является необходимой
и эффективной организационно-технической
основой ведения хозяйственной деятельности.
Она способствует внедрению научных достижений,
обеспечивает высокое качество изделий,
их унификацию, совершенствование управления.
2. Государственные стандарты
РБ. Требования к содержанию стандартов
на продукцию и услуги.
Государственные стандарты
разрабатываются, как правило, техническими
комитетами по стандартизации, а при их
отсутствии - любыми заинтересованными
лицами.
Государственные стандарты
основываются на современных достижениях
науки, техники, международных и межгосударственных
(региональных) стандартах, правилах, нормах
и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных
стандартах других государств, за исключением
случаев, когда такие документы могут
быть непригодными или неэффективными
для обеспечения:
- национальной безопасности;
- защиты жизни, здоровья
и наследственности человека;
- охраны окружающей среды,
рационального использования природных
ресурсов и энергосбережения;
- предупреждения действий,
вводящих в заблуждение потребителей
продукции и услуг относительно
их назначения, качества или безопасности.
Государственные стандарты
в зависимости от объекта стандартизации
содержат:
- требования к продукции,
процессам ее разработки, производства,
эксплуатации (использования), хранения,
перевозки, реализации и утилизации
или оказанию услуг;
- требования к правилам
приемки и методикам контроля
продукции;
- требования к технической
и информационной совместимости;
- правила оформления технической
документации;
- общие правила обеспечения
качества продукции (услуг), сохранения
и рационального использования
ресурсов;
- требования к энергоэффективности
и снижению энерго- и материалоемкости
продукции, процессов ее производства,
эксплуатации (использования), хранения,
перевозки, реализации и утилизации
или оказания услуг;
- термины и определения,
условные обозначения, метрологические
и другие общие технические
и организационно-методические правила
и нормы.
3. Предварительные государственные
стандарты. Порядок разработки и
применения.
Государственный стандарт Республики
Беларусь - стандарт, утвержденный Комитетом
по стандартизации, метрологии и сертификации
при Совете Министров Республики Беларусь,
а в области архитектуры и строительства
- Министерством архитектуры и строительства
Республики Беларусь.
Для рассмотрения заинтересованными
субъектами технического нормирования
и стандартизации проектов государственных
стандартов и представления отзывов на
них проекты государственных стандартов
должны быть опубликованы. Опубликование
проектов государственных стандартов
осуществляется в официальных изданиях
Комитета по стандартизации, метрологии
и сертификации при Совете Министров Республики
Беларусь, а проектов государственных
стандартов в области архитектуры и строительства
- в официальных изданиях Министерства
архитектуры и строительства Республики
Беларусь.
Срок рассмотрения проектов
государственных стандартов – не менее
60 и не более 90 календарных дней со дня
их опубликования. Утвержденный государственный
стандарт вводится в действие после его
государственной регистрации. Срок введения
в действие государственного стандарта
- не ранее 60 календарных дней со дня официального
опубликования информации о его государственной
регистрации.
Право официального издания
государственных стандартов принадлежит
Комитету по стандартизации, метрологии
и сертификации при Совете Министров Республики
Беларусь, а в области архитектуры и строительства
- Министерству архитектуры и строительства
Республики Беларусь.
Государственные стандарты
не должны противоречить требованиям
технических регламентов.
Государственные стандарты
являются добровольными для применения.
Государственные стандарты
могут применяться на стадиях разработки,
производства, эксплуатации (использования),
хранения, перевозки, реализации и утилизации
продукции, а также при оказании услуг.
Государственные стандарты
могут использоваться в качестве основы
для разработки технических регламентов,
технических кодексов.
Государственные стандарты
полностью либо частично (или в виде ссылки
на них) могут приводиться в тексте технических
регламентов, технических кодексов. Если
в техническом регламенте дана ссылка
на государственный стандарт, то требования
этого государственного стандарта становятся
обязательными для соблюдения.
Если производитель или поставщик
продукции (услуги) в добровольном порядке
применили государственный стандарт и
заявили о соответствии ему своей продукции
(услуги) (использовав обозначение государственного
стандарта или знак соответствия государственным
стандартам в маркировке продукции, транспортной
или потребительской таре, эксплуатационной
или иной документации), а также если продукция
(услуга) производителя или поставщика
сертифицирована на соответствие требованиям
государственного стандарта, соблюдение
требований государственного стандарта
для них становится обязательным.
4. Законодательная основа
проведения работ по стандартизации
в РБ.
Правовые основы стандартизации
обеспечиваются Законом Республики Беларусь
«О техническом нормировании и стандартизации»
от 5 января 2004 г. Он действует во взаимосвязи
с принятыми также 5 сентября 1995 г. законами
«Об обеспечении единства измерений»
и «О сертификации продукции, работ и услуг»
и постановлениями Правительства Республики
Беларусь, принятыми во их исполнение.
В настоящее время законодательство
Республики Беларусь приведено в соответствие
с международной практикой и Соглашениями
Всемирной торговой организации, а также
унифицировано с законодательством Российской
Федерации.