Этапы развития систем управления качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 00:16, контрольная работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является изучение теоретических аспектов проблемы проектирования системы качества, анализ функционирования системы качества на современном машиностроительном предприятии, а также совершенствование данной системы путем разработки плана мероприятий по переводу системы качества на новый стандарт. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность и эволюцию подходов к системам менеджмента качества, используя современную литературу и периодические издания;
- уяснить современные подходы к проектированию;
- рассмотреть особенности проектирования систем качества;

Содержание работы

Введение
1. Внешние и внутренние факторы воздействия на качество продукции.
2. Характеристика российских и советских систем управления качеством продукции.
3. Современные модели управления качеством.
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Управление качеством.docx

— 61.25 Кб (Скачать файл)

План.

Введение

1. Внешние и внутренние факторы воздействия на качество продукции.

2. Характеристика российских и советских систем управления качеством продукции.

3. Современные модели управления качеством.

Заключение

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Качество продукции представляет собой материальную основу удовлетворения как личных, так и общественных потребностей людей, и этим определяется его уникальная социально-экономическая  значимость. В силу этого, проблема качества продукции имеет ключевое значение в экономике и организации  производства продукции. Следовательно, управление качеством продукции  есть важная задача как производителя, так и потребителя III.

В настоящее время выход на мировой  рынок заставил многие российские предприятия  пересмотреть подходы к обеспечению  качества продукции. Основной особенностью мирового рынка, перенасыщенного товарами является требования потребителя, и изготовитель, если он хочет иметь успех, обязан их выполнять.

Для выполнения заявленных и предполагаемых требований на российских предприятиях в настоящее время повсеместно  внедряются системы качества, соответствующие  современным международным стандартам. Разнообразие существующих сейчас стандартов, связано с длительным развитием  подходов к обеспечению и доказательству качества продукции.

Обеспечение качества охватывает весь жизненный цикл продукции. Особое внимание уделяется стадии проектирования, так  как именно при разработке изделий  закладываются основные качественные характеристики изделий. Обеспечение  качества в производстве, в первую очередь, зависит от надлежащего  исполнения своих обязанностей рабочими, которые должны быть хорошо обучены  и мотивированы в области качества.

Современный подход доказательства выпуска  качественной продукции регламентируется МС ИСО 9001:2000 и пропагандирует процессный подход к обеспечению качества. Таким  образом, в настоящее время качество продукции складывается за счет эффективной  организации процессов, позволяющих  выпускать продукцию требуемого качества. Предметом изучения в данной работе является совокупность способов, методов и форм проектирования систем качества, осуществляемых с использованием современных подходов к проектированию. Объектом исследования является воронежское  машиностроительное предприятие ЗАО "Тяжмехпресс" - мировой лидер по производству тяжелых механических прессов усилием до 125 МН, автоматических прессовых линий, и комплексов для кузнечных и листоштамповочных производств. Целью данного курсового проекта является изучение теоретических аспектов проблемы проектирования системы качества, анализ функционирования системы качества на современном машиностроительном предприятии, а также совершенствование данной системы путем разработки плана мероприятий по переводу системы качества на новый стандарт. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

-   изучить сущность и эволюцию подходов к системам менеджмента качества, используя современную литературу и периодические издания;

-  уяснить современные подходы к проектированию;

-  рассмотреть особенности проектирования систем качества;

-  проанализировать функционирование системы качества на конкретном предприятии, выявить недостатки и перспективы развития;

-  разработать мероприятия по улучшению функционирования предприятия в области качества, используя прогрессивные формы и методы обеспечения качества продукции.

Курсовой проект содержит три раздела: теоретический, аналитический и  проектный, в которых последовательно  решаются поставленные выше задачи. Третий раздел содержит разъяснение требований МС ИСО 9001:2000, план перехода на новый  стандарт (с использованием метода СПУ), а также примеры построения карты управленческой процедуры  и карты организации рабочего места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ 

На каждом предприятии  на качество продукции влияют самые  разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические.

Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья — материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы ОТК и другими организационными мероприятиями.

Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально-психологические  факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, воспитание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе — все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции. Иногда даже трудно понять, какие факторы более важны для решения рассматриваемой проблемы — технические или социально-психологические.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относятся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция; нормативные документы в области качества продукции; необходимость завоевания достойного места как на внутреннем, так и на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и др.

В основном все факторы, как  внутренние, так и внешние, тесно  связаны между собой и все они влияют на качество продукции.

Всегда необходимо помнить, что на каждом этапе развития предприятия  степень влияния этих факторов неодинакова. Поэтому соответствующие службы предприятия должны их ранжировать по степени влияния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наибольшей степени влияют на качество продукции. Это позволит с меньшими затратами и более эффективно управлять качеством продукции.

Неотъемлемым атрибутом  рыночной экономики является конкуренция, и она играет очень важную позитивную роль. Конкуренция для предприятий  является значительной побудительной силой для ускорения НТП и выпуска конкурентоспособной продукции. Она заставляет их не только внедрять все новое и передовое, но и наиболее рационально использовать все имеющиеся ресурсы на предприятии.

Конкуренция в широком смысле слова означает соперничество в любой сфере деятельности. Если рассматривать конкуренцию с чисто экономических позиций, то она означает соперничество между коммерческими организациями за наиболее выгодные условия производства и сбыта, за получение более выгодного заказа с целью упрочения позиций на рынке и получения максимальной прибыли сейчас или в будущем.

Конкуренция и монополия  образуют диалектическую общность, постоянно противостоят друг другу на рынке и являются неотъемлемой чертой рыночных отношений. Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий.

Конкуренция на рынке выступает  в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой. В первом случае речь идет о конкуренции  между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортименту. Такую конкуренцию можно также назвать межфирменной или предметной.

Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары различных  отраслей, удовлетворяющие различные  потребности потребительского и производственного спроса, т.е. речь идет о борьбе за платежеспособный спрос населения и потребности производства.

По методам осуществления  конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большими надежностью и сроками службы, с более высокой производительностью.

В последнее время важную роль стали играть такие параметры изделия, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность. Большее, чем раньше, значение стали играть надежность и репутация фирмы-производителя или поставщика, ее престижность. Важными инструментами конкуренции становятся товарные знаки и торговые марки фирм.

Конкуренция играет очень  важную роль в экономике только в том случае, если она добросовестная. К сожалению, встречается и недобросовестная конкуренция. Недобросовестная конкуренция — это такие методы конкурентной борьбы, которые связаны с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К таким методам относятся: продажа по ценам ниже себестоимости, или демпинг, с целью подрыва позиций конкурента и дальнейшего вытеснения его с рынка; злоупотребление господствующим положением на рынке, например чрезмерное завышение цен или отказ осуществлять поставки; ложная информация и реклама; недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов; нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг. Недобросовестная конкуренция в большинстве развитых стран запрещена законом.

С переходом на рыночные отношения в России начала появляться и довольно часто недобросовестная конкуренция, что связано с монополизацией экономики, неразвитостью законодательной основы в этой области и пассивностью государства в борьбе с этим явлением, что привело к появлению на рынке недоброкачественных продукции и всевозможных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА  РОССИЙСКИХ И СОВЕТСКИХ СИСТЕМ  УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕТСВОМ ПРОДУКЦИИ

Понятие качества сформировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции III.

Рыночная экономика также  внесла свои коррективы и усилила  внимание общества к качеству. Основной задачей производителя продукции  в рыночных условиях стала задача удовлетворения требований потребителей, решить которую возможно лишь при предоставлении продукции требуемого качества. Предприятия, находящиеся в условиях острой конкуренции, обязаны не только следовать за требованиями потребителя, но также идти впереди этих требований, чтобы выжить и успешно конкурировать на динамичном, постоянно развивающемся рынке.

Согласно определению  международной организации по стандартизации качество представляет собой совокупность характеристик продукции или  услуги, которые придают им способность  удовлетворять обусловленные или  предполагаемые потребности.

Под управлением качеством  продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия  на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции  оптимального качества и полноценное  ее использование.

Качество формируется  под влиянием множества факторов на всех этапах жизненного цикла продукции  и для предоставления потребителю  продукции требуемого качества на предприятии  формируется система качества.

Система качества представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий  и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества

Эволюция подходов к менеджменту  качества позволяет выделить четыре этапа в развитии систем качества:

-  система массового контроля;

-  статистический контроль качества;

-  тотальный контроль качества;

-  всеобщий менеджмент качества

Рассмотрим подробнее  современную концепцию управления качеством TQM, а также получившие широкое распространение стандарты  серии ИСО 9000. Система TQM является комплексной  системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию  производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQM базируется на принципе -улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка - стремление к 0 дефектов, 0 непроизводительных затрат, к поставкам - точно в срок. Основной упор делается на полное удовлетворение потребностей потребителя.

TQC - Всеобщее управление  качеством; QA - Обеспечение качества; QPolicy - Политика качества; Qplanning - Планирование качества; QI - Улучшение качества. Рисунок 1.2 - Основные составляющие TQM

Информация о работе Этапы развития систем управления качеством продукции