Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:56, реферат
Глобализация экономики и развитие международных торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. Для подтверждения качества продукции, предлагаемой различными поставщиками, необходимо наличие международных стандартов качества и соответствующих им документов - сертификатов качества, признаваемых в разных странах мира. Понятие "качество" определено стандартом ИСО 8402-94 как "совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, относящихся к его способности выполнять установленные и предполагаемые потребности". Качество формируется с помощью техники на основе соответствующего образа мышления.
Введение
1. Качество продукции. Значение повышения качества
2. Система показателей качества продукции
3. Управление качеством
4. Система качества в соответствии с нормами международных стандартов ИСО 9000
Заключение
Комплекс международных
• ИСО 9000-87 - общее
руководство качеством и
• ИСО 9001-87 - модель системы качества для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании. В стандарте устанавливаются требования в отношении системы качества, если контракт, заключенный между двумя сторонами, требует продемонстрировать способность поставщика разрабатывать и поставлять продукцию;
• ИСО 9002-87 - модель
системы качества для обеспечения
качества при производстве и монтаже.
В стандарте оговариваются
• ИСО 9003-87 - модель системы качества для обеспечения качества при окон
чательном контроле и испытаниях. Стандарт устанавливает требования по качеству, если контракт, заключенный между двумя сторонами, требует демонстрации способности! осуществлять контроль и окончательные испытания, необходимые для приемки конечного продукта;
• ИСО 9004-87 - общее руководство и элементы системы качества. В стандарте рассматриваются элементы системы качества. Дается руководство по общим принципам разработки и внедрения системы качества в условиях, не связанных с контрактом. Стандарты не предусматривают деление по отраслям, однако с 1993 г. в стандартах отражаются следующие основные категории продукции: технические средства (9004-1) программное обеспечение (9000-3) услуги (9004-2) технологии (9004-3).
К другим важнейшим стандартам относятся:
ИСО 8402-86 - в стандарте раскрываются термины и определения в области качества;
ИСО 10011-92 - руководящие указания по проверке систем качества;
ИСО 10012-92 - система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования, управление процессом измерения;
ИСО 10013-94 - руководящие указания для разработки руководства по качеству.
Построение системы качества - длительный
процесс, который ведется чаще всего
с помощью сторонней
Конечным итогом работы по созданию
системы качества является комплект
документации, состоящий из документов
трех уровней. Главным документом системы
качества является руководство по качеству,
включающее содержание политики в области
качества, границы применимости, а
также описание организационной
структуры предприятия с
Согласно стандартам ИСО 9000, в системе
качества предприятия свое отражение
должны найти 20 элементов. Это минимальный
набор элементов системы
Элемент 1. Ответственность руководства. Цель - разработка политики в области качества: построение системы качества, организационная структура предприятия, распределение ответственности и полномочий в системе качества, создание группы по обеспечению качества и назначение уполномоченного по качеству, обеспечение наздора за деятельностью по обеспечению качества со стороны высшего руководства.
Элемент 2. Система качества. Цель - создание на предприятии эффективно действующей системы качества: структура управления качеством, документация в системе управления качеством, распределение ответственности, рабочие группы по качеству.
Элемент 3. Периодический анализ контрактов. Цель - координация анализа контрактов внутри предприятия и с заказчиком: распределение ответственности за контроль контрактов, контроль контракта на выполнимость, согласование условий поставки, контроль графика выполнения поставки.
Элемент 4. Управление
проектированием. Цель - обеспечение
качества опытно-конструкторских
Элемент 5. Управление документацией. Цель - своевременное предоставление необходимой информации в системе качества: документооборот предприятия, порядок внесения изменений в документацию, архивация данных.
Элемент 6. Закупки продукции. Цель - обеспечение качества поставок субпоставщиков: оценка субподрядчиков, проверка закупленной продукции.
Элемент 7. Продукция, поставляемая потребителем. Цель - проверка, хранение, содержание в исправности данного вида продукции: вклад заказчика в производство конечной продукции, предотвращение порчи поставляемой заказчиком продукции.
Элемент 8. Идентификация продукции и прослеживаемость. Цель - обозначение изделия и возможность прослеживаемости изделия в процессе производства: внедрение маркировки и других способов обеспечения идентификации, учет на всех стадиях жизненного цикла продукции.
Элемент 9. Управление процессами. Цель - обеспечение качества на этапах производства, монтажа и технического обслуживания: производственное планирование, товарно-материальный учет. Элемент 10. Контроль и испытания. Цель - подтверждение выполнения заданных требований к продукции: входной контроль поступающей продукции, контроль и испытания в процессе производства, выходной контроль конечной продукции.
Элемент 11. Контрольное, измерительное и испытательное оборудование. Цель - обеспечение пригодности средств измерений и испытаний: планы калибровки средств измерений, регистрация данных о калибровке средств измерений.
Элемент 12. Статус контроля и испытаний. Цель - условия завершения контроля: акты приемки-браковки, разделение и соответствующая маркировка продукции после прохождения контроля. Элемент 13. Действия с несоответствующей продукцией. Цель - исключение из дальнейшего использования бракованных единиц: обнаружение и маркировка бракованной продукции, раздельное хранение годной продукции и брака.
Элемент 14. Корректирующие воздействия. Цель - поиск и устранение причин дефектов: работа с рекламациями клиентов, устранение причин появления дефектов, внесение изменений в методики и инструкции.
Элемент 15. Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка. Цель - действия по предотвращению повреждений и снижению качества в ходе логистических операций: безопасное хранение, упаковка в соответствии с надлежащими требованиями, сохранение целостности продукции в процессе транспортировки.
Элемент 16. Управление регистрацией данных о качестве. Цель - сохранение информации по
обеспечению качества для ее анализа и предоставления доказательств качества потребителю: хранение данных по качеству.
Элемент 17. Внутренние проверки качества. Цель - определение эффективности системы качества и путей ее улучшения: план проведения внутренних проверок, отчеты по результатам проверок, корректирующие мероприятия по результатам проверок.
Элемент 18. Подготовка кадров. Цель - овладение всеми работниками предприятия навыками по обеспечению качества работы: описание обязанностей, требования к квалификации, потребность в повышении квалификации, план повышения квалификации.
Элемент 19. Техническое обслуживание. Цель - проведение технического обслуживания при вводе в эксплуатацию: гарантийное и послегарантийное обслуживание, послепродажное обслуживание.
Элемент 20. Статистические методы. Цель - внедрение подходящих статистических методов контроля: определение адекватных статистических методов для проверки процесса.
Соблюдение на предприятии стандартов ИСО 9000 подтверждается сертификатом, выданным независимой организацией по результатам проведения сертификации системы качества. Такой сертификат признан во всем мире и является достаточной для покупателя гарантией качества продукции. Наличие сертификата на соответствие системы качества предприятия нормам ИСО 9000 становится значительным конкурентным преимуществом, может быть использовано в качестве инструмента маркетинга для создания имиджа предприятия.
В некоторых отраслях сертификат ИСО 9000 является необходимым условием для нормального функционирования, получения заказов.
Стандарты ИСО 9000 могут быть применены на любой фирме, функционирующей в любой отрасли и в любой стране мира. Различным будет лишь наполнение элементов системы качества.
Заключение
Повышение требований рынка к потребляемой
продукции, а также усложнение процессов,
происходящих на производстве, вынудили
предприятия изменить подход к проблеме
качества. Недостаточным стало
Управление качеством
Список литературы
1. Гличев А.В., Круглов М.И. Управление качеством продукции.
2. Колесник А.А., Елизарова Л.Т.
Теоретические основы
3. Николаева М.А. Управление
4. Огвоздин В.Ю. Управление качеством.
5. Полховская Т.М., Карпов Ю.А., Соловьев В.П. Основы управления качеством продукции.
6. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. - /Под ред.О.И. Волкова.
[1] Гличев А.В., Круглов М.И. Управление качеством продукции.
[2] Экономика предприятия (фирмы): Учебник. - /Под ред. О.И. Волкова.
[3] Николаева М. А. Управление качеством. Учебник для вузов:
[4] Экономика предприятия (фирмы): Учебник. - /Под ред. О.И. Волкова.