Качество продукции - основные термины и определения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 21:21, реферат

Описание работы

Качество - весьма сложная противоречивая и неочевидная категория. Оно пронизывает все стороны жизни людей, является важнейшим стимулом деятельности каждого человека и общества в целом.
Несмотря на то, что понятие «качество» существует в течение многих столетий, дискуссии о том, что это такое, не прекращаются. Многообразие понятий «качество» вызвано разнообразием явлений и взаимосвязей, обуславливающих процессы бытия людей, формирование потребностей, состояние производства и потребления товаров. Каждое из понятий соответствует конкретным ситуациям, применительно к которым его используют.

Файлы: 1 файл

metrologia.docx

— 27.53 Кб (Скачать файл)

Введение

В современных условиях перехода к рыночной экономике среди множества проблем, связанных с обеспечением как выживания, так и последующего нормального развития предприятий и организаций, главной и решающей является проблема качества продукции, работ и услуг. В ближайшие годы в лучшем положении окажутся те предприятия, которые смогут обеспечить не только наивысшую производительность труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособность продукции.

Качество - весьма сложная противоречивая и неочевидная категория. Оно пронизывает все стороны жизни людей, является важнейшим стимулом деятельности каждого человека и общества в целом.

Несмотря на то, что понятие «качество» существует в течение многих столетий, дискуссии о том, что это такое, не прекращаются. Многообразие понятий «качество» вызвано разнообразием явлений и взаимосвязей, обуславливающих процессы бытия людей, формирование потребностей, состояние производства и потребления товаров. Каждое из понятий соответствует конкретным ситуациям, применительно к которым его используют.

 

Понятия и термины, используемые в области управления качеством, определяются международными и национальными стандартами. Международный стандарт ИСО 8402 - 94 устанавливает термины по качеству, поясняет их сущность и то, как они применяются в стандартах ИСО серии 9000 «Системы качества».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качество продукции - основные термины и определения

Качество определено как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Доктор Эдвард Деминг, внесший огромный вклад в теорию и практику управления качеством, отмечал, что управление качеством не означает достижения совершенства. Оно означает эффективное производство продукции, имеющей качество, отвечающее ожиданиям рынка.

Джозеф-М. Джуран, всемирно известный американский ученый в области управления, обращал внимание на два различных значения термина «качество». Одно - это качество, ориентированное на потребителя. Это те свойства, которые вызывают у людей желание купить товар. В то же время есть качество, характеризующее технический уровень изготовления продукции, - дефекты и отказы, вызывающие необходимость переделок.

В течении продолжительного времени на многих отечественных промышленных предприятиях и в торговле качество продукции воспринималось как степень ее бездефектности, поскольку именно дефекты, отказы и другие несоответствия продукции требованиям нормативных документов контролировались отделами технического контроля в промышленности и службами контроля качества в торговле.

Работа по повышению качества должна начинаться с выявления потребностей потребителя и заканчиваться выявлением восприятия им результатов этого повышения. Совершенствование качества оправдано только в тех случаях, когда оно воспринимается потребителем. Обеспечить требуемое качество могут только те предприятия, в которых каждый работник нацелен на качество, имеет соответствующие мотивацию и квалификацию и активно содействует удовлетворению потребностей как внутренних, так и внешних потребителей.

Объект - это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено, то есть это широкое понятие, включающее не только продукцию, но и деятельность или процесс, организацию или лицо.

Введение понятия «объект» позволило рассматривать качество не только применительно к продукции, но и к любым объектам, связанным с обеспечением качества, что дало возможность проектировать каждый процесс в системе качества как совокупность ресурсов (персонал, средства обслуживания, сырье, технология) и деятельности.

Продукция рассматривается как результат деятельности или процесса, то есть результат совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих вход в выход.

Согласно ГОСТ 15467 - 79 «Управление качеством продукции» основные понятия, термины и определения» качество продукции - это совокупность свойств, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

Занимаясь вопросами качества, важно знать, что продукция, как и все другое, подвержена постоянной изменчивости (вариабельности), обусловленной самыми разнообразными причинами.

Свойство продукции - это объективная особенность, которая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении изделия. Термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс, а «потребление» относится к такой, которая при ее использовании расходуется сама. Свойства можно разделить на простые и сложные.

Политика в области качества − общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные общим руководством. Политика в области качества согласуется с общей политикой организации и обеспечивает основу для постановки целей в области качества.

Цели в области качества − то, чего добиваются или к чему стремятся в области качества. Цели в области качества обычно базируются на политике организации в области качества и обычно устанавливаются для соответствующих функций и уровней организации.

Планирование качества − часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества, определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.

В соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000:2000 организация должна планировать качество и определять, как это планирование может быть реализовано. Планы в области качества должны быть согласованы с политикой качества, должны регулярно пересматриваться для внесения в них изменений, обусловленных изменившимися требованиями заказчика, общества и других заинтересованных сторон.

Один из отечественных создателей теории качества, профессор А.В. Гличев глубоко и всесторонне исследовал категорию качества, показал ее сложность и многогранность, подчеркнул необходимость всестороннего рассмотрения технических, экономических и других сторон качества в единстве и взаимосвязи.

Управление качеством − часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Оно включает контроль за процессами и корректирующие действия, позволяющие устранять причины неудовлетворительного функционирования подразделений организации на всех стадиях жизненного цикла и создавать продукцию, удовлетворяющую интересы потребителя. Управление заключается в последовательной реализации цикла PDCA («планируй - выполняй - проверяй - воздействуй»). Цикличность процесса управления проявляется в том, что контроль полученных результатов должен служить основой для корректирования ранее осуществленных действий и постановки последующих целей и задач.

В соответствии с ГОСТ 15467 управление качеством продукции - это действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Обеспечение качества − часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности у руководства и потребителя, что требования к качеству будут выполнены. Оно включает планируемые и систематически осуществляемые действия по выполнению требований, включая надзор за всем, что имеет отношение к качеству в организации.

Улучшение качества − часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.

Удовлетворенность потребителей − восприятие потребителями степени выполнения их требований.

Общим показателем низкой удовлетворенности потребителей являются жалобы, однако их отсутствие не обязательно предполагает высокую удовлетворенность потребителей, даже если требования потребителей были с ними согласованы и выполнены.

Результативность − степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

Эффективность − связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Показатель экономической эффективности характеризует способность действующей в организации СМК производить экономический эффект.

 

Постоянное улучшение - повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования.

Постоянное улучшение − один из основных принципов современного менеджмента качества. Процесс установления все более высоких целей в области менеджмента качества и поиска возможностей улучшений в деятельности организации является постоянным при создании СМК и обеспечение ее функционирования. Улучшение осуществляется на основе результатов внутренних и внешних аудитов, всестороннего анализа данных о деятельности организации и состоянии СМК, анализа со стороны руководства а также при использовании других средств. Устранение выявленных несоответствий и их причин осуществляется затем с помощью предупреждающих и корректирующих действий.

Система − совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Система менеджмента − система для разработки политики и целей и достижения этих целей. Система менеджмента организации может включать различные системы менеджмента, такие, как система менеджмента качества, система менеджмента финансовой деятельности, система менеджмента охраны окружающей среды и другие.

Система менеджмента качества − система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

Для проведения практических работ в области управления качеством и создания СМК все субъекты, имеющие к нему отношение, должны использовать единую стандартизированную терминологию. При стандартизации терминов устанавливаются и классифицируется основные понятия. Это обеспечивает взаимопонимание всех, кто профессионально занимается решением проблем в области качества, и в значительной степени определяет успех в развитии систем менеджмента качества.

СМК является частью системы менеджмента организации, направленной на удовлетворение потребностей, ожиданий и требований заинтересованных сторон для достижения результатов в соответствии с целями в области качества. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью. Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общей эффективности организации. Система менеджмента организации может быть оценена на соответствие собственным требованиям организации. Она может быть также проверена на соответствие требованиям международных стандартов, таких, как ИСО 9001 и ИСО 14001. Эти аудиты (проверки) могут проводиться отдельно или совместно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема качества становится ключевой для российского предприятия, если его целью является выход на международный рынок и установление долгосрочных отношений с зарубежными партнерами. Однако не следует забывать и другую, может быть более важную проблему. Для отечественных производителей проблема эффективного менеджмента и проблема качества - это проблемы не столько экспансии, сколько выживания на отечественном рынке.

Качество продукции является важнейшим показателем деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции - характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции - основной фактор конкуренции между фирмами.

Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

В результате закупок внутренний потребительский рынок пополняется многими, высококачественными товарами российских фабрик, как массового спроса, так и элитными. На прилавках магазинов расширяется ассортимент отечественных товаров по количеству, видам и потребительским свойствам, насыщенность торговли основными товарами народного потребления составляет 95-100%, что является определенной гарантией инфляционной безопасности. Благодаря ярмаркам восстанавливается наличие отечественных товаров на фоне общего засилья импорта, зачастую низкого качества. Поэтому тема исследования качества швейных изделий на данном моменте очень актуальна.

 

 

 

 

Список нормативной документации и литературы

    1. Аристов О.В. Управление качеством: Учебник. - М.: БЕК, 2010. - 385 с.
    2. Волков. О. «Экономика  предприятия»/ Волков. О.,  Скляренко. В. // Курс лекций. М: ИНФРА-М.- 2009.- с.128
    3. Карлик А.Е. «Экономика предприятия»/ Карлик А.Е., М.Л. Шухгальтер.- М: ИНФРА-М.- 2008.
    4. Минько З.В. «Качество и конкурентоспособность». - С-Пб.: Питер 2009. - 412 с.
    5. Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - М.: Экономика, 2008. - 315 с.
    6. Раицкий К.А. «Экономика предприятия». - М.: Маркетинг, 2010. - 477 с.
    7. «Экономические и правовые реформы».- М: ИМПЭ, 2009.

Информация о работе Качество продукции - основные термины и определения