Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:47, реферат
Формулировка понятия "качество" базируется на нескольких различных точках зрения, с помощью которых можно отразить всю многоаспектность этого понятия.
1. С точки зрения объективной оценки свойств продукта качество может быть точно измерено. Различия в качестве могут быть количественно отражены с помощью определенных характеристик продукта.
2. С точки зрения покупателя качество продукта определяется в большей мере субъективной оценкой потребителя и в меньшей мере - характеристиками самого продукта. Отдельные покупатели имеют различные потребности, причем те товары, которые удовлетворяют эти потребности наилучшим образом, рассматриваются как обладающие наивысшим качеством.
Формулировка понятия "качество" базируется на нескольких различных точках зрения, с помощью которых можно отразить всю многоаспектность этого понятия.
1. С точки зрения объективной оценки свойств продукта качество может быть точно измерено. Различия в качестве могут быть количественно отражены с помощью определенных характеристик продукта.
2. С точки зрения покупателя
качество продукта
3. С точки зрения
4. С точки зрения соотношения
цены и полезности качество
выражается посредством затрат
и цен. Качественный продукт
выполняет определенную
Выделяют следующие основные причины, почему проблема обеспечения качества так актуальна в современном производства:
качество - главный критерий для совершения покупки для наиболее значимых покупателей. Потерять заказ из-за недостаточного уровня качества намного хуже, чем из-за слишком высокой цены: так можно потерять клиента навсегда;
качество всеохватывающе.
Предприятие реализует
качество - главный инструмент снижения издержек. Всегда дешевле делать правильно с первого раза, чем впоследствии исправлять ошибку;
качество ведет к упрочению позиций фирмы на рынке. В условиях открытых и либерализованных рынков товары и услуги становятся все более взаимозаменяемыми. Уровень качества товаров становится решающим.
Понятие "качество" можно
рассматривать как
Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Оценивать качество продукции следует только по совокупности показателей, имеющих к нему непосредственное отношение и установленных в соответствии с назначением продукции. Показатели качества продукции носят относительный характер, поскольку установленные и предполагаемые потребности могут со временем меняться: то, что вчера удовлетворяло потребителя, сегодня может оказаться неприемлемым. Регламентация принципов выбора системы показателей отражается в нормативно-справочной документации, количественные методы оценки качества составляют самостоятельный раздел в управлении качеством - квалиметрию.
В зависимости от числа
характеризуемых свойств
По применению показатели разделяются на абсолютные (выражаются - в натуральных и стоимостных единицах) и относительные (характеризуют свойства по сравнению с базовым, эталонным или конкурирующим образцом).
По характеризуемым свойствам
показатели качества делятся следующие
группы. Показатели назначения характеризуют
сущность продукции, свойства, определяющие
способность продукции
Показатели технологичности
описывают оптимальное
Эргономические показатели
отражают удобство и комфорт эксплуатации
(потребления). В эту группу входят
подгруппы гигиенических (уровень
освещенности, запыленности, шума и
др.), антропометрических (обеспечивающих
рациональную и удобную рабочую
позу, правильную осанку и т.д.), физиологических
и психофизиологических (показатели
соответствия продукции слуховым, скоростным,
энергетическим возможностям человека),
а также психологических
Экологические показатели отражают
уровень вредных воздействий
на окружающую среду при эксплуатации
(потреблении) продукции. Они определяют
уровень опасных и вредных
химических выбросов в окружающую среду,
уровень акустических воздействий,
уровень электромагнитных, радиационных
и других излучений и др. Экономические
показатели характеризуют уровень
затрат на эксплуатацию (потребление).
Примерами могут служить
По элементам бизнес-процесса показатели качества делятся на следующие группы:
• информационные (связаны с получением, переработкой и передачей информации);
• материальные (включают обеспечение проведения входного контроля сырья, материалов, полуфабрикатов);
• технико-технологические
(связаны с обслуживанием
• трудовые (показывают квалификацию персонала, уровень подготовки персонала в области качества);
• организационные (отражают применение прогрессивных методов организации производства).
Управление любыми процессами является круговым циклом: планирование (plan, P) - осуществление ('do, D) - контроль (check, С) - управляющее воздействие (action, Л). Процесс управления качеством также можно представить как последовательность прохождения этих этапов. Цикл PDCA обеспечивает постоянное отслеживание и повышение уровня качества производства. Управление следует организовывать на основе семи комплексов мероприятий (рис.1):
Рис.1. Цикл управления качеством продукции
1) идентификация проблемы;
2) сбор и анализ данных;
3) анализ причин;
4) планирование и осуществление решения проблемы;
5) оценка результатов;
6) стандартизация;
7) подведение итогов и переход к следующей проблеме.
Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством.
Система качества - совокупность организационной структуры, методик, - процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. Действие системы качества распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя так называемую "петлю качества". "Петля качества" - модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях - от определения потребностей до оценки их удовлетворения.
Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия.
Рис.2. "Петля качества" на предприятии
Система качества должна охватывать все стадии "петли качества" (рис.2):
• маркетинг, поиск и изучение рынка;
• проектирование и/или разработка технических требований к продукции;
• материально-техническое снабжение;
• подготовка и разработка производственных процессов;
• производство;
• контроль и испытания;
• упаковка и хранение;
• реализация и распределение продукции;
• монтаж и эксплуатация;
• техническая помощь в обслуживании;
• утилизация после использования изделия.
Система качества должна обеспечивать управление качеством на всех участках "петли качества", участие всех работников в обеспечении качества конечной продукции, взаимосвязь деятельности по повышению качества с деятельностью по снижению затрат, обязательность выявления дефектов и устранения вызвавших эти дефекты причин.
В условиях усиления конкурентной борьбы предприятие вынуждено все больше обращать внимание на проблемы качества. Потребители выпускаемой продукции становятся более требовательными и ожидают высокий уровень качества по низким ценам. В то же время покупателей не устраивают лишь заявления производителя об уровне качества продукции. Им необходимо подтверждение и гарантия тому, что качество соблюдено. И таким видом гарантии становится сертификат, подтверждающий наличие на предприятии внедренной системы качества.
Национальные стандарты в области систем качества впервые были установлены в Великобритании в 1983 г. Целью проводимой кампании было введение на фирмах систем качества и создание методик сертификации таких систем. За Великобританией последовали и другие страны Европы. Однако настоящий бум по внедрению систем качества в работу предприятий произошел после издания в 1987 г. Международной организацией по стандартизации группы стандартов ИСО 9000 по управлению качеством и обеспечению качества. Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, однако документы серии ИСО 9000 более чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов. В России в качестве ГОСТов утверждены в настоящее время стандарты ИСО 9001, 9002, 9003 и 10011.
В ИСО 9000 устанавливаются
единые международные стандарты
на систему управления качеством
в любой производственной или
сервисной компании. Стандарт применяется
именно к системе качества в виде
задокументированной
Комплекс международных стандартов ИСО 9000 содержит следующие элементы:
• ИСО 9000-87 - общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Стандарт дает толкование ключевых договорных и недоговорных условий контрактных поставок и раскрывает основные принципы реализации политики в области качества. Определяются правила применения моделей систем качества, излагаемых в стандартах ИСО 9001 - 9003;
• ИСО 9001-87 - модель системы качества для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании. В стандарте устанавливаются требования в отношении системы качества, если контракт, заключенный между двумя сторонами, требует продемонстрировать способность поставщика разрабатывать и поставлять продукцию;
• ИСО 9002-87 - модель системы
качества для обеспечения качества
при производстве и монтаже. В
стандарте оговариваются
• ИСО 9003-87 - модель системы
качества для обеспечения качества
при окончательном контроле и
испытаниях. Стандарт устанавливает
требования по качеству, если контракт,
заключенный между двумя
• ИСО 9004-87 - общее руководство
и элементы системы качества. В
стандарте рассматриваются
К другим важнейшим стандартам относятся:
ИСО 8402-86 - в стандарте раскрываются
термины и определения в
ИСО 10011-92 - руководящие указания по проверке систем качества;
ИСО 10012-92 - система подтверждения
метрологической пригодности
Информация о работе Качество продукции. Значение повышения качества