Качество продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 08:20, реферат

Описание работы

Понятие и категории качества продукции.
Потребность, полезность и качество продукции.
Качество как совокупность потребительских свойств товаров.

Файлы: 1 файл

Реферат качество продукции.docx

— 57.69 Кб (Скачать файл)

Показатели качества включаются в нормативно-технические документы и учитываются при оценке продукции. Однако только по измеренным значениям отдельных показателей качества оценить качество продукции в целой нельзя из-за того, что они характеризуют различные свойства и имеют разную размерность.

При оценке качества применяются единичные, комплексные и интегральные показатели качества.

Единичные показатели качества характеризуют одно свойство продукции (например, время высыхания краски и др.).

Комплексный показатель качества характеризует несколько свойств продукции (например, качество одежды зависит от вида материалов, конструкции, соответствия направлению моды др.).

Интегральный показатель качества отражает отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации и потребления единицы продукции в течение определенного времени к суммарным затратам на ее создание и обеспечение ее использования в течение того же времени.

При оценке качества необходимо свести все показатели в сопоставимый вид, т. е. определить обобщенный показатель качества продукции.

При оценке качества однородной продукции по совокупности единичных показателей дается заключение о качестве образца в целом, т. е. определяется обобщенный показатель качества, который должен наиболее полно отражать полезный эффект от эксплуатации или потребления.

При оценке качества разнородной продукции необходимо свести к одному масштабу обобщенные показатели качества различных видов однородной продукции, образующих оцениваемую разнородную продукцию.

Уровень качества продукции — относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями. Такая характеристика качества используется на всех этапах жизненного цикла продукции, (проектирование, производство, эксплуатация или потребление).

Достоверность оценки уровня качества продукции зависит от правильности (обоснованности) выбора базового образца.

Источником информации о возможных базовых образцах может служить технико-экономическая информация, стандарты, описания отечественных и зарубежных изобретений, отчеты о патентно-информационных исследованиях и др. На основе анализа этой информации выбирается аналоговая группа продукции, в которую включаются лучшие образцы отечественной и зарубежной продукции, реализуемой на внешнем рынке и пользующейся устойчивым спросом. Обязательным условием выбора является сопоставимость показателей описываемой продукции и базового образца.

Для оценки уровня качества продукции применяются два метода: дифференциальный и комплексный.

При дифференциальном методе сопоставляются единичные показатели базового образца и оцениваемой продукции по следующим формулам:

Q =Pi/Pб или Q= Pб/ Pi (1)

где Р - показатель качества оцениваемой продукции; Pб -показатель качества базового образца.

Если каждое из значений оцениваемого образца при cсопоставлении с базовым превышает его не менее чем на 5%, считается, что этот образец превышает мировые достижения.. Выбор номенклатуры единичных показателей проводится с учетом требований потребителя, условий эксплуатации и др. Значение дифференциальных оценок необходимо выражать в одинаковых безразмерных величинах (баллах),

При комплексном методе сопоставляются обобщенные показатели качества оцениваемого и базового образцов. Обобщенный показатель качества может выражаться через главный показатель качества, отражающий основное назначение товара, средневзвешенный показатель качества или интегральный показатель качества.

Оценка уровня качества с использованием показателя качества возможна, когда установлена зависимость значения этого показателя от значения исходных показателей, характеризующих технический уровень.

Технический уровень продукции — относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми значениями. Этим термином чаще характеризуют продукцию машиностроительного комплекса.

Для оценки уровня качества многих товаров народного потребления чаще используется метод с использованием взвешенного единичного показателя качества. Значение та кого показателя определяется с учетом коэффициента весомости. Коэффициент весомости устанавливается экспертным методом.

Комплексный показатель качества товара в этом случае определяется по формуле:

К = Сумма от n до I = 1 Мi.-Рi , (2)

где К - комплексный показатель качества оцениваемой продукции; Мi - коэффициент весомости n-го показателя; Рi -значение оцениваемых единичных показателей.

Уровень качества продукции будет рассчитываться формуле:

Q = Ki/Kб, (3) где Кб

 

При использовании для оценки уровня качества интегрального показателя качества сопоставляются такие показатели для оцениваемой продукции и базового образца.

Конкурентоспособность продукции — характеристика продукции, которая отражает ее отличие от продукции конкурента как по степени соответствия потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Базой для оценки конкурентоспособности продукции является исследование потребностей потребителя, требований рынка. При оценке конкурентоспособности продукции учитываются нормативные, технические и экономические показатели Определяется конкурентоспособность по формуле:

К = I*(Iтех/Iэкон), (4)

где Кн - конкурентоспособность; Iнорм - нормативные показатели; Iтех - технические показатели; Iэкон - экономические показатели.

К нормативным показателям продукции относятся показатели, характеризующие ее безопасность для потребителя и окружающей среды. В тех случаях, когда нормативные показатели не соответствуют требованиям стандартов, продукция признается неконкурентоспособной.

Технические параметры — показатели, характеризующие технический уровень продукции. К ним относят показатели назначения, эргономические и эстетические показатели. Значения многих из этих показателей приводятся и нормативно-технической документации.

Экономические показатели — показатели, характеризующие затраты на производство, эксплуатацию (обслуживание) продукции. Чем выше такие затраты, тем ниже конкурентоспособность продукции.

При оценке конкурентоспособности однородной продукции сопоставляются значения показателей конкурентоспособности сравниваемых образцов, рассчитанных по формуле (3).

Если отношение показателя конкурентоспособности исследуемого образца (Кi) к показателю конкурентоспособности базового образца (К6) больше единицы, считается, что исследуемый образец продукции превосходит базовый по конкурентоспособности.

Контроль качества товаров осуществляется на всех стадиях их производства и эксплуатации (разработка, проектирование, постановка на производство, эксплуатация ил потребление). При контроле качества товаров определяют соответствие отдельных показателей требованиям нормативно-технической документации.

На различных стадиях жизненного цикла товара применяются разные виды контроля качества и преследуют разные цели.

Классификация видов контроля зависит от объектов средств, методов, нормативно-технической документации, а также исполнителей контроля.

В зависимости от объекта контроля различают контроль сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции.

Кроме названных объектов, контролируются также процессы и услуги.

По времени контроль может проводиться непрерывно, периодически (через определенный период времени) и без установления срока проведения (летучий).

Количественная оценка показателей качества продукции производиться с целью: - выбора наилучшего варианта продукции; - повышения требований к качеству продукции в техническом задании на проектирование; - оценки достигнутых показателей качества при проектировании и производстве; - определения и контроля показателей качества после изготовления и в эксплуатации; - определения соответствия достигнутых показателей качества требованиям нормативной документации и т.д.

Для оценки показателей качества продукции применяются методы: - измерительный (инструментальный); - расчетный или аналитический; - статистический; - экспертный; - органолептический; - социологический.

Рассмотрим некоторые из методов.

Органолептический метод - это метод определения показателей качества продукции на основе анализа восприятий органов чувств - зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. Органолептическая оценка товара - это обобщенный результат оценки его качества, выполненный с помощью органов чувств человека. Особенно велико значение этой оценки для характеристики вина, чая, кофе, кондитерских и других товаров. Органолептический контроль широко применяется при контроле качества пищевых продуктов, некоторых видов непродовольственных товаров (парфюмерно-косметические товары, музыкальные товары и др.) и основан на субъективной оценке специалистами-экспертами с помощью органов чувств (обоняние, слух и др.). Органолептический метод прост, всегда используется первым, часто исключает необходимость использования измерительного метода, как более дорогого, требует малых затрат времени. Кроме доступности и простоты этот метод незаменим при оценке таких показателей качества, как запах, вкус. Разновидностью органолептического метода являются сенсорный, дегустационный и др. методы. Сенсорный анализ применяется для оценки качества продуктов питания. В результате сенсорного анализа определяют цвет, вкус, запах, консистенцию пищевых продуктов. Дегустационный метод предполагает апробирование пищевых продуктов. Результаты дегустации зависят от квалификации эксперта, соблюдения условий дегустации: нельзя курить, использовать пахучие вещества, в том числе парфюмерию. Несмотря на существенные преимущества органолептического метода, он имеет недостаток, выражающийся в его субъективности. Очевидно, что точность и достоверность значений показателей качества, определяемых данным методом, зависит от способностей, квалификации, навыков и индивидуальных особенностей людей, определяющих соответствующие параметры свойств продукции.

Измерительный (лабораторный, инструментальный) метод базируется на использовании различных приборов и оборудования. Используется при определении состава и свойств товаров. Использование технических средств осуществляется в соответствии с методикой проведения измерений и предполагает использование приборов и реактивов Методика проведения измерений включает методы измерений; средства и условия измерений, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению показателей качества; формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды. Измерительным методом определяется большинство показателей качества, например, масса изделия, форма и размеры, механические и электрические напряжения, число оборотов двигателя.

Основными достоинствами измерительного метода являются его объективность и точность. Этот метод позволяет получать легко воспроизводимые числовые значения показателей качества, которые выражаются в конкретных единицах: граммах, литрах, ньютонах. К недостаткам этого метода следует отнести сложность и длительность некоторых измерений, необходимость специальной подготовки персонала, приобретение сложного, часто дорогостоящего оборудования, а в ряде случаев и необходимость разрушения образцов. Измерительный метод во многих случаях требует изготовления стандартных образцов для испытаний, строгого соблюдения общих и специальных условий испытаний, систематической проверки измерительных средств.

Социологический метод определения показателей качества основан на сборе и анализе мнений потребителей. Сбор мнений потребителей осуществляется различными способами: устный опрос; распространение анкет-вопросников, организация выставок-продаж, конференций, аукционов. Для получения достоверных результатов требуются научно обоснованная система опроса, а также методы математической статистики для сбора и обработки информации. Социологический метод широко используют на стадии выполнения маркетинговых исследований, при изучении спроса, для определения показателей качества, оценки качества. Например, для выяснения требований, которым должен удовлетворять электрический утюг, разрабатывается опросный лист с указанием параметров утюга. Листы пересылаются по почте, при общении с покупателями в торговых точках. Для обработки полученной информации нужно учитывать средний балл и количество будущих покупателей, которые за данный образец высказались. Затем определяют суммы баллов каждого из параметров и общую сумму баллов. Далее оценивают коэффициенты весомости каждого параметра и проверяют результаты суммированием.

Достоинствами такого метода является изучение мнения потребителей, что дает наиболее объективную оценку и позволяют наметить пути развития.

Недостатками социологического метода является то, что социологические опросы требуют больших затрат, объективность зависит от широты охвата по группам доходов и географии проживания населения. Кроме этого, данный метод не имеет комплексного численного выражения результатов анализа.

История появления и роль международных стандартов ИСО серии 9000 в создании и оценке систем менеджмента качества

История развития принципов управления качеством уходит в глубину веков. Еще в XVIII в. до н. э. вавилонский царь Хаммурапи заложил основы ответственности за качество продукции, написав свод законов, впоследствии названный Кодексом Хаммурапи. Согласно этому кодексу, «строителя, если тот построит дом и сделает свою работу непрочно, из-за чего построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину жилища, должно убить, если погибнет сын хозяина дома, должно убить сына строителя; если погибнет достояние, строитель должен возместить все, что погубил». Эти чрезмерно суровые законы впервые заложили принципы ответственности производителя за качество свой продукции. Уже при строительстве египетских пирамид использовался контроль размеров каменных блоков. Дошедший до наших дней рисунок с изображением инспектора, измеряющего размер блока, стал логотипом американского

Информация о работе Качество продукции