Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 22:52, реферат
Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.
Чтобы успешно решать проблему, необходимо ее хорошо знать. В этой связи можно поставить ряд вопросов: как давно зародилась проблема качества продукции и каковы причины ее зарождения; почему актуальность данной проблемы на современном этапе возрастает; как решается эта проблема на отечественных и зарубежных предприятиях и др.
Введение
1. Виды и методы контроля качества продукции
1.1 Задачи и функции службы контроля качества продукции на предприятии
2. Организация системы контроля качества на предприятии и проведение испытаний
2.1 Технологический процесс контроля качества
Заключение
Список используемой литературы
метод контроль качество продукция предприятие
Контроль качества включает:
- входной контроль качества сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, инструментов, поступающих на склады предприятия;
- производственный пооперационный контроль за соблюдением установленного технологического режима, а иногда и межоперационную приемку продукции;
- систематический контроль за состоянием оборудования, машин, режущего и измерительного инструментов, контрольно-измерительных приборов, прецизионных средств измерения, штампов, моделей испытательной аппаратуры и весового хозяйства, новых и находящихся в эксплуатации приспособлений, условии производства и транспортировки изделий и другие проверки;
- контроль моделей и опытных образцов;
- контроль готовой продукции (деталей, мелких сборочных единиц, подузлов, узлов, блоков, изделий).
Стимулирование качества охватывает:
- разработку документации, отражающей методы и средства мотивации в области обеспечения качества продукции;
- разработку положений о премировании работников предприятия за качество работы (совместно с отделом организации труда и заработной платы);
- обучение и повышение квалификации.
Возглавляет ОТК начальник отдела, непосредственно подчиняющийся директору предприятия. Назначение на должность начальника ОТК предприятия и освобождение от этой должности, а также применение к данному работнику мер поощрения и дисциплинарного взыскания производится вышестоящим органом по представлению директора предприятия. Начальник ОТК имеет право прекратить приемочный контроль продукции, имеющей повторяющиеся дефекты, до устранения причин, вызвавших эти дефекты, запретил, использование сырья, материалов, комплектующих изделий и инструмента, не отвечающих установленным требованиям изготовления новой продукции. При возникновении брака начальник ОТК предъявляет обязательные для исполнения требования к подразделениям и должностным лицам предприятия по устранению причин возникновения дефектов продукции и представляет руководству предложения о привлечении к ответственности должностных лиц и рабочих, виновных в изготовлении бракованной продукции.
Он наравне с директором и главным инженером предприятия несет ответственность за выпуск недоброкачественной или несоответствующей стандартам и техническим условиям продукции. Структура и штатное расписание ОТК предприятия разрабатываются на основе типовой структуры, с учетом производственных особенностей. Как правило, в составе отдела создаются:
- бюро технического контроля, территориально размещаемые в основных и вспомогательных цехах;
- бюро внешней приемки, обеспечивающее входной контроль материалов и комплектующих изделий;
- бюро заключительного контроля и испытаний готовой продукции;
- бюро анализа и учета брака и рекламации;
- центрально-измерительная лаборатория и ее контрольно-поверочные пункты, контролирующие состояние инструмента и оснастки, в том числе используемых при контроле качества;
- инспекторская группа, осуществляющая проверочный контроль качества продукции и целевые проверки соблюдения технологической дисциплины;
- подразделения контроля экспортной продукции;
- подразделение контроля качества лома и отходов цветных и благородных металлов.
ОТК в своей деятельности тесно связан с метрологическим отделом; отделами стандартизации, главного технолога, главного металлурга, главного конструктора; отделом надежности; отделом или цехом гарантийного обслуживания и др. Общее руководство работами по обеспечению качества продукции осуществляет главный инженер предприятия. Он привлекает для выработки и анализа вариантов управленческих решений постоянно действующую комиссию по качеству (ПДКК), в состав которой входят большинство главных специалистов предприятия, включая начальника ОТК. Контроль исполнения решений ПДКК, обработку информации по анализу и учету брака, а также расчет показателей качества труда ведут специалисты вычислительного центра системы управления качеством.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ И ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ
Отдел технического контроля (ОТК) подчиняется руководителю предприятия. Ответственность ОТК:
- экономическая ответственность;
- ответственность за разработку систем контроля качества, обеспечивающих надлежащее качество продукции от этапа проектирования до производства и обслуживания;
- техническая ответственность, предусматривающая оперативный контроль и принятие основных мер по обеспечению технологического качества продукции.
Права ОТК:
- выявлять товар несоответствующего качества;
- способствовать достижению оптимальных затрат на обеспечение качества продукции;
- запрещать выпуск несоответствующей продукции (полный или выборочный);
- принятие окончательных решений по качеству готовой продукции;
- принятие всех решений, связанных с повышением качества;
- полный надзор за качеством продукции.
Задачи ОТК:
- Проверка и приемка по качеству продукции.
- Проведение контрольных испытаний.
- Анализ и учет поступающих претензий и предложений.
- Совершенствование организаций и методов контроля.
- Предотвращение выпуска несоответствующей или бракованной продукции.
- Разработка рекомендаций службам.
Обязанности ОТК:
- Ведение клеймового хозяйства.
- Контроль продукции и процессов (входной, операционный, приемочный и выходной).
- Учет рекламаций.
- Участие в анализе причин брака.
- Участие в рассмотрении и подготовке мероприятий по устранению брака и контроль за их выполнением.
- Выборочное эксперементирование качества продукции.
Технологический процесс контроля качества представлен в таблице 2.1
Таблица 2.1 Технологический процесс контроля качества
Операция ТК |
Средства контроля |
Число операций |
Охват контроля |
Исполнитель контроля |
Условия выполнения контроля | ||
Универсальные |
Специальные | ||||||
Входной контроль: - внешний осмотр; -документация; |
визуально визуально |
2 |
100% 100% |
Произв. Мастер Контролер |
1 категор. | ||
Операционный контроль: - правильность выполнения сборки - отсутствие зазоров или натягов; - проверка габаритных размеров - функционирование. |
Мерительные инструменты линейка лаборатория |
Скобы, калибр-пробки Спец. средства |
4 |
100 % 10-15% 3-5 % 1-3% 100 % |
Контролер Контролер Контролер Мастер Лаборант-контролер |
2 категор. 3 категор. 3 категор 2 категор | |
Приемочный контроль: Наличие: документации; комплектующих; клейма. |
визуально визуально визуально |
- |
100% 100% 100% |
Контролер Контролер Контролер |
4 категор 4 категор 4 категор |
Входной контроль - контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю или заказчику и предназначаемой для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции (исходные материалы, полуфабрикаты, готовые изделия поставщиков, и т.д.)
Перечень продукции, подлежащей входному контролю, вид и план контроля продукции составляют технические службы предприятия по согласованию с ОТК.
Перечень должен содержать:
- марку и наименование сырья, материалов;
- обозначение стандартов;
- основное назначение;
- вид контроля (сплошной или выборочный);
- параметры, подлежащие контролю;
- объем выборки или пробы;
- контрольные нормативы;
- правила приемки;
- методы и средства проведения контроля;
- контрольные испытания частот;
- контроль затрат поставщика;
- контроль хода испытаний и проверок - выборочный контроль соответствующих процессов;
- обработка данных о качестве продукции поставщика;
- удостоверение поставщиком качества своей продукции.
Входной контроль проводиться в специально отведенном месте, оборудованным необходимым инструментами, контрольно - измерительным оборудованием. Оформляется актом и маршрутной документацией счетом даты и времени.
Операционный контроль - проводят с целью своевременного предотвращения отступлений от требований конструкторской и нормативно - технической документации при изготовлении деталей, сборочных единиц, а также для выявления характера и причин отклонений от технологических процессов в ходе производства и разработки мероприятий, направленных на обеспечение стабильности качества выпускаемой продукции.
Задачи операционного контроля:
- проверка соответствия режимов и параметров технологического процесса требованиям технологической документации;
- регулирование технологического процесса, т.е. внесение необходимых корректировок в ход технологического процесса по результатам проверки его режимов и параметров или качества деталей и сборочных единиц.
Операционный контроль осуществляется, как правило, на всех стадиях производства. При организации операционного контроля очень важно обеспечить непрерывность контроля и охват контролем всех технологических операций, определяющих качество изделия. Принцип непрерывности контроля основывается на неразрывности связи технологического процесса и контрольных операций. При этом технологический процесс контролируется и корректируется на протяжении всего времени его выполнения.
Широкое применение активных методов контроля дает возможность своевременно корректировать технологический процесс, проводить переналадку оборудования, поддерживать оптимальные режимы обработки. Наиболее полно эту задачу можно решить с помощью статистических методов контроля и регулирования технологических процессов. При операционном контроле характеристик технологического проверяют: состояние применяемого режущего инструмента, режимы работы станков.
Приемочный контроль проводят с целью установить пригодность к поставке или использованию бездефектных укомплектованных изделий.
Задачами приемочного контроля являются проверки:
- качества сборки, наладки, регулировки эксплуатационных характеристик готовых изделий;
- наличие предусмотренной сопроводительной документации, подтверждающей приемку деталей, сборочных единиц;
- маркировки, упаковки и тары;
- комплектности готовых изделий.
Приемочный контроль качества готовых изделий проводит ОТК и представители заказчика.
Виды испытаний. Продукция должна быть подвергнута приемочным, квалификационным, приемо-сдаточным, периодическим, типовым испытаниям и испытаниям на надежность.
Приемочные испытания следует проводить на трех образцах при приемке опытных образцов на соответствие всех требований настоящего стандарта. Квалификационные испытания проводят для проверки установочной серии на соответствие всем требованиям настоящего стандарта. Испытания проводят не менее чем на пяти образцах.
Приемо-сдаточные испытания проводятся для проверки внешнего вида, испытание на функционирование, определение потребляемой мощности, испытание электрической прочности изоляции в холодном состоянии без увлажнения.
Периодические испытания проводятся для определения производительности, испытания на механическую прочность при транспортировании, испытания на ремонтопригодность, испытание на надежность, определение удельного расхода электроэнергии, при ненормальной работе, на механическую прочность.
Типовые испытания продукции проводят при изменении конструкции, технологии изготовления или материалов. Программа испытаний должна быть установлена в зависимости от характера внесенных изменений.
Испытания продукции на надежность следует проводить один раз в три года на пяти образцах.
Проверка качества продукции конечным получателем должна проводиться выборочно. Проверке подвергаются 3% продукции по программе приемо-сдаточных испытаний (проверка внешнего вида и на функционирование).
Партией считается число продукции одного типа, поступивших по одному документу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выделяют следующие виды контрольных операций:
1) По стадиям жизненного цикла изделия
- контроль проектирования новых изделий;
- контроль производства и реализации продукции;
- контроль эксплуатации или потребления,