Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 19:53, контрольная работа
Организации, начиная разрабатывать систему управления качеством, как правило, сталкиваются с проблемами выбора формы представления этой системы, а также сравнения существующих форм. Разрешить данные проблемы в определенной степени помогают модели систем управления качеством.
Квалиметрия является частью качество ведения - комплексной науки о качестве, состоящей из квалинтологии, т.е. общей теории качества, квалиметрии и учений об управлении качеством, в котором рассматриваются организационные, экономические и иные методы и средства влияния на качество объектов с целью повышения их способности удовлетворять существующие и будущие потребности людей. Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано. Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении.
Структура квалиметрии состоит из трех частей:
1 общая квалиметрия
или общая теория квалиметрии,
в которой рассматриваются
2 специальные квалиметрии больших группировок объектов, например, квалиметрии продукции, процессов, услуг, социального обеспечения, среды обитания и т.д. вплоть до качества жизни людей;
3 предметные квалиметрии
отдельных видов продукции,
Качество - это объективная и наиболее обобщенная характеристика любого объекта. Качество объекта потребления - это совокупная характеристика его свойств, с помощью которых могут быть удовлетворены и обычно удовлетворяются соответствующие потребности людей. Такое представление о качестве носит прикладной характер и поэтому является более узким и специфичным. Существуют и ограниченные представления о качестве, когда оно оценивается не по всем, а по одному или по нескольким важнейшим для людей характеристикам объекта.
Принципы и задачи квалиметрии
Квалиметрия является методологией с комплексом различных методик, относящихся к гносеологии - теории познания. Квалиметрия считается прикладной теорией познания качества всевозможных объектов исследования. Итак, у квалиметрии, как и у всякой научной дисциплины, есть свои методологические принципы, содержание которых состоит в нижеследующем.
1. Квалиметрия обязана давать экономике общественно полезные методы достоверной квалифицированной и количественной оценки качества различных объектов исследования. В отношении оценки качества товарной продукции проблема состоит в том, что у потребителей и производителей продукции разные интересы. Производитель не всегда заинтересован и часто не может создавать качественные товары, а продавать их он стремится по наиболее высокой цене. Потребитель же заинтересован в дешевой но качественной продукции. Поэтому соответствующие методы оценки качества продукции могут быть разными. Задача квалиметрии - разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции, которые учитывают интересы, как производителей, так и потребителей.
2. Приоритет в выборе
определяющих показателей для
оценки качества продукции
3. Квалиметрическая оценка
качества продукции не может
быть получена без наличия
эталона для сравнения - без
базовых значений показателей
определяющих свойств и
4. Показатель любого
обобщения, кроме самого
5. При использовании
метода комплексной оценки
6. При определении
комплексного показателя
7. Сумма численных
значений коэффициентов
8. Качество целого объекта обусловлено качеством его составных частей.
9. При количественной
оценки качества, особенно по
комплексному показателю, недопустимо
использование
10. Обычно оценивается
качество продукции, которая
Сфера применения квалиметрии
Вначале квалиметрия определялась как наука об измерении и оценке качества продукции. И это было вполне естественно, потому что проблема качества народнохозяйственной продукции - одна из важнейших проблем.
Где в настоящее время применяется квалиметрия? Расширилась ли сфера ее приложения?
Во второй половине XX в. основные научные категории, относящиеся не только техническим, но н к естественным и даже гуманитарным наукам, все в большей степени начинают подвергаться сначала формализации, а затем - и количественному выражению (квантификации).
В настоящее время комплексные количественные оценки качества все больше и больше внедряются в различные сферы человеческой деятельности. В отечественной и зарубежной научно-технической, научно-популярной н даже общественно-политической литературе все чаще затрагиваются проблемы комплексной оценки качества разного рода объектов, не являющихся продуктами труда, или оценки качества протекания различных процессов.
Существующие сейчас методики оценки качества (несмотря ил то, что объект оценки у них самый разнородный) характеризуются внутренним единством. Оно заключается в том, что эти методики базируются на общих принципах квалиметрии. Следовательно, с точки зрения теоретической квалиметрии, эти методики однородны и могут быть описаны одним алгоритмом.
Таким образом, можно считать, что:
- методы комплексной
количественной оценки
- алгоритм этих методов и принципы, на которых они базируются, практически не отличаются от тех, которые приняты в теоретической квалиметрии;
- сферы приложения
многих из этих методов,
Поэтому целесообразно поставить вопрос о едином фронте работ исследователей, занимающихся проблемой оценки качества в самых различных областях народного хозяйства, что, несомненно, будет способствовать повышению научного уровня таких исследований. Кроме того, расширение сферы квалиметрии поможет подвести научную базу под целый комплекс методов решения задач по оценке качества различных процессов и предметов, не являющихся продуктами труда, что, безусловно, будет иметь большое народнохозяйственное значение.
Следовательно, есть основания утверждать, что в настоящее время квалиметрия начинает объединять не только методы оценки качества различных видов продукции, но и методы оценки качества предметов, не являющихся продукцией, и также различных процессов.
Роль квалиметрии в управлении качеством
Интенсивное развитие квалиметрии в последние годы связанно с массовостью задач по оценке качества, постоянно возникающих в практике управления. Среди них наиболее важны следующие:
· прогнозирование потребностей технического уровня и качества;
· разработка методов определения численных значений показателей качества;
· разработка принципов и методов оценки качества;
· выбор оптимального варианта продукции для ее разработки и постановки на производство;
· определение оптимальных показателей качества, их нормирование, разработка и стандарты на новую продукцию;
· определение научно-
· расчет и принятие конкурентоспособной цены продукции;
· установление рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок;
· планирование разработки и освоения новых видов продукции;
· определение наиболее рациональных путей повышения и обеспечения качества;
· оценка качества труда исполнителей, подразделений и т.п.;
· определение коммерческой перспективности, обоснование модернизации и/или снятия с производства продукции;
· планирование повышения качества изготовления продукции;
· планирование технического уровня и качества;
· проведение контроля и испытаний;
· установление целесообразности капитального ремонта и определение качества его проведения;
· выбор моделей сертификации продукции;
· проведение внешними организациями оценок смежников и поставщиков (сырья, материалов, комплектующих деталей и т.п.);
· проведение внутренних оценок и различных подсистем;
· сертификация;
· аттестация производства;
· выбор продукции при ее приобретении (например, при закупки оборудования, станков, приборов, материалов);
· определение и создание оптимальных условий хранения, транспортирования и восстановления продукции;
· изучение динамики качества
и конкурентоспособности
· подведение итогов деятельности предприятия и его подразделений;
· выполнение отчетных и подготовка информационных материалов о качестве и конкурентоспособности продукции.
Очевидно, что перечисленные задачи далеко не исчерпывают всей проблематики и роли квалиметрии в управлении качеством.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Контрольная работа по "Управлению качеством"