Метод изучения продуктов деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 15:38, реферат

Описание работы

Психология наших дней - это не только теоретическая дисциплина, изучающая человека, но и система прикладного знания, позволяющая и психологу практику, и специалисту-смежнику совершенствовать свою работу с людьми. Практическая направленность психологии приобретает особую значимость на современном этапе, когда усиливается роль человеческого фактора, в связи с чем повышается значение научных знаний об индивидуальных различиях людей, обуславливающих эффективность обучения, воспитания, трудовой деятельности, знаний о методах выявления этих различий и способах оказания психологической помощи в труде, учении, личной жизни.

Файлы: 1 файл

371 реферат.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Не менее интересную информацию о работнике могут дать и такие документально фиксированные продукты деятельности, как социальные преобразования. И хотя сам человек часто может не иметь отношения к таким документам, как приказы, распоряжения и т. д., но именно в них, как правило, фиксируются продукты его социально-общественной деятельности. Здесь подразумеваются созданные человеком организации или предприятия, их подразделения, отобранные и подобранные им работники, внедренные и функционирующие организационные системы и т. д. Одни подбирают сотрудников по принципу профессионализма, другие — по высокой обучаемости, третьи — по принципу личной преданности. Один руководитель внедряет жесткую систему контроля использования рабочего времени сотрудниками, другой — гибкий график рабочего времени, третий — не обращает на это внимания. Следовательно, скорее всего, первый придерживается авторитарного стиля руководства, второй — демократического, третий — либерального.

К категории документально фиксированных продуктов деятельности можно отнести также отзывы посетителей, покупателей, клиентов, участников организованных мероприятий и т. д., которые могут содержать много полезной информации как о путях улучшения работы, так и о личностных качествах некоторых работников. Так, упоминание в отзывах участников конференции о том, что на столах были бутылки с водой, но отсутствовали стаканы или были блокноты для записей, но не было ручек, могут характеризовать отвечающего за это работника как забывчивого и невнимательного; замечания по поводу несвоевременной подготовки или путаницы с документами будут свидетельствовать о несобранности, а претензии клиентов по поводу отсутствия в меню постных блюд во время поста — об отсутствии предусмотрительности.

Функциональные продукты деятельности

Данная категория продуктов деятельности является достаточно сложной для объективного изучения, но ее очень важно принимать во внимание. Прежде всего, к этой категории можно отнести психологический климат, общественное настроение, создаваемое работником в коллективе. Ведь один человек моментально вливается в новый коллектив, другой — «притирается» месяцами; приход и уход одного даже не замечают, а появление другого постоянно сопровождается ростом напряженности; один отличается миролюбивостью, другой — закулисными интригами. Игнорирование именно таких продуктов деятельности иногда может очень дорого обойтись предприятию.

К этой категории относятся и так называемые акты делового общения, влияющие на формирование образа мыслей и поступков других людей. Это могут быть как устные приказы, распоряжения, указания и просьбы руководителей, выступления на совещаниях и доклады (при этом мы анализируем, в частности, построение и логичность изложения, убедительность, уместность, форму и тон высказывания), так и отдельные реплики, факты активного или пассивного участия в обсуждении каких-либо вопросов, акты обмена опытом, помощи сотрудникам, поступки в критических ситуациях и т. д. Хотя эти явления характеризуют процесс деятельности, они могут рассматриваться и как результат (продукт) деятельности (в частности, мыслительной).

Например, если работник все идеи и новшества воспринимает скептически, реагирует на них репликами типа: «ничего из этого не получится», «мы этого сделать не сможем», но при этом никак не аргументирует свою точку зрения и отмалчивается при обсуждении вопроса, то вряд ли он способен принимать творческие, нестандартные решения, поскольку занимает позицию уклонения. И тем более такой сотрудник вряд ли сможет руководить группой по внедрению в практику каких-либо разработок. Эффективным такой сотрудник будет, скорее всего, на исполнительских позициях, причем тогда, когда распоряжения отдаются в приказной форме, не терпящей возражений.

К категории функциональных продуктов деятельности можно отнести и разнообразные приращения знаний, умений и навыков. Здесь можно анализировать, например, обучаемость человека, его практичность (учится тому, что можно применить на практике), стремление к самоутверждению («у меня тоже есть диплом»), желание произвести впечатление (получение энциклопедических знаний — «я могу общаться на любые темы») и т. д. Но иногда обучение является способом оправдания своей бездеятельности («я не могу это делать, потому что я еще только учусь»).

Положительно характеризует работника стремление повысить свою квалификацию, расширить знания как в сфере своей профессиональной компетенции, так и в смежных областях знаний. Важно и то, каким образом он приобретает новые знания. Хорошо, если работник стремится к участию в разнообразных семинарах, обучающих мероприятиях, занимается самообразованием, читает много дополнительной литературы. Значительно хуже, если он полагается только на собственный эмпирический опыт или опыт сотрудников. Сомнительно, что получится эффективный руководитель из молодого человека без образования, который не видит необходимости в теоретических знаниях, а на вопрос о путях решения возникающих проблем отвечает: «Спрошу у кого-нибудь. Трудно, что ли?». Однако еще хуже, если работник считает, что учиться ему больше ни к чему, поскольку он и так все знает.

Продукты деятельности каждого человека представляют собой непростую систему. Поэтому при разработке процедуры их анализа необходимо определить хотя бы приблизительный перечень материальных, документально фиксированных и функциональных результатов деятельности. Уже на основе такого перечня можно составлять программу изучения продуктов деятельности, где выделяются и сами результаты, и их количественные и качественные особенности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ продуктов деятельности - вспомогательный метод психолого-педагогического исследования, позволяющий судить о психических процессах, уровне развития личности, способностях детей по продуктам их труда — рисункам, сочинениям и т. п.

Особенность метода анализа продуктов деятельности состоит в том, что исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности. Например, просмотр нарисованных испытуемым картин может оказать существенную помощь в определении его способностей в художественном творчестве, сформированности навыков, уровня развития творческих возможностей. При этом очень важно изучать не только продукты деятельности, но и сам процесс их изготовления, так как в процессе деятельности психические особенности человека проявляются более ярко.

Изучение продуктов деятельности позволяет судить о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения поставленных задач, о добросовестности и упорстве в достижении цели, о степени инициативы и творчества, о сдвигах в развитии личности.

Поскольку единичный успешный продукт деятельности может быть получен случайно, желательно проведение анализа разных продуктов деятельности одного и того же испытуемого. Сохранение продуктов деятельности обеспечивает возможность их последующего сравнения, оценки динамики и результатов развития.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 327 с.
  2. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 1999. - 528 с.
  3. Журавлев, Д. В. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций / Д.В. Журавлёв. - М.: Издательство МГОУ, 2003. – 433 с.
  4. Лаак, Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов.— М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.— 384 с.
  5. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 1997. – 328 с.

 

 

 


Информация о работе Метод изучения продуктов деятельности