Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 14:37, курсовая работа
Каждому из нас как потребителю, так и просто человеку хочется потреблять качественную продукцию: качественную вкусную еду, хорошую качественную одежду, жить в хорошем надежном жилище, получать хорошее образование и качественные услуги здравоохранения, а также множество других благ и услуг, в качестве которых мы не должны сомневаться.
1. Введение 3
2. Международная организация по стандартизации (ИСО) 4
3. Международная электротехническая комиссия (МЭК) 12
4. Международные организации, участвующие в международной стандартизации 17
5. Международная сертификация 21
6. Заключение 35
7. Список используемой литературы 36
ВОЗ имеет консультативный статус в ИСО и принимает участие в работе более чем 40 технических комитетов. В частности, уделяя внимание качеству воды для питья, ВОЗ участвовала в работах по стандартизации труб для питьевой воды, исследованиях используемых для этого пластмасс и установлению требований к ним.
Непосредственно стандартизацией ВОЗ занимается совместно с ФАО по линии комиссии "Кодекс Алиментариус".
Комиссия "Кодекс Алиментариус" по разработке стандартов на продовольственные товары.
Комиссия "Кодекс Алиментариус" организована ФАО и ВОЗ для осуществления совместной программы по созданию международных стандартов на продовольственные товары. Комиссия в своей работе базируется на рекомендациях, принятых комитетами ФАО. Ее задача - координация работ по подготовке проектов стандартов. В реализаций объединенной программы ФАО/ВОЗ участвуют более 130стран-членов.
Одной да основных задач Комиссия считает содействие заключению международного соглашения по основным пищевым стандартам и принятие этих стандартов в национальных системах стандартизации. Основные аспекты стандартизации пищевых продуктов: состав, добавки, загрязнители, остатки минеральных удобрений, гигиена, взятие проб, анализ, этикетирование.
Цели "Кодекс Алиментариус" сформулированы ею следующим образом: координация работ по стандартизации продуктов питания, проводимых правительственными и неправительственными организациями; ограждение потребителя от опасных для здоровья продуктов и мошенничества; обеспечение выполнения справедливых норм торговли пищевыми продуктами; окончательная доработка проектов стандартов и после их принятия правительственными организациями публикация в качестве региональных или международных стандартов; содействие упрощению международной торговли пищевыми продуктами.
Публикация принятых международных стандартов Комиссией ФАО/ВОЗ осуществляется в издании, которое называется "Кодекс Алиментариус". В нем содержатся перечень принятых международных стандартов, положения рекомендательного характера (свод правил, руководящие принципы и др.), а также положения но гигиене и питательной ценности пищевых продуктов, микробиологическим нормам, товарному виду и этикетированию и пр. Комиссия считает, что публикация в "Кодекс Алиментариус" содействует гармонизации стандартов и тем самым упрощает процедуры международной торговли пищевыми продуктами.
Техническую работу в деятельности Комиссии выполняют вспомогательные органы, которые либо являются межправительственными и возглавляются представителями стран-членов (комитет по общим вопросам, комитет по сырьевым товарам, региональные координационные комитеты), либо работают в рамках ФАО/ВОЗ или ее совместных с ЕЭК ООН органах.
За время деятельности Комиссия ФАО/ВОЗ приняла более 300 международных стандартов, более 40 видов правил, большое количество ограничительных рекомендаций, касающихся остатков минеральных удобрений в пищевых продуктах, правила по определению степени чистоты пищевых добавок.
"Кодекс Алиментариус"
разрабатывает своды правил
ФАО/ВОЗ сотрудничает с ИСО (в основном по линии ФАО), активно участвуя в работе десятка технических комитетов, причем совместные работы координируются ИСО.
Международная сертификация.
Деятельность ИСО в области сертификации.
Основная деятельность ИСО по сертификации — это организационно-методическое обеспечение. До 1985 г. этими вопросами занимался Комитет сертификации (СЕРТИКО), а в 1985 г. в связи с расширением его области деятельности он был переименован в Комитет по качеству и сертификации (КАСКО).
Основным итогом работы СЕРТИКО было издание совместно с МЭК, Международным торговым центром, Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и ГАТТ/ВТО материалов специального исследования "Сертификация. Принципы и практика". Этим фактом было закреплено возрастание роли сертификации в международной торговле. Единые организационно-методические документы по сертификации, которые разработаны и разрабатываются ИСО, содействуют гармонизации процедуры сертификации, что в свою очередь делает возможным взаимное признание результатов сертификации даже при различиях в национальных законодательных положениях. ИСО содействует в методическом плане также созданию систем сертификации в тех странах, где они пока отсутствуют.
В работе КАСКО участвуют около 50 стран. Россию представляет Госстандарт РФ, около 20 стран состоят наблюдателями. Основные направления деятельности Комитета:
• изучение методов оценки соответствия продукции и систем обеспечения качества установленным требованиям в различных странах;
• подготовка руководств по испытаниям, инспекционному контролю и сертификации продукции, процессов, служб, а также по деятельности и оценке испытательных лабораторий, органов по сертификации и систем обеспечения качества;
• содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем обеспечения качества, а также использованию международных стандартов на испытания, контроль, сертификацию, системы качества и др.
В 1987 г. Технический комитет ИСО, обобщив национальный опыт многих стран, опубликовал серию стандартов ИСО 9000, новое, дополненное, их издание вышло в 1994 г. О значении этих стандартов говорилось выше.
В области сертификации ИСО сотру
• организационную схему лаборатории;
• перечень функциональных обязанностей подразделений и услуг, оказываемых лабораторией;
• общие процедуры обеспечения качества работы;
• меры обеспечения качества каждого вида испытаний;
• наличие стандартов, справочников, методических разработок, инструкций и т.п.;
• организацию получения информации от клиентов;
• документ о порядке рассмотрения рекламаций;
• общую программу проверки оборудования;
• инструкции по каждому виду приборов и оборудования;
• правила идентификации образцов
• наличие должным образом оформленных протоколов испытаний.
По заказу Международной конференции по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК) ИСО/МЭК разработано Руководство 43 "Квалификационные испытания лабораторий", которое применяется как основополагающий методический документ всеми странами при решении таких вопросов, как оценка уровня работы испытательной лаборатории; определение технической компетентности и области деятельности; оценка эффективности применяемых методов испытаний, аккредитация лаборатории и пр.
В области сертификации ИСО заним
Международная система сертификации
электротехнических изделий МЭК (МЭКСЭ)
Идея создания международной системы сертификации электротехнических изделий возникла еще в 1926 г.: представители Германии, Швеции, Норвегии и Голландии организовали первое международное совещание по созданию международной организации, которая должна разрабатывать требования к безопасности изделий электротехнических производств и правила их приемки.
Пройдя через немалое количество организационных этапов, сформировалась современная международная система: система МЭК по испытаниям электрооборудования на соответствие стандартам безопасности — МЭКСЭ, созданная в 1985 г. и объединяющая 34 страны.
Цель системы — содействие международной торговле электрооборудованием, эксплуатация которого осуществляется обычными потребителями, а не специалистами в области электротехники. К такого рода продукции относятся многочисленные виды электробытовых (электронных и электротехнических) изделий: бытовое электрооборудование, сетевая электронная аппаратура, светотехнические товары, медицинская электроаппаратура, электронно-вычислительная техника, электрооборудование офисов и предприятий и многое другое. Сертификация таких изделий на безопасность почти во всех странах мира предусмотрена законодательными положениями по защите прав потребителей.
Основным способом устранения
технических барьеров в торговле
электрооборудованием, равно как
и другими товарами, является взаимное
признание результатов
• "признающего национального органа по сертификации", что означает признание в стране сертификатов Схемы СБ по одному или более стандартам МЭК;
• "признающего и выдающего национального органа по сертификации", что означает и право выдачи национальным органом сертификатов по Схеме СБ. Следует отметить, что признанных сертификатов может быть больше, чем признанных и выданных. Для членства по этой категории необходима аккредитация одной или нескольких лабораторий по правилам, принятым в Схеме СБ МЭКСЭ;
• ассоциированное членство предусмотрено для тех, кто не готов стать членом
Схемы СБ.
Процедура принятия в члены Схемы СБ включает подачу заявки с приложением определенных документов по установленным правилам, после рассмотрения которой комитетом сертификационных органов Схемы СБ назначаются эксперты для проверки соответствия заявителя требованиям к участнику Схемы. Эксперты оценивают на местах способность кандидата выполнить правила Схемы СБ, его компетентность, дееспособность, опыт, знания в области стандартизации сертифицируемых изделий, соответствие требованиям Руководства 38 ИСО/МЭК "Общие требования к приемке испытательных лабораторий".
Главный критерий признания национального органа по сертификации в Схеме СБ достаточно строгий — это проведение сертификации на соответствие стандартам МЭК не менее, чем по десяти заявкам, в течение двух лет, предшествующих проверке. Таким образом оценивается такой параметр, как опыт. Если опыт признается недостаточным, кандидат принимается условно с испытательным сроком в один год. В течение испытательного срока назначенной испытательной лабораторией Схемы СБ проверяются протоколы испытаний по трем заявкам на сертификацию изделий, которую осуществил кандидат. Все расходы по контрольным испытаниям оплачивает кандидат. Схема СБ непрерывно совершенствуется. В частности, упрощается процедура признания и инспекционного контроля. Например, в Руководстве "Взаимное признание надзора за деятельностью предприятия" предлагается признавать аттестацию и контрольные инспекции, которые осуществляются национальными органами по сертификации в странах-участницах.
Для получения сертификата СБ существуют две альтернативные процедуры.
Согласно первой процедуре сертификат СБ выдает национальный орган по сертификации после соответствующих испытаний и при подтверждении национальным органом другой страны. Этот национальный орган подтверждает, что объект сертификации соответствует аналогичным требованиям, проверяемым в ходе испытаний испытательной лабораторией этой страны, сотрудничающей с данным сертификационным органом.
Согласно второй процедуре сертификат СБ выдает национальный орган по сертификации после того, как объект сертификации выдержал испытания в лаборатории, сотрудничающей с данным органом.
К дополнительному условию получения сертификата можно отнести обязательное наличие в заявке торговой марки изготовителя или фирменного знака, что необходимо для идентификации изготовителя национальным органом по сертификации. Изготовители, чьи предприятия находятся в странах, не имеющих национального органа по сертификации, участвующего в схеме СБ, могут пользоваться только первой процедурой.