Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:18, контрольная работа
Создание единообразного подхода к решению вопросов обеспечения качества, устранение различий и гармонизация требований на международном уровне было возложено на международную организацию по стандартизации ИСО, в частности на образованный технический комитет ТК 176 "Управление качеством и обеспечение качества". Применение стандартов на системы качества, разработанные в рамках комитета, впоследствии, стало одним из наиболее эффективных путей решения проблемы обеспечения качества продукции (работ, услуг) на предприятиях (организациях).
Международные стандарты ИСО серии 9000 появились в конце 80-х годов, как логическое продолжение истории развития подходов к управлению качеством.
В условиях жесткой конкурентной борьбы, как на внутреннем, так и на внешнем рынках главной целью предприятий становится обеспечение высокого уровня качества продукции.
Создание единообразного подхода к решению вопросов обеспечения качества, устранение различий и гармонизация требований на международном уровне было возложено на международную организацию по стандартизации ИСО, в частности на образованный технический комитет ТК 176 "Управление качеством и обеспечение качества". Применение стандартов на системы качества, разработанные в рамках комитета, впоследствии, стало одним из наиболее эффективных путей решения проблемы обеспечения качества продукции (работ, услуг) на предприятиях (организациях).
В 1985 году специалистами ИСО/ТК 176 были представлены проекты пяти международных стандартов на системы качества. Уже в 1987 г. стандарты ввели в действие. В России три стандарта, а именно ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 были приняты в качестве национальных как ГОСТ 40.9001-88, ГОСТ 40.9002-88 и ГОСТ 40.9003-88. (введены в действие с 1 января 1989 г.).
Постановлением Госстандарта России от 17.07.96 № 460 на основе пересмотренных стандартов ИСО введены ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96, ГОСТ Р ИСО 9003-96. Модели обеспечения качества, установленные в вышеперечисленных стандартах, представляют собой три четко различимые формы требований к системе качества, пригодные для демонстрации поставщиком своих возможностей и оценки этих возможностей внешними сторонами.
Главной целевой установкой международных стандартов является построение систем качества, обеспечивающих изготовление продукции, соответствующей требованиям заказчиков и соответственно ориентированных на предоставление доказательств заказчику способности предприятия стабильно выпускать продукцию определенного уровня качества.
Следовательно, стандарты являются средством регулирования интересов производителей, потребителей и общества, как показано на рис. 2.1. Серия этих международных стандартов способствует устранению технических барьеров в сотрудничестве, а также устанавливает унифицированные подходы к системе качества и методам ее оценки.
Признано, что МС ИСО серии 9000 являются хорошим инструментом для достижения главной цели фирм в рыночных условиях - удовлетворения потребителя через высокое качество, стабильно производимой продукции . Завоевать потребителя можно только через качество - таково кредо процветающих фирм всего мира.
Рисунок 2.0. Взаимосвязь интересов производителей, потребителей и общества.
Стандарты ИСО серии 9000 определяют задачи систем качества, которые необходимо выполнить, однако они не описывают способа их достижения и предоставляют такой выбор руководству предприятия. Стандарты являются общими и не зависят от какой-либо конкретной отрасли или сектора экономики В стандартах дается различие между требованиями к системе качества и требованиями к продукции.
На основе этого стандарты ИСО применяются к организациям, обеспечивающим продукцией, относящейся ко всем общим категориям продукции (оборудование, программное обеспечение, перерабатываемые материалы, услуги), и ко всем характеристикам качества продукции.
Требования к системе качества являются дополнительными по сравнению с техническими требованиями к продукции.
Технические условия на продукцию и технические условия на процессы различны и отличаются от применяемых требований или методических указаний ИСО 9000.
В настоящее время осуществляется второй этап пересмотра комплекса стандартов ИСО 9000 ("Фаза 2"), с целью актуализации.
На сегодняшний день основополагающими стандартами из большого комплекса стандартов ИСО являются - ИСО (9000-1, 9001, 9002, 9003, 9004-1, 8402).
Структура МС ИСО серии 9000 приведена на рис. 2.2.
Рисунок 2.1. Структура стандартов ИСО серии 9000
Кратко раскроем содержание МС ИСО серии 9000.
МС ИСО 9000 -1: 94 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению".
Стандарт имеет вводную часть, определяет ключевые термины, а также дает толкование договорных и не договорных условий и типов стандартов. Стандарт ИСО 9000 содержит основные принципы реализации политики руководства и обеспечения качества. Он разъясняет взаимосвязь между различными понятиями в области качества и определяет правила использования трех моделей, приведенных в ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.
Основными целями организации в области обеспечения качества являются:
Таблица 2.1. Заинтересованные лица
Потребители |
Качество продукции |
Работники |
Карьера и удовлетворение работой |
Владельцы |
Показатели инвестирования |
Субподрядчики |
Возможность непрерывного предпринимательства |
Общество |
Ответственное управление |
При этом стандарт МС ИСО 9000-1 дает рекомендации по выбору той системы качества, которая требуется в зависимости от конкретных действий. Например, критериями, которые должны учитываться при выборе той или иной системы, являются степень сложности процесса проектирования, завершенность проекта (по результатам испытаний или эксплуатации продукции), сложность производственного процесса (возможность использования разработки новых процессов, их количество, разнообразие и др.), характеристики изделия, экологические факторы и др.
МС ИСО 9001-94: "Системы качества - модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании".
Стандарт устанавливает требования в отношении системы качества, которые применяются, если контракт, заключаемый двумя сторонами, требует демонстрации способности поставщика проектировать, разрабатывать и поставлять продукцию. Эта модель наиболее жесткая для поставщика.
МС ИСО 9002-94 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже".
Стандарт устанавливает требования к системе качества, которые применяются, если по контракту, заключаемому между двумя сторонами, поставщик должен продемонстрировать свою способность к поставке соответствующей продукции по разработанному проекту. Эта модель является промежуточной по уровню требований к поставщику.
МС ИСО 9003-94 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".
Стандарт оговаривает требования системы качества, которые применяются, если по контракту, заключаемому между двумя сторонами, поставщик должен продемонстрировать способность осуществлять контроль и окончательные испытания для решения вопроса о приемке конечного продукта. Эта модель наименее жесткая для поставщика.
Требования установленные в
ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 являются дополнительными
по отношению к техническим
Другими словами, если модель по стандарту ИСО 9003 означает: "Представьте мне доказательства, что поставка отвечает сформулированным требованиям", то по стандарту ИСО 9002; "Докажите мне, что Ваш производственный аппарат позволит Вам выполнить требуемую поставку", а по стандарту ИСО 9001: "Докажите, что Вы можете осуществлять надзор за требуемой поставкой с момента ее разработки".
Стандарты ИСО 9001-9003 называют "контрактными". Они носят нормативный характер, в отличие от рекомендательного ИСО 9000-1 и 9004-1, и предназначены для внешних целей предприятия.
МС ИСО 9004-1-94 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания".
В стандарте рассматриваются все элементы системы качества. ИСО 9004-1 составлен в форме методических указаний и не предназначен для использования в конкретных ситуациях как средство регламентации или проведения сертификации системы качества.
Эти рекомендации предназначены для разработки и совершенствования системы управления качеством. Созданная в соответствии с ними система качества, является комплексной, а в ее элементах полностью раскрывается содержание менеджмента качества.
Информация о работе Международные стандарты ИСО на системы качества