Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:23, контрольная работа
Миграция населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграции являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни
Введение………………………………………………………………………….3
1. Общие сведения о миграции населения……………………………………..4
1.1 Виды миграций……………………………………………………………4
1.2 Основные функции миграции……………………………………………5
1.3 Структура миграционного процесса…………………………………….7
2. Службы миграции и их роль в реализации государственной социальной политики…………………………………………………………………………10
2.1 Основы государственной политики в области миграции……………...10
2.2 Организация федеральной миграционной службы…………………….13
2.3 Реорганизация государственной миграционной службы в 2002 году...16
3. Причины миграций и их историческая обусловленность………………….19
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………
ж) разработку и реализацию мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;
з) подготовку предложений по выделению средств федерального бюджета на реализацию государственной миграционной политики, осуществление контроля за расходованием указанных средств.
В структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ образована Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел РФ.
Преобразованы территориальные органы упраздненного Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ в подразделении по делам миграции министерств внутренних дел, управлений, главных управлений внутренних дел субъектов РФ.
Установлена предельная численность федеральных государственных служащих подразделений по делам миграции министерств внутренних дел, управлений, главных управлений внутренних дел субъектов РФ в количестве 2935 единиц, без персонала по охране и обслуживанию зданий.
Руководство Федеральной миграционной службой Министерства внутренних дел РФ осуществляет заместитель Министра внутренних дел РФ – начальник Федеральной миграционной службы Министерства внутренних дел РФ.
Распространено на Министерство внутренних дел РФ действие:
1. нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ в области государственной миграционной политики впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов Президента РФ;
2. нормативных правовых актов упраздненных Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ и Федеральной миграционной службы России по вопросам исполнения законодательства РФ в области государственной миграционной политики впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов Министерства внутренних дел РФ.
В структуру входят департаменты иммиграционного контроля, внешней трудовой миграции, правовое управление, отдел международных связей, управление кризисных ситуаций, управление ресурсного обеспечения, финансово-экономическое управление и другие подразделения. Деятельность центрального аппарата должны обеспечивать 280 федеральных государственных служащих и 30 офицеров МВД России.
Работу региональных подразделений ФМС МВД России должны осуществлять около 3 тысяч госслужащих. Утверждение структуры этих звеньев ФМС МВД России проходило в индивидуальном порядке, исходя из миграционной специфики регионов. Оно завершилось к концу апреля 2002 г.
Следует отметить, что данная инновация неоднозначно была оценена обществом, особенно различного рода правозащитными организациями и движениями. Работа с вынужденными переселенцами, помощь беженцам – материя тонкая. Не возобладают ли у людей в погонах «рефлексы пресечения» там, где презумпция невиновности должна быть принципом, умение беседовать с людьми, близкими порой к отчаянию – профессиональным навыком, а сопереживание и стремление помочь – качествами личности?
Представляется, что на этот непростой вопрос ответ даст время. Однако очевидно, что дело в конце концов не в министерствах и чиновниках, а скорее в том, сумеет ли Россия преодолеть своеобразный «синдром отторжения», представляющий, ко всему прочему, угрозу демографической ситуации в стране.
Глава 3. Причины миграций и их историческая обусловленность
С каждой общественной формацией связаны специфические формы и причины миграции населения, объёмы и направления миграционных потоков. К самым ранним миграциям населения относятся продолжавшиеся тысячелетиями стихийные расселения древних племён, носившие мирный характер освоения новых территорий. Позднее, с развитием производства и ростом населения, массовые передвижения его происходили в результате столкновения племён; всё это сопровождалось образованием и разрушением раннеклассовых государств, формированием новых народов. В конце античного времени и в начале средневековья в итоге Великого переселения народов произошло смешение различных племен, оказавшее решающее влияние на формирование современного этнического состава европейского населения. В период феодализма массовые миграции населения были связаны с бегством крестьян от крепостнического гнёта на свободные земли, а также с принудительным переселением крепостных на захваченные феодалами земли.
Внешние (крупные межконтинентальные) миграции населения последовали после Великих географических открытий. В эпоху первоначального накопления капитала эти миграции населения были связаны с колонизацией открытых и захваченных европейцами земель в Америке, Азии и Африке, истреблением и вытеснением коренного населения вглубь страны.
С развитием капитализма на протяжении 19 в. объём миграций населения возрастает. Усиливаются межгосударственные миграции населения, порожденные относительным перенаселением одних стран и нехваткой рабочих рук в других странах. Основными очагами притяжения мигрантов стали США и Канада, в меньшей степени - Австралия и Новая Зеландия, отдельные страны Южной Америки - Аргентина, Бразилия, а также Южная Африка. Для переселенческой миграции населения периода развитого капитализма было характерно то, что вначале, вплоть до 90-х гг. 19 в., миграционный поток исходил из промышленно развитых капиталистических стран Европы - Великобритании, Нидерландов, Германии, скандинавских стран, а затем, с конца 19 в., ещё более многочисленный поток составили выходцы из менее индустриальных, но охваченных аграрным кризисом стран Южной и Восточной Европы - Италии, Польши, Венгрии, России и др. Наибольшей интенсивности эмиграция из Европы достигла в 1900-14гг. После 1-й мировой войны 1914-1918гг. по мере расширения и углубления общего кризиса капитализма, появления постоянной армии безработных, миграции населения резко сократились, т.к. натолкнулись на ограничительные законодательные меры со стороны ряда стран, особенно США и Австралии (так называемые рестрикционные ограничения).
Наряду с миграциями населения, в основе которых преобладающее значение принадлежит социально-экономическим факторам, в отдельные периоды возникают миграции населения по политическим причинам (образование новых государств, изменение государственных границ, политико-экономические преобразования в государствах).
Большие размеры приняли миграции населения во время и после 2-й мировой войны. Значительный контингент мигрантов составили беженцы и перемещенные лица. При образовании на территории бывших британских колоний Индии двух независимых государств - Индии и Пакистана обмен населения между этими государствами, в основном по религиозному признаку, охватил около 16 млн. мусульман и индуистов. Репатриация японцев после войны в Японию из Китая, Кореи и др. районов Азии охватила около 6,3 млн. человек.
После войны рестрикционные ограничения в межгосударственной миграции населения ещё более усиливаются (в частности, появляется специальный термин "нежелательный иностранец"). Появилась своеобразная миграция населения в результате переманивания высококвалифицированных специалистов, т. н. "утечка мозгов"; начало ей было положено в 1930-х гг., когда США получили монопольную возможность отбора учёных - беженцев из фашистской Германии.
В 1960 - начале 70-х гг. широкое развитие получили миграции населения из менее развитых стран Европы в более развитые - ФРГ, Францию, Великобританию, Нидерланды, Бельгию, Швейцарию. Иммигранты в капиталистических странах, как правило, наиболее низкооплачиваемая, эксплуатируемая и бесправная часть трудящихся.
Внутренние миграции населения в капиталистических странах вызываются преимущественно теми же причинами, что и внешние: переселение в поисках работы из относительно перенаселённых во вновь осваиваемые районы, из сельской местности в города, сезонные перемещения в сельской местности и др. Внутренние миграции населения особенно распространены в странах с обширной территорией, разнообразными географическими и экономическими условиями. Основной вид современных внутренних миграций населения - приток населения из сельской местности в города.
В. И. Ленин придавал большое значение внутренним миграциям населения в России, способствовавшим заселению южных степных и лесостепных районов, Поволжья, Урала и Сибири, а также росту городов. Государственное планирование народного хозяйства создало предпосылки для организованного потока мигрантов внутри страны, лишая миграцию населения черт стихийности. Они регулировались рядом либо прямых, либо косвенных экономических и социальных рычагов и призваны отвечать потребностям народного хозяйства в рациональном размещении населения. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 произошли резкие территориальные сдвиги в размещении населения в связи с эвакуацией в восточные районы с оккупированных районов и прифронтовой полосы.
Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год. Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.
Заключение
Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.
Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся — источником эмиграции.
Список используемой литературы
1. Борисов В.А. Демография. М., 2001
2. Конституция (Основной закон) Российской Федерации – России. – М.: Известия, 1993.
3. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". М.: Международный трудовой центр, 1996.
4. Маренков НЛ. управление трудовыми ресурсами. Учеб. Пособие. Ростов н/Дону Феникс. 2001.
5. Остапенко Ю.М. Экономика труда: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: ИНФРА-М, 2005.
6. Попов А.Н., Суворова Н.Н., Попова Е.А. Программно-целевое управление миграционными процессами: сущность и рациональность: - М.: ФМС, 2001.
7. Правовые проблемы социальной защиты вынужденных мигрантов в России. М.: Валент, 2000.