Миграционные процессы в практике государственного регулирования и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 08:05, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение миграционных процессов в практике государственного регулирования и управления. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить понятие и специфику миграционных процессов;
рассмотреть типологию, факторы и сущность миграционных процессов;
определить значимость и необходимость изучения миграционных процессов в практике государственного управления;
выявить основные направления и цели миграционной политики в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование миграционных процессов 5
1.1. Понятие и специфика миграционных процессов 5
1.2. Типология, факторы и сущность миграционных процессов 6
Глава 2. Миграционные процессы в государственном регулировании и управлении 12
2.1. Значимость и необходимость изучения миграционных процессов в практике государственного управления 12
2.2. Направления и цели миграционной политики в Российской Федерации 17
Заключение 26
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

Курсовая ГМУ.docx

— 70.72 Кб (Скачать файл)

Вторая группа включает факторы, которые могут быть изменены постепенно. Это уровень освоенности территорий, в том числе создание производственной и социальной инфраструктуры; половой, возрастной, этнический состав населения. Одним из «временных» факторов, действующих с наибольшей силой на миграционные процессы, выступает состав населения по продолжительности проживания. В районе, где население растет высокими темпами за счет миграции и, следовательно, повышена доля новоселов, как правило, выше доля мужчин, несемейных людей. Подобная структура населения способствует высокой миграционной подвижности населения.

К третьей группе относятся  следующие факторы: увеличение заработной платы, установление или отмена определенных льгот, кадровая политика, изменения в национальной политике и так далее. Так, повышенные коэффициенты к заработной плате и различного рода льготы в районах Крайнего Севера России привлекали туда до середины 80-х гг. большой контингент трудовых ресурсов. В относительно стабильной социально-политической обстановке для этой группы наибольшее значение имеют условия жизни населения и трудообеспеченность.

Факторы и причины миграции подразделяются на негативные (выталкивающие) и позитивные (притягивающие). Однозначно выявить, какие из них определяют миграционный акт, весьма сложно. Так, на первой стадии наряду с факторами, формулирующими установку на переселение (выталкивающими), действуют и факторы, определяющие, куда конкретно, в какую страну, регион человек переселится (притягивающие). Если в принятии решения о переселении преобладает влияние первой группы факторов («уеду куда угодно, лишь бы не оставаться здесь»), то миграция определяется преимущественно действием выталкивающих факторов. Если же преобладает потребность переселиться именно в конкретный регион («уеду туда, что бы это ни стоило»), то решающими оказываются факторы притяжения.

Ключевым понятием в  определении сущности миграции является понятие родного дома как жилища. Поэтому командировка или пребывание в гостинице хоть и являются разновидностями миграции, но их выделяют лишь для того, чтобы обозначить полный перечень разновидностей миграции как социального явления. Но подобные миграции не играют роли в практике государственного регулирования и управления, а значит, они не значительны в рамках изучения темы данной курсовой работы. Именно поэтому далее мы будем упоминать лишь те виды миграционных процессов, которые необходимо регулировать при помощи законодательства, которые играют огромную роль в практике государственного управления, потому как они влияют не только на демографическую, но и на социальную, экономическую и даже политическую обстановку в стране. 

Глава 2. Миграционные процессы в государственном регулировании и управлении

2.1. Значимость и необходимость изучения миграционных процессов в практике государственного управления

Миграция – очень  важный для государственного регулирования  процесс, влияющий на все сферы жизни общества. Миграционные процессы способны:

1. Оказывать влияние  на динамику изменений численности  населения страны, чем влияет  на демографическую обстановку  в ней. Миграция в состоянии компенсировать естественные потери (в РФ за межпереписной период 1989–2002 гг. потери составили 12,8 млн. чел., но иммиграция компенсировала 11 млн.) или, напротив, вызвать процесс депопуляции (Ирландия, Португалия, Греция в 1960-е гг.9)

2. Менять половозрастную  структуру населения. Миграция  — явление по большей части  молодежное, поэтому, как правило,  иммиграция улучшает половозрастную  структуру принимающего сообщества, а эмиграция — ухудшает («ухудшение»  нужно понимать весьма относительно; часто в ситуации взрывного роста численности населения резко увеличивается доля молодых возрастов, для самореализации которых нет, и в короткие сроки не могут быть созданы, соответствующие условия, и если это поколение не будет «сброшено» посредством эмиграции, страну ждут потрясения: пример — современный Иран, где 20% населения составляет молодежь в возрасте 15-25 лет10). Исключение составляют некоторые современные виды миграции, в частности, с целью восстановления семей, когда родители переезжают к своим осевшим в странах иммиграции детям.

3. Выравнивать или усугублять  региональные диспропорции. Речь  идет о двух источниках (к сожалению,  это обычно выливается в две  разные политики): за счет внутренних миграций и за счет внешних. Умение с помощью селективной иммиграционной политики учитывать региональные особенности (и в частности выравнивать региональные диспропорции) относится к высшему пилотажу пространственного развития. Так, даже властям Канады — по многим показателям в части политики натурализации, власти передовой — учет этого фактора дается с трудом, что вызывает обоснованную критику местного экспертного сообщества. 11

4. Менять ситуацию на рынках труда и, в частности, улучшать/ухудшать квалификационную структуру рынка труда. Почти классическим примером здесь является пресловутая «утечка умов», позволяющая более развитым в экономическом плане странам восполнять недостаток на внутренних рынках научно-технических специалистов и высококвалифицированной рабочей силы в целом за счет стимулирования миграции определенных, профессиональных групп населения из так называемых развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, а также Восточной Европы и государств бывшего СССР. Другой пример — «план Маршала», представляющий собой «ударное» восстановление экономики Западной Европы после Второй мировой войны, завязанное на политику стимулирования трудовой иммиграции. 12

5. Управлять освоенческими процессами. Миграция является основой освоенческих процессов, особенно на пионерной стадии (множество примеров дает история любой колонизации). Выше мы уже упоминали о роли ГУЛАГа как основного советского института репрессивной миграции в освоении экстремальных районов Сибири и Дальнего Востока в период ускоренной индустриализации. Здесь же следует упомянуть куда более гуманный, но с теми же стратегическими целями проводимый переселенческий проект в рамках столыпинской реформы или еще более ранние проекты в рамках освоения Дикой Степи (Новороссии). Другой пример — политика государства Израиль, в котором помимо обычных городов существуют т.н. «города развития», основанные еще в первые годы становления государственности. Такие города преимущественно создаются на периферии, в районах, которые правительство стремится развивать. Чтобы побудить население перебраться из освоенного пространства в эти города, используется целый арсенал стимулов: безвозвратные денежные ссуды, помощь в открытии частного дела, повышенные ипотечные ссуды и т.п.

6. Менять или поддерживать (сопровождать) смену хозяйственной специализации территории. Пример тому — инсталляция и развитие в Крыму, Турции, Хорватии, Египте, Тунисе рекреационной специализации. Другой пример — инкорпорирование научных школ и индустриальной промышленности в республиках Средней Азии за счет русского (русскоязычного) населения центральной России.

7. Реализовывать крупные (трансконтинентальные) транспортные проекты. Крупнейшие страны мира для обеспечения связности территории, с одной стороны, и создания инфраструктурных предпосылок освоения, с другой, вынуждены реализовывать масштабные транспортные проекты с массовым привлечением рабочей силы. Так, Россия и Китай для реализации планов строительства своих трансконтинентальных железных дорог обходились внутренними ресурсами (соответственно, организовывая внутренний миграционный приток в зоны строительства), а США и Канада в конце XIX века решали масштабные инженерные задачи за счет иммиграции.

8. Обеспечивать социокультурную и военно-политическую безопасность той или иной территории, и в частности — новых государственных границ. Что касается границ, то классическими примерами являются перемещения, проводимые советским правительством (выше мы уже перечисляли советские операции по зачистке границ). Но наивно полагать, что хорошо организованное насильственное (превентивное или в качестве наказания «по факту содеянного») перемещение населения было инструментом исключительно политики СССР. На примере Крыма мы можем подробно проследить аналогичные действия Российской империи в отношении присоединенного полуострова и новой границы с «коварной», хоть и дряхлеющей Портой.

Экономические (макроэкономические и геоэкономические) аргументы в защиту наступательной иммиграционной политики:

1. Иммигранты являются  не только наемными работниками,  но и предпринимателями. Иммигранты в большей степени, чем местное население, склонны к риску, в том числе в форме создания собственного дела и новых предприятий. Тем самым иммигранты превращаются в фактор создания новых рабочих мест, что улучшает экономическую обстановку в стране и способствует косвенно увеличению ВВП.

2. Иммигранты являются  не только работниками, но и  потребителями. Более того, прежде  чем стать работниками, иммигранты  становятся потребителями и даже если они не становятся работниками, они неизбежно становятся потребителями, поэтому в краткосрочной перспективе иммигранты могут даже способствовать сокращению безработицы среди коренного населения.

Общий вывод для двух приведенных выше тезисов: объемы иммиграции нельзя напрямую соотносить с ёмкостью рынка труда принимающей стороны, а политика селективной иммиграции может быть политикой увеличения в стране предпринимательской активности, емкости потребительского рынка и снижения безработицы.

3. Иммигранты могут на  деле обеспечивать диверсификацию  международных — торговых, производительных, гуманитарных — связей принимающей страны, что повышает ее востребованность, а значит, геоэкономическую и геокультурную устойчивость.

4. Иммигранты могут обеспечить  повышение производительности труда. Существует аргументированная позиция, заключающаяся в том, что массовый приток низко квалифицированной рабочей силы «портит» (по крайней мере расслабляет) национальный бизнес, который, пользуясь дешёвым трудом, откладывает модернизацию производственного комплекса. Но селективная политика иммиграции как раз и предполагает стимулирование такого притока рабочей силы, с опорой на которую (силу) как раз можно добиваться повышения производительности труда.

5. Сумма налогов, которые  платят иммигранты, может превышать  стоимость потребляемых ими услуг  в сфере социальной защиты  и образования. И зависит это исключительно от баланса налоговой и социальной систем. Несобираемость налогов с населения в России (явно порочная, но системная ситуация) не позволяет пополнять местный бюджет, инвестируя в ускоренную интеграцию иммигрантов, хотя и создает коррупционную систему «социального вспомоществования» для ряда должностных лиц и сообществ.

6. Не раз отмечалось, что на микроуровне — в небольших селах и поселках городского типа — приезд даже одного активного иммигранта-предпринимателя может развернуть ситуацию в конкретном месте от депрессивной до развивающей. В частности, иммигранты могут привнести новые виды товаров и услуг, ранее даже не предполагавшиеся в данной местности.

7. С опорой на иммигрантов  можно создать научно-техническую  и научно-гуманитарную среду. Широко известно, как повезло Америке в результате еврейской иммиграции Старого Света, вызванной нацистской расовой политикой.

8. Иммигранты могут обеспечить  ключевой научно-технический прорыв в вопросе военно-политического лидерства. Пожалуй, самый яркий пример тому — Манхэттенский проект, в котором доля иммигрантов превышала 50%. 13

9. Многие иммигранты, прибывающие  по выстроенным каналам натурализации в Канаду, США, Германию, Израиль, несут высокие образовательные стандарты. Таким образом, принимающей стороне нет нужды на протяжении долгих лет вкладывать средства в их образование; по факту, мы имеем дело с приватизацией образовательной ренты других стран. 14

10. Не менее выгоден  экспорт образовательных услуг,  особенно используемый в качестве канала натурализации (в некотором смысле речь идет о технологии двойного потребления: вначале зарабатывает университет на платном образовании иностранного студента, а затем нация — включая социокультурно переработанного во время обучения выпускника в экономику страны). А ведь именно образование в постиндустриальную эпоху становится самой большой статьей расхода семейного бюджета. И именно от удачного выбора образовательных стратегий зависит конкурентоспособность страны в целом на международных рынках.

Все перечисленное позволяет  «снять сливки» с миграции и иммигрантов только тем правительствам, которые хотят и умеют управлять и принимать риски развития. К сожалению, слишком часто мы сталкиваемся с некомпетентностью государственного управления, в результате чего список угроз, приносимых неуправляемыми миграционными процессами, становится ведущим документом, регламентирующим государственную миграционную политику. Именно поэтому так важно и необходимо изучение миграционных процессов в практике государственного регулирования и управления. Перейдем далее к изучению направлений и задач современной миграционной политики в Российской Федерации.

2.2. Направления  и цели миграционной политики в Российской Федерации

Целями государственного регулирования миграционных процессов в России являются: обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ; удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах; рациональное размещение населения на территории страны; использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации.

Информация о работе Миграционные процессы в практике государственного регулирования и управления