Обзор премий в области качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 19:23, доклад

Описание работы

Премии качества вышли за рамки обычного конкурса и рассматриваются как инструмент управления и совершенствования бизнеса. Критерии и модели премий находятся в авангарде современных методов управления. Принципы, декларируемые организаторами конкурсов на соискание премий в области качества, становятся принципами ведения бизнеса и концептуальной основой для национальной политики в области качества.

Файлы: 1 файл

Премии в области качества.docx

— 35.60 Кб (Скачать файл)

В конце 2001 года эксперты EFQM разработали систему признания достижений организаций и бизнес-единиц в области качества, не зависимо от размера, оборота и сферы деятельности компании, – Levels of Excellence или Уровни Совершенства, включающие следующие ступени:

  1. Европейская премия качества;
  2. Признание совершенства;
  3. Стремление к совершенству.

Каждая ступень является конкурсом качества, в иерархии этих конкурсов Европейская премия качества является наивысшей ступенью.

Японская премия качества (www.jqac.com)

Японская премия качества (Japan Quality Award – JQA) разработана на базе Критериев Болдриджа и адаптирована к японской практике менеджмента. Шоиши Саба, экс-председатель комитета премии, выступая на форуме "Азиатской организации производительности" в 1999 г., прокомментировал причину появления Японской премии качества следующим образом: "Успех премии Болдриджа в деле совершенствования систем управления, показал, что японским компаниям следует не только заботиться о качестве своих продуктов и услуг, но и уделять пристальное внимание качеству менеджмента. В связи с этим, в Японии встал вопрос о создании национальной премии в области качества".

Японская премия качества вобрала в себя лучшее из современных подходов к управлению и разрабатывается с учетом практического опыта применения систем контроля и управления качеством во всем мире. Японскую премию качества часто противопоставляют премии Деминга, и эти конкурсы рассматриваются как конкурирующие между собой. Однако это не совсем так. Концепции этих двух премий имеют принципиальные различия. В то время как большинство организаций, участвующих в конкурсе Деминга, нацелены на завоевание премии, компании-соискатели Японской премии качества не стремятся именно к победе. Комитет конкурса позиционирует премию как модель для самооценки организации, как часть процесса непрерывного совершенствования.  
С 1996 г. Японская премия вручается организациям, достигшим высоких результатов в построении качественной системы управления, ориентированной на потребителя. Премия качества ежегодно вручается по трем категориям, в зависимости от специфики организации-участника: промышленной производство, сфера обслуживания, малый и средний бизнес. В каждой категории участников вручается не более двух премий. С 2003 г. наряду с частными компаниями в конкурсе могут принимать участия муниципальные организации. Этот шаг был сделан с целью повысить уровень менеджмента в некоммерческом секторе. 
За семь лет более 100 компаний приняли участие в конкурсе и 14 из них стали лауреатами премии. Среди них NEC, Ricoh, Fuji-Xerox, IBM Japan, Pioneer и другие компании с мировым именем. Опыт этих организаций, их оригинальные подходы к улучшению системы менеджмента, получили широкое признание в бизнес-сообществе Японии.

Российская премия качества (Премия Правительства РФ в области качества www.gost.ru, www.vniis.ru)

Премия Правительства РФ в области качества вручается с 1997 года. В основе российской премии лежат модель и критерии Европейской премии качества. Организаторы, Госстандарт России и ВНИИС, считают основной задачей конкурса – вывести качество менеджмента на принципиально новый более высокий и современный уровень, что позволило бы российским предприятиям успешно конкурировать не только на российском, но и на мировом рынке. Борис Алешин, призывая российские компании принять участие в конкурсе 2004 года, оценивает значимость Российской премии качества для развития экономики страны следующим образом: "Премии в области качества призваны стать одним из действенных рычагов повышения конкурентоспособности российской экономики. Поощрить российские организации, которые работают и развиваются с учетом принципов, используемых в своей деятельности лидерами мировой экономики, распространить их опыт среди большинства отечественных предприятий – главная цель премий".

Начиная с 2002 года, Премия присуждается по двум категориям организаций, в зависимости от их численности:

  • не более 250 человек;
  • свыше 250 человек.

За семь лет проведения конкурса было получено более 800 заявок на участие в конкурсе из 67 субъектов Российской Федерации. По итогам конкурсов 1997-2003 годов премии присуждены 65 организациям. Среди победителей последних лет ОАО "Нарзан", ОАО "Кондитерский комбинат "Кубань", ОАО "Северсталь", ОАО "Ивтелеком", ОАО "Лакокраска" и другие.

По принципу Российской премии качества во многих регионах России появляются городские и региональные премии по качеству, которые являются, не только являются плацдармом для участия в национальном конкурсе, но и стимулируют работ по повышению качества и конкурентоспособности бизнеса, освоению современных эффективных методов управления качеством в российских компаниях.

Современные широко распространенные и признанные в мире премии в области качества: Премия Болдриджа и Европейская премия качества стали не только конкурсами, но и реальными инструментами управления бизнесом. Модели этих премий формируют базу для систематической самооценки организации и разработки стратегии совершенствования. Концепцию и основные ценности каждого из этих конкурсов следует рассматривать как национальную политику в области качества соответственно Америки и Европы. Президент США Дж. Буш на церемонии вручения премии Болдриджа 2000 г. отметил "Критерии премии Болдриджа являются отличным стандартом для компаний в борьбе за превосходство в бизнесе. Это возможность посмотреть на себя глазами потребителей и рынка. Премия Болдриджа становится мировым стандартом, подтверждением тому является растущее число аналогичных программ по всему миру". Сегодня более 60 стран вручают национальные награды за качество на базе этих премий.

Модели и критерии премий качества

Что же представляют из себя модели совершенствования на базе премий качества. Модель премии можно определить как набор критериев, имеющих внутренние взаимосвязи и объединенных графической схемой. Содержание критериев отражает основные составляющие бизнеса, актуальные для построения конкурентоспособной организации с эффективной системой управления. Критерии и схема модели премий постоянно пересматриваются организаторами конкурсов с целью адаптировать их к изменяющимся условиям ведения бизнеса.

Модель премии Болдриджа объединяет семь критериев:

  1. лидерство,
  2. стратегическое планирование,
  3. ориентация на потребителя и рынок,
  4. измерение, анализ и управление на основе знаний,
  5. важность человеческих ресурсов,
  6. оперативное управление,
  7. бизнес результаты.

Модель совершенствования EFQM критерии Европейской премии качества на две группы "Возможности" и "Результаты".

Группа "Возможности" включает в себя:  

1. лидерство, 
            2. политика и стратегия, 
            3. люди,

4. партнерство и ресурсы, 
 5. процессы организацией.

Группа "Результаты" включает:   

6. удовлетворение потребителей, 
  7. удовлетворение персонала, 
  8. влияние на общество, 
  9. ключевые результаты деятельности.

Модель Японской премии качества построена на взаимосвязи восьми основных категорий:

  1. лидерство и принятие решений,
  2. социальная ответственность в управлении,
  3. понимание клиентов и рынка и работа с ними,
  4. разработка и реализация стратегии,
  5. обучение и развитие персонала,
  6. процесс создания ценностей,
  7. информационный менеджмент,
  8. результаты работы.

До недавнего времени критерии Премии Деминга были не до конца ясны. В последние годы организаторы разработали систему оценки более прозрачную и понятную, четко определив схеме модели и ее базовые категории:

  1. политика в области управления и ее реализация,
  2. разработка новой продукции и инновация процессов,
  3. поддержание и улучшение качества,
  4. система менеджмента,
  5. анализ информации и применение новых технологий,
  6. развитие человеческих ресурсов.

Содержание критериев и принципы построения модели той или иной премии – это философия бизнеса организаций, участвующих в конкурсе или использующих модель премии как инструмент управления и совершенствования. "Баланс между работниками, потребителями, другими заинтересованными лицами и требованиями окружающей среды – ключ к успеху. Поэтому модель EFQM очень полезна для нашего развития" (Marton Varga, директор компании Burton-Apta Refractory Manufacturing – лауреат Европейской премии 2000 г.).

Построение системы управления на базе модели премии качества предполагает стремление максимально соответствовать критериям используемой модели. Для того чтобы процесс совершенствования сделать более осязаемым каждая из премий имеет систему оценки. Во всех рассматриваемых нами моделях эталонная организация оценивается в 1000 баллов, кроме премии Деминга, где общая сумма по всем критериям – 100 баллов. Каждый критерий имеет числовое выражение и весовой содержание в общей организационной оценке. Например, критерий лидерства составляет соответственно: Премия Болдриджа и Японская премия качества – 120 баллов (12%), Европейская и Российская премии – 100 баллов (10%). Больший или меньший коэффициент в общей оценке свидетельствует о важности критерия для системы управления по мнению разработчиков модели.

Критерии и модель премии Правительства РФ в области качества гармонизированы с критериями и моделью Европейской премии качества с некоторым различием в весовых коэффициентах, отражающих специфику российского бизнеса. А именно, общий балл по группе "Возможностей" выше, чем по группе результатов: соответственно 550 и 450 баллов. Это указывает на то, что сегодня для российского бизнеса возможности или потенциал организации более важные показатели, чем зачастую скромные и необъективные результаты. Ниже на рис. 2. и в табл.1 приведены модель и критерии Российской премии качества.

Экспертная оценка в процессе участия в конкурсе позволяет определить, насколько организация близка к эталонным показателям по тому или ному критерию или выявить уровень развитие системы управления в целом.

Применение моделей премий качества предполагает два важных условия, которые одновременно могут являться барьерами к их использованию в качестве моделей совершенствования.

Во-первых, для описания критериев моделей необходимо дать ответы на сотни вопросов, определяющих, что и как сделано в том или ином направлении. Это задача реализуется на этапе подготовки отчета, характерном для всех конкурсов на соискание премий качества. Вопросы разрабатываются в расчете на некую усредненную компанию и не могут учитывать индивидуальных специфических особенностей организации, что ставит необходимость глубокого и более детального изучения процессов компании и зачастую вызывает сложности для проведения объективной оценки бизнеса. Это обстоятельство может потребовать довольно длительной и тесной работы с консультантами.

Второе, с чем придется столкнуться менеджерам при использовании моделей премий качества, – это отсутствие регламентированных решений, алгоритмов совершенствования. Понимание критериев различных моделей и их взаимосвязи с бизнес-процессами организации не дает определенного ответа, как проводить улучшения. Система оставляет пользователю возможность самому определять области для улучшения и находить пути совершенствования, применяя различные методы, инструменты и подходы.

 

Заключение

В заключение, сформулируем преимущества, которые получают компании участвуя в конкурсе или используя модели премий как инструмент управления.

Премия качества как конкурс:

  1. Победа в конкурсе – это признание лидерства организации со стороны бизнес-сообщества и потребителей.
  2. Подтверждение высокого качества и надежности организации для бизнес-партнеров и всех заинтересованных сторон.
  3. Независимая экспертная оценка эффективности системы управления и определение областей, где необходимы первоочередные улучшения.
  4. Участие в конкурсе создает имидж компании, стремящейся к улучшению качества бизнеса.

Премия качества как инструмент управления:

  1. Модель и критерии премий предлагают готовую стратегию развития компании.
  2. Создание эффективной системы управления на принципах постоянного совершенствования.
  3. Приведение в единую систему всех действий по улучшению качества.
  4. Самосовершенствование и измерение динамики улучшений компании через самооценку.
  5. Сравнение результатов оценки организации по критериям премий с эталонными и результатами конкурентов.
  6. Постоянный поиск лучших бизнес-решений, катализатор вовлечения компании в процесс бенчмаркинга.
  7. Повышение производительности и конкурентоспособности компаний на внутреннем и мировом рынках и, как следствие, развитие национальной экономики. 

Информация о работе Обзор премий в области качества