Организация управленческого учета материальных издержек производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. ЮНЕСКО признает туризм одним из главных факторов культурного и гуманитарного развития, способствующего сохранению мира и сближению народов путем ведения "диалога между культурами". При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

Файлы: 1 файл

Статья Туризм РБ.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

     Туризм  – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни  населения. ЮНЕСКО признает туризм одним из главных факторов культурного и гуманитарного развития, способствующего сохранению мира и сближению народов путем ведения "диалога между культурами". При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

     В настоящее время туризм выступает как сложное многогранное социальное явление, а индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в торговле услугами.

     Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий социально-культурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной  деятельности.

     Современная индустрия туризма является одним  из крупнейших секторов мировой экономики. По оценкам Всемирного Совета по Туризму и Путешествиям (WTTC), в 2009 г. в сфере туризма было занято 235,8 миллионов человек или 8,2 % общей численности занятых в мировой экономике (это примерно один человек из двенадцати работающих). Туристская индустрия добавляет в общей сложности 3,6 % в мировой ВВП напрямую и 10,4 % с учетом косвенного воздействия[1]. Доля туризма в стоимости экспорта услуг превышает 1/3. Признание возросшей роли туризма в плане создания новых рабочих мест, сокращения бедности, развития малого бизнеса, а также повышения темпов экономического роста находит свое выражение в появлении стратегий экономического развития сферы туризма, как в развитых, так и развивающихся странах.

     Однако  туристский потенциал России используется далеко не в полной мере. В 2009 году нашу страну посетили 21,3 млн. иностранных граждан, из которых около 15 процентов прибыли с туристскими целями, тогда как согласно прогнозу Всемирной туристской организации Россия при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры способна принимать в год до 40 млн. иностранных туристов[3].

     Географическая  структура мирового туристического рынка меняется. По данным исследовательской  компании Mintel, сейчас самая активно  путешествующая нация – немцы. Но через 15 лет главным источником доходов туроператоров станут жители стран Азии, которые пока не входят в число лидеров. Одной из самых перспективных стран для туристического бизнеса стала Россия. Прогноз Mintel на 2020 год обещает, что россияне совершат 40 млн. поездок, что обеспечит России седьмое место после Франции в списке самых путешествующих наций в мире [5].

     В большинстве своем туристские предпочтения, как иностранных туристов, так  и отечественных, связаны с высоким  уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок. Общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт.

     К конкурентным слабостям туристической отрасли Башкортостана, можно отнести такие, до сих пор сохраняющиеся и сдерживающие развитие въездного и внутреннего туризма факторы, как:

     - недостаточно развитая туристская  инфраструктура, малое количество  гостиничных средств размещения  туристского класса c современным  уровнем комфорта;

     - высокая стоимость проживания  в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень;

     - препятствия для привлечения  инвестиций в туристскую инфраструктуру, состоящие в отсутствии готовых  инвестиционных площадок, наличия  административных барьеров, невыгодных условий земельной аренды;

     - в целом сохраняющийся дефицит  квалифицированных кадров, что определяет  невысокое качество обслуживания  во всех секторах туристской  индустрии, несмотря на некоторое  изменение ситуации к лучшему за последние 2-3 года.

     Следует отметить, что проблемы республики в данной отрасли такие же, как  и в целом по стране.

     Таким образом, системная проблема состоит  в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности Башкортостана на Российском туристском рынке возможности развития туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги.

     На  основании изложенного, приоритетным для развития туризма в Республике Башкортостан является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения [13].

     Для этого необходимо обеспечение стимулов для успешного развития внутреннего  туризма в Республике Башкортостан как одного из элементов экономического роста и повышения качества жизни населения посредством решения следующих задач:

     - совершенствование нормативного  правового регулирования в сфере  туризма;

     - развитие и совершенствование  туристской инфраструктуры, в том  числе сопутствующей (транспорт,  общественное питание, индустрия  развлечений и др.);

     - создание новых приоритетных туристских центров;

     - повышение качества туристских  и сопутствующих услуг;

     - обеспечение условий для личной  безопасности туристов. 

     Для формирования конкурентоспособного туристского  рынка усилий по развитию только инфраструктуры недостаточно. Необходима эффективная стратегия по продвижению республиканского туристского продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках и носящая агрессивный характер, что позволит сделать внутренний туризм доходной составляющей экономики Башкортостана.

     После того, как Президент Башкортостана  Рустэм Хамитов раскритиковал башкирских чиновников, ответственных за развитие туризма, молодые люди из числа программистов, переводчиков, художников, дизайнеров, фотографов и просто активных туристов решили поддержать главу региона и создать свой пиар-проект «Башкортостан – сокровищница мира».

     После кропотливой работы и тщательного  анализа были отобраны пять районов  Башкирии, где можно было бы развивать  туриндустрию. Это Архангельский, Бурзянский, Баймакский, Учалинский и Гафурийский районы. Именно здесь, как считают знатоки, находится наибольшее количество интересных природных и исторических объектов. К тому же, что немаловажно для иностранных туристов, в этих районах достаточно хорошо сохранились фольклор, национальная кухня, традиции и обычаи проживающих здесь башкир, татар, русских, чувашей, марийцев, представителей других национальностей.

     Как мы видим, многое для решения этой проблемы уже предпринимается. Вместе с тем при существующем в настоящее время бюджетном финансировании деятельность по продвижению российского национального турпродукта может лишь минимально изменить параметры существующего туристского потока.

     Следует отметить, что уникальные природные  ресурсы и культурное наследие, которыми обладает Башкортостан, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в нашей республике, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения.

     Повысить конкурентоспособность отрасли и переманить клиентов можно и из других регионов, не возлагая надежды на то, что проблему привлечения туристов удастся решить в короткие сроки на уровне государства.

     Как показало исследование туристской сферы  Поволжья развитие внутреннего туризма в этом округе тормозят два основных фактора: изношенность туристической инфраструктуры и отсутствие современных гостиниц с большим номерным фондом.

     По  оценкам Федерального агентства  по туризму РФ, поволжский регион занимает третье место в Российской Федерации по объему внутреннего туризма: в год субъекты ПФО посещают 2,5 млн человек, что составляет 10% всего объема этого вида туризма в России. Опираясь на имеющиеся историко-культурные и национальные особенности, а также наличие большого числа рекреационных зон, поволжские регионы стремятся привлечь в туристическую сферу инвесторов. Согласно реестру инвестпроектов туристических комплексов Ростуризма на 1 октября 2007 года в Костромской, Кировской и Самарской областях запланировано по три таких проекта, в Татарстане их насчитывается восемь, в Чувашии – один, в Пензенской области – шесть.

     Еще одним слабым звеном поволжского  туризма можно назвать неудовлетворительное состояние туристической инфраструктуры, высокую степень ее изношенности (60−80%). Развитие внутреннего туризма в той же Самарской области происходит за счет эксплуатации уже имеющихся туристских фондов, в то время как, например, в Республике Татарстан и Нижегородской области обновление и реконструкция имеющихся фондов дополняются внедрением новых объектов туристической инфраструктуры.

     Фактором, тормозящим развитие внутреннего туризма, является и слабая государственная  поддержка данного сегмента. Как  целевой проект, государственная  программа развития туризма в  каждом из субъектов РФ должна учитывать  специфику региона, объективно оценивать проблемы туристической отрасли и предлагать комплекс мероприятий, реализация которых позволит расти региональному турбизнесу. Отсутствие целевой программы приводит к несистемному развитию отрасли. Ярким примером тому стала богатая туристическими объектами Костромская область, где на долю приезжающих туристов приходится всего 5% рынка.

      Если  рассматривать туристическую отрасль  республики в целом, то к наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, практики создания благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования.

      В настоящее время в нашей республике значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц относятся к некатегорийным.

      Вместе  с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут  ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.). Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения - наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью [4].

      Главными  препятствиями для привлечения  инвестиций являются отсутствие готовых  инвестиционных площадок, необходимые  бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три года. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное использование).

      Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении  дальнейшего развития туризма в  республике. Это относится к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог [4]. 

      Таблица 1. Число турфирм,  значение показателя за год.

Число турфирм, единица, значение показателя за год, Всего
  2002 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Приволжский федеральный округ 478 679 966 1095 1345 1331 1423 1845
Республика  Башкортостан 64 90 127 121 189 206 212 273
Республика  Марий Эл 8 12 14 15 15 26 27 31
Республика  Мордовия 4 6 6 8 10 12 14 18
Республика  Татарстан 85 104 172 191 256 279 256 296
Удмуртская  Республика 24 37 51 53 60 46 69 112
Чувашская Республика 13 18 33 38 47 59 63 71
Пермский  край 27 57 88 91 91 87 95 158
Кировская область 14 45 61 66 91 57 72 66
Нижегородская область 62 79 97 129 151 125 131 184
Оренбургская  область 38 37 49 57 66 75 78 101
Пензенская  область 16 28 46 45 46 58 59 85
Самарская область 70 86 130 170 185 145 172 242
Саратовская область 41 61 66 80 93 102 128 123
Ульяновская область 12 19 26 31 45 54 47 85

Информация о работе Организация управленческого учета материальных издержек производства