Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:02, реферат
Стандартизация является инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности. Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.
Основные положения государственной системы стандартизации…..2
Схемы и системы сертификации……………………………………….7
Библиография…………………………………………………………...15
Наряду с сертификатом существует Знак соответствия – зарегистрированный в установленном порядке, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
Порядок государственной
регистрации знаков соответствия устанавливается
Госстандартом России. Знак соответствия
регистрируется на имя органа по сертификации,
возглавляющего соответствующую систему.
Владелец знака имеет исключительное
право использовать его и распоряжаться
им. Право пользования знака
Лицензия на применение знака соответствия – документ, выданный уполномоченным органом, посредством которого держателю сертификата соответствия предоставляется право применять знак соответствия в пределах, установленных этим документом.
В юридическом отношении знак соответствия полностью идентичен сертификату. Однако знак соответствия это средство широкого информирования потребителей, в большинстве случаев адресован физическим лицам, в отличие от сертификата, который является средством документального подтверждения соответствия. Знак соответствия системы качества размещается на сертификате. В каждом конкретном случае сертификация проводится по определенной схеме.
Схема сертификации – это совокупность действий, официально установленная и применяемая в качестве доказательства соответствия заданным требованиям.
В практике международной сертификации используется восемь схем сертификации. Семь из восьми связаны с сертификацией продукции и две – с сертификацией систем качества. Эти схемы были выделены экспертами ИСО в 1982 г. (табл. 4).
Схемы сертификации ИСО
N схем |
Испытания |
Проверка производства |
Инспекционный контроль сертифицированной продукции |
1. |
Типовые испытания образцов продукции |
- |
- |
2. |
Типовые испытания образцов продукции |
- |
Испытания образцов, взятых у продавца |
3. |
Типовые испытания образцов продукции |
- |
Испытания образцов, взятых у изготовителя |
4. |
Типовые испытания образцов продукции |
- |
Периодические испытания образцов, взятые в торговле или у изготовителя. |
5. |
Типовые испытания образцов продукции |
Сертификация производства или сертификация системы качества |
Контроль сертифицированной системы качества (производства). Испытания образцов, взятых у продавца или у изготовителя. |
6. |
- |
Сертификация системы качества |
Контроль сертифицированной системы качества |
7. |
Испытания выборок из партии продукции |
- |
- |
8. |
Испытания каждого образца |
- |
- |
В работах по сертификации участвуют:
· заявитель;
· орган по сертификации;
· испытательная лаборатория;
· эксперт.
Заявитель (заказчик, клиент) – лицо или организация, по запросу которых проводится проверка.
Заявитель (сертификации) – организация или лицо, добивающееся получения сертификата соответствия и представившие об этом письменную заявку в орган по сертификации
Орган по сертификации – организация, аккредитованная на право проведения сертификации.
Орган по сертификации продукции в схеме сертификации является основным организатором работ, он:
· сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;
· осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;
· приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;
· формирует и актуализирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;
· представляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
Испытательная лаборатория
(испытательный центр) – лаборатория
(центр), которая проводит испытания
(отдельные виды испытаний), определенной
продукции. В случае выполнения одним
юридическим лицом функций
Испытания – экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик свойств продукции как результата заданного воздействия на нее при функционировании изделия и (или) при моделировании испытуемого образца и (или) воздействия.
Эксперт (по сертификации, аккредитации) – лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.
Кроме сертификации продукции
в международной практике существует
сертификация услуг, технологического
процесса, системы качества, производства.
Сертификация систем качества – действие
третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается
необходимая уверенность в том, что должным
образом идентифицированная система качества
соответствует выбранной модели или нормативным
документам, определенным заявителем.
В России сертификация систем качества
носит добровольный характер. Нормативную
основу сертификации систем качества
составляют международные стандарты ИСО
серии 9000 и комплекс документов по сертификации
систем качества.
Заключение
Сертификация – это
документальное подтверждение соответствия
продукции определенным требованиям,
конкретным стандартам или техническим
условиям.
Вся сертификационная деятельность осуществляется
в соответствующей системе, обладающей
собственными правилами.
Организация и проведение работ по обязательной
сертификации возложены на Госстандарт
России.
Необходимость и объем испытаний, место
отбора образцов определяет орган по сертификации
продукции по результатам инспекционного
контроля за сертифицированной системой
качества (производством).
Совершенствование системы
стандартизации, применение международных
стандартов – неплохая предпосылка
для создания предприятием систем обеспечения
качества, способных значительно
повысить конкурентоспособность
Хотя международные
Стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение инноваций, устранение торговых барьеров, расширение торговли, защита интересов потребителей, защита окружающей среды и многих других направлений.
Стандартизация, совмещаемая с законодательством, способствует более эффективному техническому регулированию на государственном уровне.
Международная стандартизация
позволяет сэкономить время и
средства необходимые для разработки
национальных стандартов. Таким образом,
развитие международной стандартизации
предопределяет развитие мировой торговли.
Список литературы
1. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации: Учебник – М.: Юрайт, 2004. – 285 с.
3. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для ву-зов / 2-ое изд. доп. и перераб. М., 1998.
4. Свиткин М.З., Мацута В.Д., Рахлин К.М. Обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО серии 9000. – СПб.: Изд. С-Пб ун-та, 2003. – 380 с.
5. Соломахо В.Л., Цитович Б.В., Темичев A.M., Смирнов В.Г. Стандартизация и сертификация: Учеб. пособие. Мн.: Вуз-Юнити, 2001. – 260 с.
6. Белобрагин В. Стандартизация сегодня: проблемы и перспективы http://www.stq.ru.
7. Иванников Д.А., Фомичев Е.Н. Основы метрологии
и организации метрологического контроля:
Учебное пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский
государственный технический университет,
2001. - http://www.nntu.sci-nnov.ru/
Информация о работе Основные положения государственной системы стандартизации