Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 23:14, контрольная работа
1.Базовые категории теории управления персоналом и их сущность.
2. Дайте определение понятию «человеческий фактор» и раскройте их сущность.
3. Представьте графически взаимосвязь категорий теории управления персоналом и покажите практическую значимость учёта ихвзаимосвязей.
4. В чём сущность синергетики и приведите примеры необходимости на практике учёта вскрытых еюзакономерностей?
5. Как на практике проявляется «пульсирующий менеджмент» и как практически Вы предлагаете учитывать его феноменологию при управлении персоналом?
Управление персоналом
Тема 1. Основные понятия и категории
1.Базовые категории теории управления персоналом и их сущность.
Управление персоналом (УП) - составная часть менеджмента (общая функция), нацеленная на обеспечение организации высоко квалифицированными и мотивированными работниками, на создание творческого трудового коллектива (корпоративной команды), способного к изменениям, развитию обновлению и достижению целей организации.
Значение категории
ЦУ - цель управления Это желаемое, возможное и необходимое состояние объекта управления, которое должно быть достигнуто в будущем. Процесс осознания и формулирования ЦУ носит наименование целеполагания; он является одним из первых и важнейших элементов процесса управления. Процесс целеполагания тесно связан с прогнозом и планом и как бы находится между ними. Главная ЦУ дифференцируется и конкретизируется в целевых подсистемах управления (СУ) в виде целевых функций, выполнение которых жестко связано с выходными количественными показателями предприятия
ФУ - функции управления Это своего рода “поля” управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления
МУ - методы управления Это способы целенаправленного воздействия на объект управления в целях поддержания его устойчивости в заданных рамках функционирования и в процессе перевода из одного состояния в другое. Конкретное исполнение МУ называют стилем управления
ЗУ - законы управления Это общие, существенные и необходимые связи явлений, изучаемых наукой управления. ЗУ хотя и объективны, но как бы вторичны по отношению к фундаментальным законам экономики. Объективность ЗУ по отношению к субъективным факторам управления регламентирует взаимоотношения науки и искусства управления.
ПУ - принципы управления Это основные правила, основные требования, руководящая идея, которым следуют руководители в осуществлении управления; они являются одной из основных форм сознательного использования объективных ЗУ в практике управления. ПУ - это обобщение оправдавшего себя прошлого опыта управления.
КАТЕГОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛА - группы руководителей, специалистов и технических исполнителей, выполняющие различные специфические функциональные роли в процессе управления. Каждой из выделенных групп персонала управления присуши свои особенности с точки зрения содержания их труда, характера умственной деятельности и влияния на результаты деятельности коллектива, членами которого они являются, и производственного процесса в целом. Руководители организаций и структурных подразделений принимают решения по важнейшим вопросам деятельности аппарата управления. В круг их должностных обязанностей входит подбор и расстановка кадров, координация работы исполнителей, производственных звеньев и подразделений управления. Основная их задача — обеспечение эффективного труда производственного коллектива. Существо труда руководителя заключается в обеспечении общего руководства процессом функционирования и развития системы управления. Условно можно выделить три составляющих труда руководителя: производственную, соц.-экон. и организационно-управленческую. Специфика труда руководителя состоит в том, что производственные, экон., технические и соц. задачи он решает преимущественно в организационном аспекте, воздействуя на работников, которые должны непосредственно решать эти задачи. Он реализует важнейшую функцию управления — функцию руководства, решая при этом задачу интегрирования системы управления в единое целое путем координации работы ее отдельных звеньев. Особенность современного взгляда на руководителя, как лидера коллектива, состоит в том, что он рассматривается как носитель инновационной организационной культуры, как основной инициатор последовательных изменений в организации. Важнейшие черты руководителя: профессионализм, способность вести за собой коллектив, стремление создать и поддерживать в нем хороший психологический климат. Вторая группа, выделяемая в персонале управления, — специалисты, призванные выполнять функции подготовки и разработки альтернативных вариантов управленческих решений. Обеспечивают обработку и анализ информации, характеризующую состояние производственного процесса в заданный интервал или момент времени, разработку вариантов решения отдельных функциональных вопросов производственного или управленческого характера. Специалисты управления классифицируются в соответствии с функциями управления и их профессиональной подготовкой. К категориям специалистов относятся инженеры, экономисты, юристы и т. д. Работники, выполняющие разнообразную работу, связанную с обеспечением деятельности руководителей и специалистов, относятся к категории технических исполнителей и, как правило, классифицируются по отдельным операциям управления. В их состав включаются секретари, техники, лаборанты и т. д. Основная задача — осуществление информационного обслуживания руководителей и специалистов при выработке, обосновании и реализации управленческих решений.
2. Дайте определение понятию «человеческий фактор» и раскройте их сущность.
Человеческий фактор (ЧФ) представляет
собой главный компонент
Под фактором понимается движущая сила,
появляющаяся в процессе трудовой деятельности
человека в результате соответствующего
управления и организации труда.
Человеческий фактор «скрывается» в
высокопрофессиональном кадровом потенциале
персонала организации и
Человеческий фактор появляется в трудовой деятельности при учете рекомендаций социальной психологии, т.е. в процессе формирования групп, коллективов, команд. В основе проявления ЧФ находится системный (синергетический) эффект, возникающий в результате учета особенностей совместной трудовой деятельности (функциональной, ролевой структуры, групповой динамики и т.п.). Особо следует отметить проявление ЧФ в феномене самоорганизации в социально-экономических системах, где сочетаются централизм и демократизм в управлении. В данном случае ЧФ «сказывается специфически: не только и не столько через количественные показатели, сколько через отношения, т.е. через формирование нового качества. Реализация этих отношений базируется на новой парадигме управления с синергетическим миропониманием.
3. Представьте
графически взаимосвязь
Управление персоналом осуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий и предполагает:
определение целей и основных направлений работы с персоналом;
определение средств, форм и методов осуществления поставленных целей;
организацию работы по выполнению принятых решений;
координацию и контроль за выполнением намеченных мероприятий;
постоянное совершенствование системы работы с персоналом (см. рис. 1)
Планирование
- Определение общей стратегии;
- Оценка потребности и наличия
Организация
- Анализ процесса труда;
- Составление графика работы;
- Создание системы продвижения по службе;
- Условия труда.
Руководство
- Кадровая политика;
- Мотивация через компенсацию.
Контроль
- Оценка
Рис.1. Взаимосвязь функций управления персоналом
Когда общая стратегия
Необходимость согласования
между собой стратегии
подбор, наем и формирование персонала организации для наилучшего достижения целей производства;
оценку персонала;
развитие организационной
наилучшее использование потенциала работников и его вознаграждение;
обеспечение гарантий социальной ответственности организаций перед каждым работником.
В практическом плане
можно выделить следующие
четкое понимание и реализацию стратегических и тактических целей своей фирмы;
прогнозирование ситуации на рынке
труда и в собственном
анализ имеющегося кадрового потенциала и планирование его развития с учетом перспективы;
мотивация персонала,
оценка и обучение кадров,
содействие адаптации
создание социально комфортных условий в коллективе,
решение частных вопросов психологической совместимости сотрудников и др.
При этом сохраняются и
традиционные задачи по
Функции управления
При таких условиях найма,
естественно, повышается
4. В чём сущность
синергетики и приведите
Синергетика – многомерный феномен
в современном научном мире…
имеет различные измерения [17]. Как
научное направление - исследует
сложные нелинейные системы, феномены
взаимодействия, кооперации, когерентности
(согласованного протекания во времени
нескольких процессов). Синергетика
фокусирует свое внимание на изучении
закономерностей
По мнению академика Ю.Л.Климонтовича «синергетика – это не новая наука, но новое объединяющее направление в науке. Цель синергетики – выявление общих идей, общих методов и общих закономерностей в самых разных областях естествознания и социологии».(Климонтович Ю.Л. Проблемы статистической теории самоорганизации синергетики. М.:1987).
Для управления персоналом синергетика:
1) Обрисовывает контуры
В этой парадигме нет универсальных
законов управления организационными
системами, нет универсальных причинно-
2) Выделяет важность способности
человека и созданных им
3) Служит нетрадиционной
Таким образом, синергетика (как парадигма)
исходит из того, что мир изначально
открыт, нестабилен, неустойчив и приводит
к новой поведенческой
5. Как на практике
проявляется «пульсирующий
«Пульсирующий менеджмент»
Синергетической концепцией объясняется
феномен так называемого «
В стране (сложной системе) происходят
переходные процессы в различных
сферах. В этой ситуации (в некоторых
областях она характеризуется
В неравновесных, нелинейных организациях,
к которым относятся
Под «пульсацией» понимается предкризисное состояние самоорганизованных систем. Часто совместное действие частей одной системы или нескольких систем усиливается совместными действиями различных факторов, приводит к синергизму (синергетичности), что, в свою очередь, ведет к системообразованию на макроуровне.