Основные понятия и категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 23:14, контрольная работа

Описание работы

1.Базовые категории теории управления персоналом и их сущность.
2. Дайте определение понятию «человеческий фактор» и раскройте их сущность.
3. Представьте графически взаимосвязь категорий теории управления персоналом и покажите практическую значимость учёта ихвзаимосвязей.
4. В чём сущность синергетики и приведите примеры необходимости на практике учёта вскрытых еюзакономерностей?
5. Как на практике проявляется «пульсирующий менеджмент» и как практически Вы предлагаете учитывать его феноменологию при управлении персоналом?

Файлы: 1 файл

Управление персоналом.1.docx

— 22.30 Кб (Скачать файл)

Управление персоналом

Тема 1. Основные понятия  и категории

1.Базовые категории теории управления персоналом и их сущность.

Управление персоналом (УП) - составная часть менеджмента (общая функция), нацеленная на обеспечение организации высоко квалифицированными и мотивированными работниками, на создание творческого трудового коллектива (корпоративной команды), способного к изменениям, развитию обновлению и достижению целей организации.

Значение категории

ЦУ - цель управления Это желаемое, возможное и необходимое состояние объекта управления, которое должно быть достигнуто в будущем. Процесс осознания и формулирования ЦУ носит наименование целеполагания; он является одним из первых и важнейших элементов процесса управления. Процесс целеполагания тесно связан с прогнозом и планом и как бы находится между ними. Главная ЦУ дифференцируется и конкретизируется в целевых подсистемах управления (СУ) в виде целевых функций, выполнение которых жестко связано с выходными количественными показателями предприятия

ФУ - функции управления Это своего рода “поля” управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления

МУ - методы управления Это способы целенаправленного воздействия на объект управления в целях поддержания его устойчивости в заданных рамках функционирования и в процессе перевода из одного состояния в другое. Конкретное исполнение МУ называют стилем управления

ЗУ - законы управления Это общие, существенные и необходимые связи явлений, изучаемых наукой управления. ЗУ хотя и объективны, но как бы вторичны по отношению к фундаментальным законам экономики. Объективность ЗУ по отношению к субъективным факторам управления регламентирует взаимоотношения науки и искусства управления.

ПУ - принципы управления Это основные правила, основные требования, руководящая идея, которым следуют руководители в осуществлении управления; они являются одной из основных форм сознательного использования объективных ЗУ в практике управления. ПУ - это обобщение оправдавшего себя прошлого опыта управления.

КАТЕГОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛА  - группы руководителей, специалистов и технических исполнителей, выполняющие различные специфические функциональные роли в процессе управления. Каждой из выделенных групп персонала управления присуши свои особенности с точки зрения содержания их труда, характера умственной деятельности и влияния на результаты деятельности коллектива, членами которого они являются, и производственного процесса в целом. Руководители организаций и структурных подразделений принимают решения по важнейшим вопросам деятельности аппарата управления. В круг их должностных обязанностей входит подбор и расстановка кадров, координация работы исполнителей, производственных звеньев и подразделений управления. Основная их задача — обеспечение эффективного труда производственного коллектива. Существо труда ру­ководителя заключается в обеспечении общего руководства процессом функционирования и развития системы управления. Условно можно выделить три составляющих труда руководителя: производст­венную, соц.-экон. и организационно-управленческую. Специфика труда руководителя состоит в том, что производственные, экон., технические и соц. задачи он решает преимущественно в организационном аспекте, воздействуя на работников, которые должны непосредственно решать эти задачи. Он реализует важнейшую функцию управления — функцию руководства, решая при этом задачу интег­рирования системы управления в единое целое путем координации работы ее отдельных звеньев. Особенность современного взгляда на руководителя, как лидера коллектива, состоит в том, что он рассматривается как носитель инновационной организационной культуры, как основной инициатор последовательных изменений в организации. Важнейшие черты руководителя: профессионализм, способность вести за собой коллектив, стремление создать и поддерживать в нем хороший пси­хологический климат. Вторая группа, выделяемая в персонале управления, — специалисты, призванные выполнять функции подготовки и разработки альтернативных вариантов управленческих решений. Обеспечивают обработку и анализ информации, характеризующую состояние производственного процесса в заданный интервал или момент времени, разработку вариантов решения отдельных функциональных вопросов производственного или управленческого характера. Специалисты управления классифицируются в соответствии с функциями управления и их профессиональной подготовкой. К категориям специалистов относятся инженеры, экономисты, юристы и т. д. Работники, выполняющие разнообразную работу, связанную с обеспечением деятельности руководителей и специалистов, относятся к категории технических исполнителей и, как правило, классифицируются по отдельным операциям управления. В их состав включаются секретари, техники, лаборанты и т. д. Основная задача — осуществление информационного обслуживания руководителей и специалистов при выработке, обосновании и реализации управленческих решений.

2. Дайте определение  понятию «человеческий фактор»  и раскройте их сущность.

Человеческий фактор (ЧФ) представляет собой главный компонент общественного  развития, который образуется посредством  участия людей в процессе создания материальных и духовных ценностей, оказания социально необходимых услуг.

Под фактором понимается движущая сила, появляющаяся в процессе трудовой деятельности человека в результате соответствующего управления и организации труда. Человеческий фактор «скрывается» в  высокопрофессиональном кадровом потенциале персонала организации и управленческой деятельности менеджеров, организующих его использование.

Человеческий фактор появляется в  трудовой деятельности при учете  рекомендаций социальной психологии, т.е. в процессе формирования групп, коллективов, команд. В основе проявления ЧФ находится системный (синергетический) эффект, возникающий в результате учета особенностей совместной трудовой деятельности (функциональной, ролевой  структуры, групповой динамики и  т.п.). Особо следует отметить проявление ЧФ в феномене самоорганизации в социально-экономических системах, где сочетаются централизм и демократизм в управлении. В данном случае ЧФ «сказывается специфически: не только и не столько через количественные показатели, сколько через отношения, т.е. через формирование нового качества. Реализация этих отношений базируется на новой парадигме управления с синергетическим миропониманием.

3. Представьте  графически взаимосвязь категорий  теории управления персоналом  и покажите практическую значимость учёта ихвзаимосвязей.

Управление персоналом осуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий и предполагает:

определение целей и основных направлений  работы с персоналом;

определение средств, форм и методов  осуществления поставленных целей;

организацию работы по выполнению принятых решений;

координацию и контроль за выполнением намеченных мероприятий;

постоянное совершенствование  системы работы с персоналом (см. рис. 1)

Планирование 

- Определение общей стратегии;

-  Оценка потребности и наличия

 Организация

- Анализ процесса труда;

-  Составление графика работы;

-  Создание системы продвижения по службе;

- Условия труда.

 Руководство 

- Кадровая политика;

- Мотивация через компенсацию.

 Контроль

- Оценка

 Рис.1. Взаимосвязь функций  управления персоналом

 

 Когда общая стратегия организации  осознана, становится возможным  установить индивидуальные функции  управления персоналом, которые  будут совмещаться с ней (стратегией) наилучшим образом.

 

 Необходимость согласования  между собой  стратегии управления  персоналом и стратегии предпринимательства  охватывает основные функции  управления и включает:

подбор, наем и формирование персонала  организации для наилучшего достижения целей производства;

оценку персонала;

развитие организационной структуры  и морального климата предприятия, способствующих проявлению творческой активности каждого работника;

наилучшее использование потенциала работников и его вознаграждение;

обеспечение гарантий социальной ответственности  организаций перед каждым работником.

 В практическом плане  можно выделить следующие основные  функции управления персоналом:

четкое понимание и реализацию стратегических и тактических целей  своей фирмы;

прогнозирование ситуации на рынке  труда и в собственном коллективе для принятия учреждающих мер;

анализ имеющегося кадрового потенциала и планирование его развития с  учетом перспективы;

мотивация персонала,

оценка и обучение кадров,

содействие адаптации работников к нововведениям,

создание социально комфортных условий в коллективе,

решение частных вопросов психологической  совместимости сотрудников и др.

 При этом сохраняются и  традиционные задачи по административной работе с кадрами.

 Функции управления персоналом  очень тесно связаны между  собой и образуют в совокупности  определенную систему работы  с персоналом, где изменения, происходящие  в составе каждой из функций,  вызывают необходимость корректировки  всех других сопряженных функциональных  задач и обязанностей. Так, например, широкое распространение в мировой  практике контрактной формы найма  персонала привело к заметному  изменению функциональных обязанностей.

 

 При таких условиях найма,  естественно, повышается значение  функциональных обязанностей, связанных  с обеспечением трудовых отношений,  решения социальных вопросов, расширяется  круг обязанностей в рамках  функций найма, трудоустройства,  материального вознаграждения.

4. В чём сущность  синергетики и приведите примеры  необходимости на практике учёта  вскрытых еюзакономерностей?

Синергетика – многомерный феномен  в современном научном мире…  имеет различные измерения [17]. Как  научное направление - исследует  сложные нелинейные системы, феномены взаимодействия, кооперации, когерентности (согласованного протекания во времени  нескольких процессов). Синергетика  фокусирует свое внимание на изучении закономерностей самоорганизации, возникновении сложных структур, действующих всюду. Она универсально описывает сложное поведение  различных систем, разрабатывает  модели в гуманитарных и социальных областях, охватывая ряд научных  дисциплин, изучающих различные сферы реальности.

По мнению академика Ю.Л.Климонтовича «синергетика – это не новая наука, но новое объединяющее направление  в науке. Цель синергетики – выявление  общих идей, общих методов и  общих закономерностей в самых  разных областях естествознания и социологии».(Климонтович Ю.Л. Проблемы статистической теории самоорганизации синергетики. М.:1987).

Для управления персоналом синергетика:

1) Обрисовывает контуры завтрашнего  дня, дает другую систему координат  развития организаций.

В этой парадигме нет универсальных  законов управления организационными системами, нет универсальных причинно-следственных связей, которые были онтологическим основанием возможности победы разума, всеобщей рациональности 4.Эти суждения ставятся под вопрос.

2) Выделяет важность способности  человека и созданных им организационных  систем к саморазвитию, самозарождению, самоорганизации исходя не столько  из энергии и информации, сколько  из своих внутренних возможностей. Эти системы нелинейны, нестабильные, открытые, эволюционизирующие. И это делает необходимым обучить человека жить в состоянии неопределенности, нестабильности, хаоса, конструктивно учитывать эти особенности в жизнедеятельности и деятельности. Синергетика делает необходимым осуществление стратегического управления кадрами. Это объясняется сложностью внешней и внутренней среды, необходимостью выполнения стратегического анализа, последующей разработки стратегий.

3) Служит нетрадиционной методологией  исследования будущего, позволяет  прогнозировать желаемое и достижимое  будущее (футурологическое измерение  синергетики). При этом характеризуется  междисциплинарностью (осуществляет кооперацию различных областей), полидисциплинарностью (изучает человека, организацию, планету Земля и т.п. объекты с разных сторон несколькими научными дисциплинами), трансдисциплинарностью (исследования идут «через» дисциплинарные границы других дисциплин, осуществляется перенос когнитивных схем из одной дисциплинарной области в другую).

Таким образом, синергетика (как парадигма) исходит из того, что мир изначально открыт, нестабилен, неустойчив и приводит к новой поведенческой установке  для человека, социума в целом. В этом плане она выступает  в роли нового мировоззрения.

5. Как на практике  проявляется «пульсирующий менеджмент»  и как практически Вы предлагаете  учитывать его феноменологию  при управлении персоналом?

 «Пульсирующий менеджмент»

Синергетической концепцией объясняется  феномен так называемого «пульсирующего менеджмента».

В стране (сложной системе) происходят переходные процессы в различных  сферах. В этой ситуации (в некоторых  областях она характеризуется хаотичностью) можно заметить тенденцию развития самоорганизации людей, формирование и поддержание различных отношений  между ними. Этот феномен показывает на верность одного из положений синергетики, что хаос может быть конструктивен. В любой управленческой ситуации самопроизвольно создается предпосылка  для развития «горизонтальных процессов  через феномен самоорганизации человеческого фактора

В неравновесных, нелинейных организациях, к которым относятся предпринимательские  структуры, роль человеческого фактора  особо актуализируется. Это объясняется  тем, что параллельно иерархическим  управленческим воздействиям (вертикальное управление) идут процессы самоорганизации  в форме многоаспектного самопроявления во времени организационных структур, расположенных горизонтально на одном уровне управленческой иерархии. Происходит «менеджмент горизонтальных самоорганизованных мягких социально-экономических систем через оптимизацию взаимозависимости и минимизацию количества партнерских типов отношений сторон [12]. Этот менеджмент виртуален по своей природе и корпоративен, он «работает» как внутри , так и вне самосоздаваемых систем. В условиях соответствующего вертикального управления (управленческого вакуума) в неравновесных, временных, взаимозависимых системах происходит самоорганизация равноправных участников.

Под «пульсацией» понимается предкризисное  состояние самоорганизованных систем. Часто совместное действие частей одной системы или нескольких систем усиливается совместными действиями различных факторов, приводит к синергизму (синергетичности), что, в свою очередь, ведет к системообразованию на макроуровне.


Информация о работе Основные понятия и категории