Основы сертификации качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 07:43, реферат

Описание работы

Сертификация продукции и услуг стала обязательной. Она рассматривается как официальное подтверждение качества и во многом определяет конкурентоспособность продукции, а значит и развитие производства, его рентабельность и эффективность. Термин «сертификация» впервые был сформулирован и определен Комитетом по вопросам сертификации (СЕРТИКО) международной организации по стандартизации (ИСО) и включен в Руководство № 2 ИСО (ИСО/МЭК2) версии 1982 г. Согласно этому документу, сертификация определялась как действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие ли услуга соответствует определенным стандартам или другим нормативным документам.

Файлы: 1 файл

основы сертификации.docx

— 17.27 Кб (Скачать файл)

Сертификация продукции  и услуг стала обязательной. Она  рассматривается как официальное  подтверждение качества и во многом определяет конкурентоспособность  продукции, а значит и развитие производства, его рентабельность и эффективность.

            Термин «сертификация» впервые  был сформулирован и определен  Комитетом по вопросам сертификации (СЕРТИКО) международной организации  по стандартизации (ИСО) и включен  в Руководство № 2 ИСО (ИСО/МЭК2) версии 1982 г. Согласно этому документу,  сертификация определялась как  действие, удостоверяющее посредством  сертификата соответствия или  знака соответствия, что изделие  ли услуга соответствует определенным  стандартам или другим нормативным  документам. Данное определение  положено в основу понятия  сертификации соответствия, принятого  сегодня в системе сертификации  ГОСТ в Российской Федерации.  В настоящее время под сертификацией  соответствия понимается действие  третьей стороны, доказывающее, что  обеспечивается необходимая уверенность  в том, что должным образом  идентифицированная продукция, процесс  или услуга соответствует конкретному  стандарту или другому нормативному  документу.

          Ведущие экономические державы  начали развивать процессы сертификации  в 20-30-е годы нашего столетия. Сертификация продукции в Российской  Федерации, а до этого в ССР,  начала развиваться в 1979 г., после  постановления ЦК КПСС и Совета  Министров СССР «Об улучшении  планирования и усиления воздействия  хозяйственного механизма на  повышение эффективности производства  и качества работы».

           В данном реферате мы рассмотрим  правовые аспекты сертификации  и аккредитации в Российской  Федерации.

1. Законодательная база  сертификации 

Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется и обеспечивается:

- законами РФ «О сертификации  продукции и услуг», «О стандартизации»,  «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей»;

- подзаконными актами, направленными  на решение отдельных социально-экономических  задач и предусматривающими использование  для этой цели обязательной  сертификации;

- Указами Президента и  нормативными актами Правительства  России (Постановление Правительства  РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 «Об  организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений,  сертификации продукции и услуг», распоряжение Правительства РФ  от 20 февраля 1995 г. № 255-р «О  программе демонополизации в  сферах стандартизации, метрологии  и сертификации» и др.)

Нормативно-методическая база сертификации включает:

- совокупность нормативных  документов, на соответствие требования  которых проводится сертификация  продукции и услуг, а также  документов, устанавливающих методы  проверки соблюдения этих требований (примерно 12 тысяч наименований);

- комплекс организационно-методических  документов, определяющих правила  и порядок проведения работ  по сертификации (серия правил  по сертификации и комментариев  к ним)

Во второй половине 1991 года в Российской Федерации проводилась  активная работа по разработке Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», который был принят Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года. В законе предусматривалась обязательная сертификация товаров (услуг, работ), на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, а также средств, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья потребителей. Предусматривалась система контроля, которая должна была обеспечивать изоляцию дефектных товаров, своевременную проверку и аттестацию средств измерений, регистрацию, учет, анализ и профилактику дефектных товаров.

На органы государственного контроля возлагалась проверка наличия  заявления-декларации, полноты заявленных требований безопасности, правильности маркировки товаров. В номенклатуру производимых в Росси и ввозимых на ее территорию товаров, безопасность которых подлежала подтверждению  с 1 сентября 1992 года, вошли товары для  детей, продукты питания, товары народного  потребления, контактирующие с пищевыми продуктами и питьевой водой, товары бытовой химии, парфюмерия и косметика, ядохимикаты и т.д.

Закон РФ «О сертификации продукции  и услуг»

Этот Закон устанавливает  правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и  иных объектов (например, систем качества предприятий) в российской Федерации, а также права, обязанности и  ответственность участников сертификации. Он состоит из четырех разделов, объединяющих 20 статей. Приведем выборочный анализ статей данного Закона в силу его важности.

Раздел первый «Общие положения». Ст. 1- Ст. 6.

Статья 1 «Понятие сертификации»  содержит общее определение сертификации продукции и устанавливает цели проведения сертификации.

Статья 2 «Законодательство  РФ о сертификации» гласит, что  отношения в области сертификации регулируются настоящим законом  и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства.

Статья 3 «Международные договоры»  –указывает на руководство международными правилами сертификации в случаях, когда Россия является участником международных  систем сертификации.

Статья 4 «Полномочия специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области  сертификации» устанавливает координирующую роль Госстандарта по проведению сертификации как в обязательной, так и в  добровольной области.

Статья 5 «Система сертификации»  определяет понятие и требование к созданию и регистрации сертификации в России.

Статья 6 «Сертификат и  знак соответствия» дает определение  сертификата соответствия документа, выданного по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным  требованиям.

Раздел второй «Обязательная  сертификация» содержит 10 статей.

Статья 7 «Обязательная сертификация»  определяет, что данный вид сертификации осуществляется в случаях, предусмотренных  законодательными актами РФ.

Статья 8 «Участники обязательной сертификации» определяет участников обязательной сертификации.

Статьи 10-13 «Обязанности …» определяет обязанности каждого  из участников обязательной сертификации.

Статья 16 «Финансирование  работ по сертификации и государственному контролю и надзору» определяет виды деятельности в области обязательной сертификации, которые должны финансироваться  за счет государственных средств.

Раздел третий «Добровольная  сертификация» включает три статьи.

Статья 17 «Добровольная сертификация»  указывает на то, что для продукции  и услуг, которые не подлежат обязательной сертификации в соответствии с действующим  законодательством, по инициативе заявителей может проводиться добровольная сертификация в целях подтверждения  их соответствия требованиям стандартов, технических условий, рецептур и  других документов. Статья 19 «Права заявителя» указывает, что при заключении договора на проведение сертификации заявитель  вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации.

Раздел четвертый «Ответственность за нарушение положений настоящего Закона» состоит из одной статьи 20 «Уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность». Юридические и  физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством  уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

Проведение и развитие сертификации невозможно без применения большого числа основополагающих документов – правовых, методических, технических. В Российской Федерации более 200 нормативных документов общего назначения, распространяющихся на обязательную и  добровольную сертификацию. В дополнение к этому многочисленную нормативно-техническую  базу конкретных систем сертификации составляют стандарты (нормы) на продукцию, услуги, методы испытаний, условия хранения и транспортирования и т.д.

В зависимости от содержания различают стандарты на технические  условия, технические требования, параметры  и (или) размеры, методы и процессы, термины  и обозначения, документацию. Для  стандартов, не относящихся к определенной продукции, в том числе для  стандартов общетехнических и организационно-методических, ГСС видов не устанавливается. К  таким стандартам относятся стандарты  общих норм, методов расчета  и  проектирования, стандарты систем классификации  и документации, стандарты единиц физических величин, общие требования к продукции, поставляемой для различных  климатических условий эксплуатации, требований по безопасности, охране природы, сортности продукции и др.

Нормативное обеспечение  сертификации складывается из двух комплексов документов:

Нормативные документы, содержащие требования к продукции, услугам  и другим объектам сертификации и  способы подтверждения соответствия этим требованиям.

Организационно-методические документы, регламентирующие организационные  и процедурные вопросы сертификации. Они могут как определять порядок  функционирования общероссийских систем сертификации, так и быть документами  участников систем сертификации. В  зависимости от распространения  и применения организационно-методических документов они подразделяются на две  группы: общероссийские документы систем сертификации (обязательной, добровольной) и документы участников этих систем. Основой для разработки общероссийских документов по сертификации являются соответствующие законодательные  акты и нормативные правовые акты правительства Российской Федерации. Их положения развиваются в общих  правилах и рекомендациях, которые  разрабатываются специально уполномоченными  федеральным органом исполнительной власти  в области сертификации. Основой для разработки систем сертификации является общероссийские документы. Направленность документов устанавливается в соответствии с целями создания системы.

Заключение

В настоящее время принято  более 20 Законов Российской Федерации, вводящих обязательную сертификацию. Однако из-за недостаточно широкого обсуждения этих законов на стадии проектов, проведения  через них ведомственных интересов, некомпетентности в ряде случаев  лиц, готовящих проекты законов, и других причин существующее законодательство имеет серьезные недостатки, приведшие  к негативным последствиям в деятельности по сертификации.

В большинстве случаев  указанные законы содержат лишь общую  норму о введения обязательной сертификации, не определяя при этом те вопросы, без которых невозможна организация  деятельности по сертификации и которые  должны быть установлены только на законодательном уровне:

не очерчивается четко  область действия обязательной сертификации;

не всегда оговаривается  федеральный орган исполнительной власти, ответственный за организацию  сертификации;

не определяются требования, на соответствия которым должна проводится обязательная сертификация, и виды нормативных документов, которые  могут содержать эти требования;

не определяется знак соответствия, свидетельствующий о праве доступа  товара на рынок.

Такая ситуация лихорадит  промышленность, которая не имеет  четкого представления, к чему готовиться, и не дает возможности реально  организовать сертификацию там, где  она действительно нужна обществу.

Решение этих проблем предполагает проведение комплекса мероприятий  по совершенствованию деятельности сертификации и созданию условий  для перехода к механизму подтверждения  соответствия.


Информация о работе Основы сертификации качества продукции