Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 07:43, реферат
Сертификация продукции и услуг стала обязательной. Она рассматривается как официальное подтверждение качества и во многом определяет конкурентоспособность продукции, а значит и развитие производства, его рентабельность и эффективность. Термин «сертификация» впервые был сформулирован и определен Комитетом по вопросам сертификации (СЕРТИКО) международной организации по стандартизации (ИСО) и включен в Руководство № 2 ИСО (ИСО/МЭК2) версии 1982 г. Согласно этому документу, сертификация определялась как действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие ли услуга соответствует определенным стандартам или другим нормативным документам.
Сертификация продукции
и услуг стала обязательной. Она
рассматривается как
Термин «сертификация» впервые
был сформулирован и определен
Комитетом по вопросам
Ведущие экономические державы
начали развивать процессы
В данном реферате мы
1. Законодательная база сертификации
Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется и обеспечивается:
- законами РФ «О сертификации
продукции и услуг», «О стандартизации»,
«Об обеспечении единства
- подзаконными актами, направленными
на решение отдельных
- Указами Президента и
нормативными актами
Нормативно-методическая база сертификации включает:
- совокупность нормативных
документов, на соответствие требования
которых проводится
- комплекс организационно-
Во второй половине 1991 года в Российской Федерации проводилась активная работа по разработке Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», который был принят Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года. В законе предусматривалась обязательная сертификация товаров (услуг, работ), на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, а также средств, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья потребителей. Предусматривалась система контроля, которая должна была обеспечивать изоляцию дефектных товаров, своевременную проверку и аттестацию средств измерений, регистрацию, учет, анализ и профилактику дефектных товаров.
На органы государственного
контроля возлагалась проверка наличия
заявления-декларации, полноты заявленных
требований безопасности, правильности
маркировки товаров. В номенклатуру
производимых в Росси и ввозимых
на ее территорию товаров, безопасность
которых подлежала
Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»
Этот Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (например, систем качества предприятий) в российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. Он состоит из четырех разделов, объединяющих 20 статей. Приведем выборочный анализ статей данного Закона в силу его важности.
Раздел первый «Общие положения». Ст. 1- Ст. 6.
Статья 1 «Понятие сертификации» содержит общее определение сертификации продукции и устанавливает цели проведения сертификации.
Статья 2 «Законодательство
РФ о сертификации» гласит, что
отношения в области
Статья 3 «Международные договоры» –указывает на руководство международными правилами сертификации в случаях, когда Россия является участником международных систем сертификации.
Статья 4 «Полномочия специально
уполномоченного федерального органа
исполнительной власти в области
сертификации» устанавливает
Статья 5 «Система сертификации» определяет понятие и требование к созданию и регистрации сертификации в России.
Статья 6 «Сертификат и
знак соответствия» дает определение
сертификата соответствия документа,
выданного по правилам системы сертификации
для подтверждения соответствия
сертифицированной продукции
Раздел второй «Обязательная сертификация» содержит 10 статей.
Статья 7 «Обязательная сертификация» определяет, что данный вид сертификации осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.
Статья 8 «Участники обязательной сертификации» определяет участников обязательной сертификации.
Статьи 10-13 «Обязанности …» определяет обязанности каждого из участников обязательной сертификации.
Статья 16 «Финансирование работ по сертификации и государственному контролю и надзору» определяет виды деятельности в области обязательной сертификации, которые должны финансироваться за счет государственных средств.
Раздел третий «Добровольная сертификация» включает три статьи.
Статья 17 «Добровольная сертификация» указывает на то, что для продукции и услуг, которые не подлежат обязательной сертификации в соответствии с действующим законодательством, по инициативе заявителей может проводиться добровольная сертификация в целях подтверждения их соответствия требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов. Статья 19 «Права заявителя» указывает, что при заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получить от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определить форму сертификации.
Раздел четвертый «
Проведение и развитие сертификации невозможно без применения большого числа основополагающих документов – правовых, методических, технических. В Российской Федерации более 200 нормативных документов общего назначения, распространяющихся на обязательную и добровольную сертификацию. В дополнение к этому многочисленную нормативно-техническую базу конкретных систем сертификации составляют стандарты (нормы) на продукцию, услуги, методы испытаний, условия хранения и транспортирования и т.д.
В зависимости от содержания
различают стандарты на технические
условия, технические требования, параметры
и (или) размеры, методы и процессы, термины
и обозначения, документацию. Для
стандартов, не относящихся к определенной
продукции, в том числе для
стандартов общетехнических и
Нормативное обеспечение сертификации складывается из двух комплексов документов:
Нормативные документы, содержащие
требования к продукции, услугам
и другим объектам сертификации и
способы подтверждения
Организационно-методические
документы, регламентирующие организационные
и процедурные вопросы
Заключение
В настоящее время принято
более 20 Законов Российской Федерации,
вводящих обязательную сертификацию.
Однако из-за недостаточно широкого обсуждения
этих законов на стадии проектов, проведения
через них ведомственных
В большинстве случаев указанные законы содержат лишь общую норму о введения обязательной сертификации, не определяя при этом те вопросы, без которых невозможна организация деятельности по сертификации и которые должны быть установлены только на законодательном уровне:
не очерчивается четко область действия обязательной сертификации;
не всегда оговаривается
федеральный орган
не определяются требования,
на соответствия которым должна проводится
обязательная сертификация, и виды
нормативных документов, которые
могут содержать эти
не определяется знак соответствия,
свидетельствующий о праве
Такая ситуация лихорадит
промышленность, которая не имеет
четкого представления, к чему готовиться,
и не дает возможности реально
организовать сертификацию там, где
она действительно нужна
Решение этих проблем предполагает проведение комплекса мероприятий по совершенствованию деятельности сертификации и созданию условий для перехода к механизму подтверждения соответствия.