Показатели качества материала (портландцемент)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Определить показатели качества портландцемента на ОАО «Мордовцемент»
Задачи:
Дать характеристику портландцементу
Рассмотреть историю создания портландцемента
Изучить виды портландцемента
Охарактеризовать способы производства портландцемнта
Определить показатели качества портландцемента

Содержание работы

Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы портландцемента как строительного
материала 5
1.1. Характеристика портландцемента 5
1.2. История создания портландцемента 8
1.3. Виды портландцемента 8
1.4. Способы производства портландцемента 13
1.5. Показатели качества портландцемента 17
2. Показатели качества портландцемента на примере
ОАО « Мордовцемент» 21
2.1. Характеристика предприятия 21
2.2. Показатели и контроля качества портландцемента
на предприятии 23
Заключение 27
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.07 Кб (Скачать файл)

Решающее влияние на процессы, происходящие в цементном растворе, оказывает  температура в скважине. С ее повышением процессы твердения раствора ускоряются, его механическая прочность повышается, а время начала схватывания сокращается. При температуре твердения выше 120°С прочность раствора падает и резко сокращаются сроки схватывания.

Повышенное содержание С3А вызывает ускорение процессов схватывания и увеличивает прочность цемента в первые сроки твердения. Сроки схватывания регулируются введением надлежащего количества гипса. Для замедления схватывания тампонажных цементов применяют различные замедлители: казеин, борную кислоту, соли лигносульфоновых кислот , которые усиливают замедляющее действие гипса. В цементах для сверхглубоких скважин эти замедлители, однако, не дают необходимого эффекта.

Белый портландцемент. Этот цемент предназначен для изготовления отделочного бетона, для архитектурно-отделочных, скульптурных и покрасочных работ, а так же для производства цветных растворов. Качество белого портландцемента определяется, прежде всего, его белизной и оценивается коэффициентом яркости, который характеризует белизну данного цемента по отношению к белизне сернокислого бария (BaSO4). По степени белизны белые портландцементы делят на три сорта: БЦ-1, БЦ-2, БЦ-3 с коэффициентами яркости соответственно 76, 73 и 66.

Клинкер высококачественного белого портландцемента обычно характеризуется пониженным коэффициентом насыщения, высоким кремнеземным модулем, низким содержанием С4AF(до 1.5%), Fe2O3 (в пределах 0.3-0.5%) и MnO (до 0.03%).

Для производства белого портландцемента  применяются сырьевые материалы, по возможности не содержащие соединений, окрашивающих цемент, прежде всего, окиси железа, атак же окислов марганца, окиси хрома и др. При мокром способе производства повышение степени белизны можно достигнуть за счет введения хлористых солей, образующих при обжиге летучее хлорное железо.

Портландцемент для бетонных покрытий автомобильных дорог. Этот портландцемент должен отвечать следующим основным требованиям: иметь малые усадочные  деформации, большую эластичность, высокий предел прочности при сжатии, высокую деформативную способность при растяжении и изгибе и обладать повышенной морозостойкостью. Для повышения морозостойкости и уменьшения объемных деформаций в состав цемента при помоле вводят 0.1- 0.25% сульфитноспиртовой барды. Из активных минеральных добавок разрешается вводить только гранулированный доменный шлак в количестве не более 15%.

Прочие разновидности портландцемента. Пластифицированный портландцемент предназначается для изготовлени монолитного бетона гидротехнических сооружений, а так же для дорожных и аэродромных покрытий. Он отличается повышенной морозостойкостью, достигаемой за счет введения при помоле клинкера 0.15-0.25% пластифицирующей поверхностноактивной добавки от веса цемента в пересчете на сухое вещество.

Гидрофобный портландцемент обладает пониженной гидроскопичностью. Это свойство придается цементу путем введения при помоле клинкера гидрофобизирующих поверхностно-активных добавок( асидола, мылонафта, асидола-мылонафта, олеиновой кислоты или окисленного петролатума) в количестве 0.06-0.3%. Цемент гидрофобизируют обычно в тех случаях, когда его необходимо транспортировать на дальние расстояния по водным магистралям.

Портландцемент для производства асбестоцементных изделий получают из клинкера с пониженным содержанием  С3А. введение каких-либо добавок, кроме  гипса, не допускается. Для более  быстрого нарастания прочности асбестоцементных изделий в первые часы после их изготовления цемент измалывают более тонко.

Пуццолановые портландцементы  предназначены для бетонных и  железобетонных сооружений, подвергающихся воздействию пресных вод. Приготовляются они из клинкера обычного минералогического состава с обязательным введением при его помоле не менее 25-40% добавок вулканического происхождения, не менее 20% и не более 30% осадочного происхождения.

Сульфатостойкий пуццолановый портландцемент предназначен для подводных и подземных бетонных и железобетонных сооружений, работающих в условиях постоянного воздействия сульфатных агрессивных вод. Сульфатостойкость достигается за счет понижения в клинкере содержания С3А до величины, не превышающей 8%. Содержание добавок вулканического происхождения должно быть не менее 25% и не более 40%, а осадочного происхождения – не менее 20% и не более 30%.

Шлакопортландцементы предназначены  для бетонных и железобетонных надземных  и подводных сооружений, подвергающихся воздействию пресных вод. Приготовляются они путём совместного или  раздельного помола клинкера обычного минералогического состава и 30-60% доменного гранулированного шлака. Шлакопортландцемент при твердении  выделяет значительно меньше гидрата  окиси кальция, чем портландцемент, и поэтому он обладает более высокой водостойкостью и характеризуется меньшей теплотой гидратации.

Магнезиальный шлакопортландцемент  получают на основе клинкера с повышенным содержанием MgO (до 10%) и применяют  для надземных бетонных и железобетонных сооружений. Добавка гранулированного доменного шлака в магнезиальный щлакопортландцемент разрешается в количестве 30-50 %.

К разновидностям портландцемента  относится так же рудный или железистый портландцемент. В нем совершенно отсутствуют алюминаты кальция, поэтому он отличается повышенной сульфатостойкостью и кислотостойкостью и замедленным нарастанием механической прочности в первые сроки твердения.

    1. Способы производства портландцемента

Существует несколько способов производства портландцемента:

  • сухой
  • мокрый
  • полусухой
  • комбинированный

Выбор способа производства зависит  от особенностей приготовления сырьевой смеси. Два основных способа производства портландцемента – мокрый и сухой ; они различаются по характеру переработки сырьевых материалов, а так же по физическим свойствам сырьевой смеси, поступающей на обжиг.

При производстве портландцемента  мокрым способом применяют следующую технологическую схему. Поступающий из карьера твердый известняк с размерами кусков до 1 м подвергается двух- или трехстадийному дроблению в дробилках с доведением кусков до 8-10 мм. Поступающую из карьера глину с размерами кусков до 500 мм измельчают в вальцовых дробилках до кусков размером 0-100 мм, а затем отмучивают в болтушках. Получаемый глиняный шлам с влажностью 60-70 % подают в сырьевую мельницу где он размалывается совместно с раздробленным известняком. При использовании мягкого известкового компонента (мел, известковый туф и др.) технологическая схема меняется. Мел, раздробленный в вальцовых дробилках вместе с глиной, отмучивается в болтушках, а затем подвергается размолу в мельнице.

Полученный шлам, влажность которого находится в пределах 32-40%, центробежными  насосами транспортируется в вертикальные шламовые бассейны, где он корректируется. Это необходимо для того, чтобы обеспечить постоянство заданного заводской лабораторией химического состава шлама. Откорректированный шлам поступает из вертикальных бассейнов в горизонтальные, где и хранится до подачи в печь для обжига. В вертикальных бассейнах шлам перемешивается сжатым воздухом, а в горизонтальных – механическим путем и сжатым воздухом. Перемешивание предотвращает возможность осаждения шлама и позволяет достичь полной его гомогенизации. При использовании сырьевых компонентов, имеющих постоянный химический состав корректирование шлама производят не в вертикальных, а непосредственно в горизонтальных бассейнах большой емкости. Обжиг шлама на клинкер осуществляется во вращающихся печах. Полученный клинкер охлаждается в холодильниках, дробится и подается транспортерами в бункеры цементных мельниц для помола или же направляется на хранение механизированных в механизированный шихтовальный двор. Здесь складируются также гидравлические добавки и гипс, которые по мере надобности подаются в бункеры цементных мельниц для совместного помола с клинкером. Твердое топливо для обжига шлама поступает с шихтовальню двора в дробилку, затем в сепараторные мельницы для одновременной сушки и помола. Приготовленный угольный порошок поступает для сжигания в печь при использовании газообразного или жидкого топлива схема упрощается, так как в этом случае сооружение топливоподготовительного отделения не требуется.

Полученный портландцемент транспортируется из мельниц пневматическим путем в силосы для хранения. После определения качества цемента часть его поступает в упаковочную машину. Здесь он автоматически насыпается в бумажные мешки, которые затем отгружаются с завода железнодорожным, автомобильным или водным транспортом. Остальную часть цемента отправляют навалом в специальных железнодорожных вагонах или в контейнерах цементовозах.

При производстве портландцемента  сухим способом применят следующую технологическую схему. Поступающие из карьера известняк и глину с низкой влажностью после дробления направляются в сырьевую сепараторную мельницу для одновременного помола и сушки. Полученная сухая сырьевая смесь транспортируется пневматическими установками к смесительным силосам, в которых перемешиваются сжатым воздухом и корректируются. При использовании пластичного глинистого компонента сырьевая мука из силосов направляется в смесительные шнеки, где увлажняется 8-10% воды. Затем эта масса поступает на грануляторы, куда одновременно подается добавочная вода. Здесь происходит образование прочных гранул с влажностью 12-14%, поступающих затем в печь на обжиг. При непластичном глинистом компоненте сырьевая мука транспортируется в питательные дозаторы печи непосредственно из смесительных силосов.

Сырьевая смесь может обжигаться в коротких вращающихся печах  с запеченными установками различных конструкций или в длинных вращающихся печах. При обжиге в автоматических шахтных печах, на спекательных решетках и во вращающихся печах конвеерными кальцинаторами сырьевая смесь должна подаваться только в виде прочных гранул. Дальнейшие этапы технологической схемы такие же как и при получении цемента по мокрому способу.

При мокром способе легче получить однородную (гомогенизированную) сырьевую смесь. Поэтому при значительных колебаниях химического состава  известнякового и глинистого компонента он чаще применяется. Этот способ используют и тогда, когда сырьевые материалы  имеют высокую влажность, мягкую структуру и легко диспергируются водой. Наличие в глине посторонних примесей, для удаления которых необходимо отмучивание, также предопределяет выбор мокрого способа. Размол сырья в присутствии воды облегчается, и на измельчение расходуется меньше энергии. Недостаток мокрого способа – значительно больший расход топлива.

Сухой способ производства целесообразен  при сырье с относительно меньшей  влажностью и более однородным составом. Он же практикуется в случае, если в  сырьевую смесь вместо глины вводят гранулированный доменный шлак. Его же применяют при использовании натуральных мергелей и тощих сортов каменного угля с малым содержанием летучих, сжигаемых в шахтных печах. Расход топлива при сухом способе во вращающихся печах гораздо меньше, чем при мокром. Поэтому доля сухого способа производства все возрастает и она должна в ближайшее время значительно увеличиться.

При изготовлении сырьевой смеси по любому способу необходимо стремится к наиболее тонкому помолу, теснейшему смещению сырьевых материалов и к возможно большей однородности сырьевой смеси. Все это гарантирует однородность выпускаемого продукта и является одним из необходимых условий нормальной эксплуатации завода. Резкие колебания химического состава сырьевой смеси нарушают ход производственного процесса. Высокая тонкость помола и совершенное смешение необходимы для того, чтобы химическое взаимодействие между отдельными составными частями сырьевой смеси прошло до конца и возможно в более короткий срок.

 

    1. Показатели качества портландцемента

На качественные характеристики цемента  могут повлиять, - соблюдение или  несоблюдение условий его хранения и транспортировки.

Свойства портландцемента при  его хранение должны сохраняться. Цементы, поступающие навалом, хранят в силосных или бункерных складах. При этом их разделяют по видам, маркам и партиям от различных заводов. Запрещается при хранении смешивать цементы разных видов и марок.

Портландцемент в бумажных мешках хранят в закрытых складах с плотными водонепроницаемыми крышей и стенами. Пол должен быть приподнятым над поверхностью земли не менее чем на 30 см. Обычно, при длительном хранении цемента на складе, за счет поглощения влаги из воздуха и преждевременной гидратации, происходит его комкование и снижение активности. Активность портландцемента снижается через 3 мес. в среднем на 15-20%, через 6 мес. на 20-30%, тонкомолотые быстротвердеющие цементы твердеют значительно быстрее.

Более 80 % цемента у нас в стране поставляется железнодорожным транспортом, 14 % — автомобильным транспортом  и около 3 % — водным путем. Для доставки по железной дороге применяют специализированные вагоны-цементовозы с пневматической разгрузкой, саморазгружающиеся вагоны бункерного типа.

Автоцементовозы используют для доставки цемента с цементных заводов  или элеваторов с разгрузкой непосредственно  в склады потребителя. Рациональная дальность доставки автоцементовозами ТЦ-2, ТЦ-2А, ТЦ-2Б грузоподъемностью 22 т — 150...200 км, автоцементовозами ТЦ-6, ТЦ-11 и автозоловозами ТЦ-9 грузоподъемностью 12...14 т — до 100 км.

Для доставки цемента при смешанных  перевозках железнодорожным и автомобильным  транспортом непосредственно потребителю, расположенному от железнодорожной  станции на расстоянии 50... 100 км, применяют  самозагружающиеся автоцементовозы ТЦ-4, ТЦ-10 и ТЦ-9 грузоподъемностью 8, 10 и 12т.

Информация о работе Показатели качества материала (портландцемент)