Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:38, реферат
Отсутствие необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг зачастую приводит к серьезным просчетам при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.
Вместе с тем, политика многих предприятий в области обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг нередко оказывается недостаточно квалифицированной.
Однако усиление конкурентной борьбы потребовало дополнительных усилий предприятий по управлению качеством продукции. Так появилась система ИСО 9000 (Международная организация по стандартизации, International Organisation for Standartization, ISO). В ИСО 9000 устанавливаются единые международные стандарты на систему управления качеством в любой хозяйственной деятельности. Эта система управления качеством включает 20 элементов, охватывающих все стороны хозяйственной деятельности предприятия.
Наконец, под влиянием конкуренции сформировалась система всеобщего управления качеством (total quality management, TQM). Содержание этой системы состоит в долгосрочном интегрированном подходе к руководству организацией, гарантирующем минимальные затраты и повышение качества выпускаемой продукции на всех стадиях производственного цикла. Система TQM регулирует отношения между поставщиками и потребителями и включает «жесткие» и «мягкие» составляющие. К «жестким» составляющим относятся персонал, системность (насколько всесторонне управление качеством охватывает все стороны производственного процесса), инструментарий. К «мягким» составляющим относятся вовлеченность персонала предприятия, организационная культура, коммуникации.
Важную роль в формировании качества и регулировании его играет система стандартов качества как нормативно-правовой базы организации. Система стандартов законодательно защищает интересы потребителя и государства в вопросах качества продукции, охраны окружающей среды, безопасности жизни и здоровья населения. Стандарты гарантируют систему единства в разработке, производстве и эксплуатации продукции. Стандарты являются средством повышения конкурентоспособности продукции.
2.1. Влияние качества на конкурентоспособность
В рыночной экономике одной из важных
характеристик предприятия
Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских и стоимостных характеристик, позволяющих выдержать конкуренцию с однородной продукцией и удовлетворить рыночной спрос. Конкурентоспособная продукция реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Это обусловлено тем, что не требуется дополнительных усилий по продвижению товара к конечному потребителю. В основе этого процесса лежит более высокое качество товара.
Конкурентоспособность товара в отличие от качества определяется той совокупностью свойств, которые представляют интерес для покупателей и обеспечивают удовлетворение конкретной потребности. При этом прочие характеристики и свойства товара в расчет не принимаются. Возможна ситуация, когда товар более высокого качества будет менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно возросла в связи с затратами для придания более высоких характеристик товару. Товар может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем. Отсюда ясно, что существует объективная связь между качеством и конкурентоспособностью, но она не линейная и зависит от многих обстоятельств внешней и внутренней среды предприятия.
Количественная оценка конкурентоспособности товара осуществляется путем сопоставления параметров продукции с параметрами базового образца. Так рассчитывается параметрический показатель конкурентоспособности по определенному параметру. Если просуммировать все единичные параметрические показатели данного товара, то получим комплексный показатель конкурентоспособности по определенным параметрам.
Оценка конкурентоспособности продукции может осуществляться по экономическим параметрам. В этом случае сопоставляются полные затраты потребителя по сравниваемой продукции и образцу (эталону).
Однако показатель конкурентоспособности продукции важен не только для свойств с позиции потребителя, но и для управления проектированием и конструированием новых свойств у продукта. В этом случае используется балльный метод оценки конкурентоспособности. Каждому качественному параметру продукта выставляется балл с учетом значимости этого параметра для изделия в целом. Затем определяется средний балл изделия.
Важно иметь в виду, что конкурентоспособность
диктуемая особенностями
Последние годы отмечены беспрецедентным
ростом внимания к проблеме качества.
Мировой опыт показывает, что научно-технический
прогресс в таких странах, как Япония,
Южная Корея и Китай, был определен прорывом
именно в качестве, позволившим им резко
увеличить свой экспорт.
Без расширения экспорта товаров и услуг
не может быть решена и такая важная проблема,
как конвертируемость рубля, что является
препятствием для широкого участия России
в международной торговле.
В момент своего распада СССР по объему
экспорта занимал седьмое место
в мире после ФРГ, США, Японии, Франции,
Великобритании и Италии. Но структура
экспорта не соответствовала мировым
экономическим и научно-
Примерно 50% экспорта приходилось на долю
топливно-энергетических ресурсов, а доля
машин, оборудования, транспортных средств
в советском экспорте составляла около
11%. Лишь немногим более 20% советского экспорта
шло в развитые государства.
В экспорте развитых стран преобладают
промышленные изделия. Для Японии этот
показатель равен 97%, для США - 65%, а Россия
по этому показателю находится на уровне
развивающихся стран.
Увеличение экспорта отечественных
товаров в условиях постоянно
растущих требований внешнего рынка невозможно
без повышения их качества.
Сегодня среди составляющих конкурентоспособности
товара цена уже не доминирует. На лидирующие
позиции выходят потребительские свойства
(функциональность, дизайн) и уровень сервиса,
под которым понимается не только возможность
ремонта, но и быстрота, с которой он может
быть произведен в любой точке планеты.
Именно то обстоятельство, что современный
мировой рынок - это рынок покупателя,
и побуждает правительства всех промышленно
развитых и многих развивающихся стран
всячески способствовать наращиванию
национального экспорта.
Конечно, хотелось бы развивать в первую очередь экспорт не сырья, а высокотехнической продукции с большой долей добавленной стоимости. К сожалению, Россия такой продукции производит чрезвычайно мало. Об этом свидетельствует рейтинг "всемирной конкурентоспособности", представленный на всемирном экономическом форуме на основе исследований Международного института развития управления.
Рассмотрим понятие
Понятие конкуренции весьма разнообразно
(конкуренция фирм, государств, внутриотраслевая,
межотраслевая, ценовая, неценовая, недобросовестная,
чистая, монополистическая, олигополистическая,
функциональная, видовая, предметная,
прямая, скрытая, свободная, совершенная
и т.п.). В общем случае под конкуренцией
понимается:
Нас интересует конкурентоспособность товара - способность
товара отвечать требованиям рынка данного
вида товара.
Оценка конкурентоспособности товара
производится на основе сопоставления
данной продукции с соответствующей продукцией
других фирм. Показатель конкурентоспособности
продукции выражается отношением полезного
эффекта к цене потребления, а за полезный
эффект принимаются интегральные показатели
характеристик товара - его качество.
В экономической теории конкурентоспособности
понятие уровня конкурентоспособности
К связывается с отношением показателей
конкурентоспособности нашей продукции
и конкурента. Если это отношение К >
1, то наша продукция считается конкурентоспособной.
Относительные значения показателей
характеристик качества и цены потребления
получаются из сравнения характеристик
и цены потребления с таковыми
у продукции, принятой за базу. За
базовую продукцию принимают устанавливаемую
в маркетинге, идеальную потребительскую
модель продукции, т.е. ту продукцию, которую
желают приобрести потребители. Если цена
потребления исключается из анализа, то
оценки конкурентоспособности называются неценовыми.
Характеристики качества продукции, не
интересующие потребителя (например, технологичность
изготовления продукции), в рассмотрение
конкурентоспособности не принимаются.
Рис. 5.1. Временные зависимости показателей конкурентоспособности продукции
В расчеты конкурентоспособности
может быть внесено много субъективного.
Кроме того, в них из квалиметрии
взят принцип получения комплексных
характеристик качества продукции,
что чревато компенсацией значений
одних характеристик значениями
других. Все это говорит об относительности
и осторожности в такого рода оценках.
Из книги рекордов Гиннесса известен следующий
случай. Генри Форд организовал опрос
большого количества потенциальных покупателей
о качественных характеристиках и цене
желаемого ими автомобиля, т.е. была установлена
идеальная потребительская модель. По
результатам анализа опроса был спроектирован
и изготовлен автомобиль, который, однако,
никем не был куплен.
Попытаемся ответить на два вопроса этого
направления:
Характеристики качества прямо
пропорциональны показателям
Результат показал, что большее влияние
на принятие решения в этом варианте оказывает
качество товара. Цена товара неразрывно
связана с его качеством и прямо ему пропорциональна.
Интересы потребителя к качеству и цене
продукции противоположны. Опросы потребителей
Германии в 1989 году подтвердили приоритет
качества продукции перед ее ценой - 80%
потребителей на первое место поставили
именно качество.
Значения оценок конкурентоспособности
и объемов продаж являются функциями времени,
а вид зависимостей Q(t) и В(t) одинаков.
Прибыль является составляющей дохода,
который определяется произведением объема
продаж на цену продукции.
Попытаемся установить связь конкурентоспособности
с прибылью через объем продаж.
На рис. 5.1 видно, что с течением времени значение величины уровня конкурентоспособности K(t) уменьшается. Иногда требуется пролонгировать значение показателя К, определенное до проектирования продукции, на момент начала ее выпуска. В этом случае возможно определить по аналогам значения К за предыдущие 10-15 лет. Значения К будут, естественно, большими, чем сейчас. Далее графически или аналитически (например, методом наименьших квадратов) оценивают значения К на будущее время.
На рис. 5.1 обозначены:
Q(t) - объем продаж товара
П(t) - прибыль от реализации товара
К(t) - коэффициент уровня конкурентоспособности
В(t) = Q(t)/Q - отношение объема продаж товара
Q(t) к общей емкости рынка данного товара
Q
По оси времени буквами обозначены: СД
- период создания товара
ДЕ - период производства и сбыта товаров
(цифрами 1-5 последовательно обозначены
участки этого периода: внедрения, роста,
зрелости, насыщения, спада)
Качество продукции и цена потребления - важные и главные, но не единственные факторы конкуренции. Недостаточно ограничиваться оценкой уровня конкурентоспособности до выхода на рынок. Следует относиться к формированию ситуации на рынке активно - приобретать имидж, влиять на соотношение между спросом и предложением (кредитование покупателей, развитие сбытовой сети, рекламная деятельность и т.п.). Качество продукции является главным конкурентообразующим фактором.
Информация о работе Понятие качества и его значение для предприятия