Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:53, реферат
Компетентность - мера владения способами решения задач, компетенция –круг задач и обязанностей.
Компетентность:
1.Профессиональная характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умений применить их на практике.
2 Социальная профкомпетентность характеризует владения способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
1.Понятие компетентности
Компетентность - мера владения способами решения задач, компетенция –круг задач и обязанностей.
Компетентность:
1.Профессиональная
2 Социальная профкомпетентность
3 Личностная характеризует
владение способами самовыражения и саморазвития,
средствами противостояния профессиональной
деформации. Сюда же относят способность специалиста
Компетенции (Базаров Т.Ю.) — это требования успешной деятельности, сформулированные в терминах интегральных качеств индивидуального или коллективного субъекта. Эти качества, как правило, сочетают в себе знания, профессиональные навыки или организационно-культурные характеристики, необходимые для успешной работы (в определенной профессии, на определенной должности, в конкретной компании). Иногда компетенции могут быть описаны в виде модели профессионального поведения, необходимого для достижения высоких результатов. «Компетенции суть столь же деятельностные, сколь и организационные сущности. И поэтому о тех или иных компетенциях можно осмысленно говорить лишь в определенных организационно-деятельностных контекстах». (Генисаретский О.И.)
Говоря о компетенции сотрудника (т.е. его компетентности), мы имеем в виду его способность и готовность к выполнению работы определенного вида (например, проводить переговоры или анализировать финансовые показатели) с требуемым уровнем качества.
Компетентность (Базаров Т.Ю.) – это совокупность ряда личностных характеристик, свойств, способностей, навыков и особенностей мотивации, которыми должен обладать человек для успешной работы в рамках заданных компетенций (типов задач) конкретной должности или компании в целом. Компетентности персонала можно рассматривать в качестве инструментов реализации компетенций организации.
Компетенции – это требования конкретной деятельности к индивиду (спрос), а компетентность – это потенциальное соответствие индивида требованиям (предложение)
3. ПВК являются составляющими компетенции.
ПВК: система устойчивых (базовых) свойств индивида (морфологических, физиологических, психологических и культуро-обусловленных), необходимая для успешного формирования определенных компетенций в процессе обучения.
"Компетентность" - характеристика
возможностей и готовности
Знания, умения, навыки - это составляющая компетентности (они могут принадлежать конкретным субъектам труда, или относиться к модельным представлениям об усредненном субъекте труда).
Под профессионализмом мы понимаем особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.
Становление профессионализма
связано с развитием человека
как профессионала. Онтогенетическое развитие
профессионала мы связываем с развитием индивидуального
При изучении становления профессионализма
человека мы исходим из следующих предпосылок:
1) профессионализм человека – это системное
образование; 2) профессиональная деятельность
рассматривается как особая форма активности
человека и как система его отношений
с миром; 3) становление профессионализма
человека – это процесс интериоризации
человеком психологической нормативной
(существующей в обществе) модели профессии
и формирования индивидуальной концептуальной
модели профессиональной деятельности
(КМПД); 4) профессиональное развитие является
результатом разрешения противоречий.
Выделим еще одну предпосылку, которая
связана с обоснованием возможности распространения
категорий и концепций инженерной психологии
на широкий спектр профессий, традиционно
не относящихся к операторским.
Профессионализм, рассматриваемый как интегральное свойство, – это совокупность устойчивых особенностей человека-профессионала, обеспечивающих определенный качественно-количественный уровень профессиональной деятельности, характерный для данного специалиста.
Профессионализм, рассматриваемый
как процесс, имеет фазы: начало, течение
(экстенсивное или интенсивное развитие,
стагнацию, деградацию и др.), окончание. Процессуальный
аспект изучения профессионализма предполагает
выделение ряда его стадий:
а) стадию допрофессионализма,
б) стадию собственно профессионализма, когда
человек становится профессионалом, демонстрирует
стабильно высокие результаты. Эта стадия
включает совокупность последовательно
сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется
показателями, отвечающими требованиям
внутренних и внешних критериев;
в) стадию
г) стадию «послепрофессионализма»: человек
может оказаться «профессионалом в прошлом»,
«экс-профессионалом», а может оказаться
советчиком, учителем, наставником для
других специалистов.
Профессионализм, рассматриваемый как состояние
человека, активизирует регулятивные
функции в адаптации субъекта к компонентам
профессиональной среды.