Роль качества продукции в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. Возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам.

Содержание работы

Вступление………………………………………………………….......... 3
1 Роль качества продукции в рыночной экономике………………........... 4
Заключение……………………………………………………………….. 12
Список используемой литературы ……………………………………... 13

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.32 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Вступление…………………………………………………………..........

3

1

Роль  качества продукции в рыночной экономике………………...........

4

 

Заключение………………………………………………………………..

12

 

Список  используемой литературы ……………………………………...

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

 

Повышение качества продукции  – объективная закономерность развития предприятия

Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном  этапе, когда в повышении производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность. Проблема качества зародилась и проявилась с развитием  общественного производства. 

Наличие конкурентной среды  в условиях рыночной экономики обязывает  уделять огромное внимание проблемам  качества. По методам осуществления  конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой  за ту же цену предлагается товар с  более высокими качественными параметрами  и комплексом услуг, что называется на языке маркетинга «товар с сопровождением».

Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. Возникла необходимость  выработки объективных показателей  для оценки способностей фирм производить  продукцию с необходимыми качественными  характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители  имеют системы качества, соответствующие  международным стандартам.

В настоящее время именно сертификат, подтверждающий соответствие продукции международным стандартам на систему качества, служит решающим фактором для заключения контракта  на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю  является главным источником существования  любого предприятия. История многих зарубежных и отечественных компаний — яркое подтверждение этому. Такие компании, как «Макдональдс», «Делта Эйрлайнз» и многие другие, наглядно демонстрируют эту зависимость. Но существует немало примеров, свидетельствующих  о том, что фирмы терпят неудачи, так как качество их продукции  не соответствует ожиданиям потребителей.

В рыночной экономике производитель  и потребитель сами находят себя на рынке, мотивация их деятельности основывается на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель имеет выбор  между наилучшими товарами различных  производителей. Потребитель, являясь  главной фигурой, определяет направления  развития производства, приобретая товары и услуги в соответствии с собственным  желанием. Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее предпочтительные свойства.

 

 

 

1. Роль качества  продукции в рыночной экономике 

 

В области качества произошла  подлинная революция. Именно с помощью  современных методов менеджмента  качества многие известные зарубежные фирмы добились лидирующих позиций  на различных рынках. Российские предприятия  пока еще отстают в области  применения современных методов  управления качеством. Между тем  повышение качества имеет поистине колоссальный потенциал. Однако повышение  качества невозможно без изменения  отношения к качеству на всех уровнях.

Можно отметить следующие  аспекты качества.

Национальный аспект. Он проявляется присущим той или иной нации образом мышления в области качества. Так, если американский практицизм ориентирует фирмы на управление качеством с целевой функцией максимальной прибыли, то для японских фирм характерны установки на увеличение доли фирмы на рынке, даже если это будет связано с первоначальными потерями части возможной прибыли.

Политический аспект. Поскольку  качество определяет конкурентоспособность  фирм, и, в конечном счете,  стран, оно, естественно, влияет на уровень  доходов населения, уровень безработицы  и, следовательно, на политическую ситуацию внутри страны, на международный политический статус государств.

Технический аспект. Уровень  развития техники и качество создаваемых  человеком объектов – взаимосвязанные  характеристики. С одной стороны, научно-технический прогресс, приводящий к совершенствованию техники, создает  мощную основу для совершенствования  качества продуктов. С другой стороны, более высокого качества продукция, услуги, системы информационных и  транспортных коммуникаций и других компонентов качества жизнедеятельности  создают лучшие предпосылки для  ускорения научно-технического прогресса.

 Социальный аспект. Данный аспект также следует рассматривать с двух позиций. Высокое качество как компонент потребностей, повышая уровень образованности, интеллектуального развития, благосостояния нации, разумеется, влияет на социальную среду, социальный статус государства. Как правило, понятие «развитая страна» отождествляется с ее возможностями производить конкурентоспособную продукцию и высоким среднестатистическим уровнем нации. В то же время социальный уровень человека влияет на качество его труда. Уровень культуры производителей – это показатель их потенциальных возможностей в области качества. Можно утверждать, что высококачественные продукты человеческого труда есть творения высокой культуры. Неспроста японцы считают, что высококачественный продукт, созданный трудом человека, своего рода произведение искусства.

Экономический аспект. Качество напрямую связано с экономикой. Повысить качество – это значит, из того же количества сырья и материалов сделать большее количество продукции. Практически все решения в области качества, программы повышения качества, мероприятия по управлению качеством связаны с экономическими затратами и имеют смысл, если приводят к приемлемому для предприятия экономическому эффекту. Поэтому качество должно рассматриваться, прежде всего, как экономическая категория.

Моральный аспект. Американский ученый Джозеф М. Джуран считает, что  любое предприятие включает в  себя два: первое – полезное, которое  выпускает качественную продукцию, приобретаемую потребителями, и  второе – впустую расходующее  все виды ресурсов и выпускающее  брак («второй завод Джурана»). Если учесть, что некачественный труд приводит к излишним затратам ресурсов, энергии, к неудовлетворенности и материальным потерям клиентов, то можно сделать  вывод о том, что такой труд аморален.

Рассмотренные аспекты качества показывают сложность проблемы управления качеством  и важность их решения в комплексе.

 

Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как образу жизни. Между  качеством и эффективностью производства существует прямая зависимость. Повышение  качества способствует повышению эффективности  производства, приводя к снижению затрат и увеличению доли рынка.

Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и  экологической безопасности. Качество - комплексное понятие, характеризующее  эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация  производства, маркетинг и др. Важнейшей  составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной  литературе и практике существуют различные  трактовки понятия качества. Международная  организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции  или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные  или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как  «обеспечение качества», «управление  качеством», «спираль качества».

Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 1980-х  годов и ознаменовала выход международной  стандартизации на качественно новый  уровень. Эти стандарты вторглись  непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения  качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное  направление менеджмента - менеджмент качества.

В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают  современные методы менеджмента  качества с методологией TQM (total quality management) - всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества. Стандарты ИСО серии 9000 установили единый признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. То есть стандарты ИСО - жесткая ориентация на потребителя при строгом соблюдении культуры производства. Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1).

 

     

Качество

     
             
   

Качество фирмы

   
             
 

Качество работы

 
             

Качество продукции


Рисунок 1 - Пирамида качества

Наверху пирамиды находится  TQM — всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, требуемых условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. На этом этапе непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.

Для дальнейшего уточнения  понятия «управление качеством  продукции» целесообразно уточнить трактовку понятия «продукция». Необходимость такого уточнения  обусловлена тем, что понятие  «продукция» не совсем точно дается даже в инструктивных материалах, действующих в Российской Федерации. Так, в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» приведен показатель «выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг...». Но ведь товары, работы и услуги входят в общее понятие  «продукция». Продукция - комплексное  понятие. Это - результат деятельности фирмы, который может быть представлен  товарами, продуктами (имеющими вещественную форму) и услугами (не имеющими вещественной формы). Услуги производственного характера (ремонт и т.п.) называют работами.

Понятие качества формировалось  под воздействием историко-производственных обстоятельств. Каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. На первых порах  крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение  точности и прочности (точность размеров, прочность ткани и т.п.). Повышение  сложности изделий привело к  увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к  комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового  производства качество стало рассматриваться  не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.

С развитием научно-технического прогресса, следствием которого стала  автоматизация производства, появились  автоматические устройства для управления сложным оборудованием и другими  системами. Возникло понятие надежность. Таким образом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. В связи с необходимостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве. Фирмы, функционировавшие в условиях рыночной экономики, стремились организовать наблюдения за качеством в процессе производства и потребления. Упор был сделан на предупреждение дефектов. Качество, как его понимает производитель, и качество, как его понимает потребитель, понятия взаимосвязанные. Производитель должен проявлять заботу о качестве в течение всего периода потребления продукта. Кроме того, он должен обеспечить необходимое послепродажное обслуживание. Особенно это важно для товаров, отличающихся сложностью эксплуатации, программных продуктов.

В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях командно-административной и рыночной экономики.

В условиях командно-административной экономики качество трактуется с  позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается  с позиции потребителя.

Качество изделия может  проявляться в процессе потребления. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики.

Идея такого подхода к  определению качества продукции  содержится в специальной науке - квалиметрии. Квалиметрия — наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг. Квалиметрия позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара. Квалиметрия исходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого продукта. Для того чтобы судить о качестве продукта, недостаточно только данных о его свойствах. Нужно учитывать и условия, в которых продукт будет использован.

Информация о работе Роль качества продукции в рыночной экономике