Российский и международный опыт управлением качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 12:13, реферат

Описание работы

БИП — это концепция бездефектной работы, которая нашла свое отражение в Саратовской системе бездефектного изготовления продукции, внедрённой на предприятиях Саратовской области в 1955 г. В основу этой системы был положен механизм активизации участников производственного процесса, стимулирующий их к выявлению и устранению не дефектов продукции, а их причин. После повторного предъявления продукции рабочий лишался премии.

Содержание работы

1.Российский опыт управления качеством………………………………….
2.Японский опыт управления качеством……………………………………
3.Опыт управления качеством в США……………………………………….
4. Европейский опыт управления качеством……………………………….
Список литературы ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

referat.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*********************************************************************************

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Волгоградская государственная академия физической культуры»

 

 

Кафедра: Гостиничного и туристического менеджмента

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

На тему: Российский и  международный опыт управлением  качества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студент 

Группы 405-М

Чугунова В.Д.

Проверил: доцент

 кафедры ГиТМ 

Братчиков А.П.,

 к.т.н., доцент

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2012

Содержание

1.Российский  опыт управления качеством………………………………….

2.Японский  опыт управления качеством……………………………………

3.Опыт управления  качеством в США……………………………………….

4. Европейский опыт управления качеством……………………………….

Список литературы ……………………………………………………………… 
1. Российский опыт управления качеством

Говоря о передовом опыте в области управления качеством, нельзя не вспомнить об отечественной практике совершенствования качества.

  1. Концепция БИП (Бездефектного Изготовления Продукции)
  2. Концепция КАНАРСПИ (Качество, Надежность, Ресурс с Первых Изделий)
  3. Концепция НОРМ
  4. Концепция КСУКП (Комплексная система управления качеством продукции)

БИП — это концепция бездефектной работы, которая нашла свое отражение в Саратовской системе бездефектного изготовления продукции, внедрённой на предприятиях Саратовской области в 1955 г.

В основу этой системы был положен механизм активизации участников производственного процесса, стимулирующий их к выявлению и устранению не дефектов продукции, а их причин. После повторного предъявления продукции рабочий лишался премии.

Неотвратимость наказания  заставляла рабочего строже соблюдать  технологическую дисциплину и предъявлять претензии мастеру, инструментальной службе, службе главного механика, если причиной дефекта были некачественные материалы, инструмент или оборудование.

Система КАНАРСПИ была внедрена на Горьковском авиационном заводе. Признанная лучшей в стране, система базировалась на следующих принципах:

  • универсальность (возможность использования в других отраслях промышленности)
  • комплексное обеспечение качества продукции
  • проведение исследований, направленных на повышение качества продукции и развитие опытно-конструкторских служб предприятия
  • организация всестороннего учета качества выпускаемой продукции
  • концентрация внимания на качестве продукции на стадии ее разработки
  • привлечение к совершенствованию продукции потребителей

Автором системы был  главный инженер Горьковского авиационного завода Т.Ф. Сейфи, который первым понял  роль информации и знаний в управлении качеством. Имя Т. Сейфи в разработке идей и методов управления качеством в советской промышленности можно поставить на уровень имен К. Исикава (Япония) и А. Фейгенбаума (США) в своих странах.

В середине 1960-х гг. на Ярославском моторном заводе «Автодизель» была внедрена система НОРМ, в которой за критерий качества был принят один из важнейших технических параметров — ресурс до первого капитального ремонта.

Особое внимание уделялось  разработке конструкции и технологии, обеспечивающих повышение технического уровня и качества двигателя. В системе НОРМ были использованы и развиты основные элементы Саратовской и Горьковской систем управления качеством выпускаемой продукции.

Специфика управления качеством  в России заключалась в том, что эффективные системы управления качеством создавались на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК). Именно в ВПК были распространены методы обеспечения качества на стадиях исследования и проектирования новой продукции, статистический контроль качества с применением контрольных карт, специальные стандарты. В недрах ВПК родились КСУКП (комплексные системы управления качеством продукции, в том числе автоматизированные).

В первой половине 1970-х гг. в результате совместного научно-производственного эксперимента предприятий Львовской области, ВНИИ стандартизации Госстандарта СССР и научно-производственного объединения «Система» была разработана и прошла апробацию комплексная система управления качеством продукции.

Главная цель системы  заключалась в обеспечении высоких и устойчивых темпов роста качества продукции, выпускаемой предприятием, за счет:

  • создания и освоения новых высококачественных видов продукции;
  • своевременной постановки на производство новой продукции;
  • снятия с производства морально устаревшей продукции;
  • улучшения показателей качества выпускаемой продукции путем ее совершенствования и модернизации.

Практика использования  в советской промышленности комплексных систем управления качеством выявила их многочисленные недостатки, которые не позволяли изготавливать конкурентоспособную продукцию. К числу таких недостатков следует отнести:

  • слабое методическое руководство со стороны отраслевых и головных организаций по стандартизации и управлению качеством
  • пассивность руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования систем управления качеством
  • формальное отношение к организации систем управления качеством
  • недооценку роли обучения персонала методам управления качеством
  • работу по управлению качеством возглавляли отделы технического контроля, а не первые руководители предприятия, что создавало противоречия между руководителями и ОТК при работе «на план» и «за качество»
  • недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции
  • недостаточный уровень материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства

Главным же недостатком российских систем управления качеством следует считать то, что они не были ориентированы на потребителя.

Однако опыт показал, что именно такого рода системы являлись тем инструментом, с помощью которого можно было создать эффективный механизм управления качеством продукции.

К сожалению, в настоящее время немногие российские товары и услуги выдерживают конкуренцию на мировом рынке. Однако активное использование собственного и зарубежного опыта в области управления качеством может дать позитивные результаты в самом ближайшем будущем.

Как мы уже отмечали, в последние годы в нашей стране на конкурсной присуждается премия Правительства РФ в области качества. При разработке Российской премии по качеству одновременно решались две задачи:

  • Обеспечение совместимости с зарубежными премиями.
  • Максимально возможный учет российской специфики.

Причем, приоритетной являлась первая задача, что было обусловлено, во-первых, необходимостью интеграции российской экономики в мировую, а во-вторых, обеспечением российским предприятиям возможности сравнения результатов их деятельности в области совершенствования качества с лучшими зарубежными достижениями в этой сфере. В качестве примера учета российской специфики можно привести замену критерия «воздействие на общество» EFQM на актуальные для россиян критерии «Безопасность продукции (услуг)» и «Экологичность продукции (услуг)».

Название системы

Дата и место  создания

Основная суть системы

Критерии управления

Объект управления

Область применения

1. БИП

1955 г. 
Саратов

Строгое выполнение технологических  операций

Единичный: 
Соответствие качества результата труда требованиям НТД. 
Обобщенный: 
процент сдачи продукции с первого предъявления.

Качество труда индивидуального исполнителя. 
Качество труда коллектива через качество труда от дельных исполнителей.

Производство

2. СБТ

1961г. 
Львов

Высокий уровень выполнения операций всеми работниками

Единичный: 
Соответствие качества результата труда установленным требованиям. 
Обобщенный: 
Коэффициент качества труда.

Качество индивидуального  исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных  исполнителей.

Любая стадия жизненного цикла продукции.

3. КАНАРСПИ

1958 г. 
Горький

Высокий уровень конструкции  и технологической подготовки производства.

Соответствие качества первых промышленных изделий установленным  требованиям.

Качество изделия и  качество труда коллектива.

Проектирование + технологическая  подготовка производства, производство.

4. НОРМ

1964г. 
Ярославль

Повышение технического уровня качества изделий.

Соответствие достигнутого уровня моторесурса запланированному значению при ступенчатом планировании.

Качество изделия и  качество труда коллектива.

Весь жизненный цикл продукции.

5. КСУКП

1975 г. 
Львов

Управление качеством на базе стандартизации.

Соответствие качества продукции высшим достижениям науки  и техники.

Качество изделия и  качество труда коллектива.

Весь жизненный цикл продукции.

6. КСУКП и  ЭИР

1980г. 
Днепропетровск

Управление качеством  продукции и эффективностью производства.

Эффективность производства, достигаемая за счет повышения качества.

Качество продукции, экономические  показатели предприятия.

Весь жизненный цикл продукции.

7. КСПЭП

1980г. 
Краснодар

Управление качеством  продукции и эффективностью производства.

Эффективность производства, достигаемая за счет повышения качества.

Качество продукции, экономические  показатели предприятия.

Весь жизненный цикл продукции.


2. Японский опыт управления качеством

В Японии, как практически  и во всех других странах мира, работы в области повышения качества продукции развертывались сначала в направлении более широкого применения методов контроля качества. Особое место при этом в начальный период отводилось статистическим методам контроля и «Закону о промышленной стандартизации», принятому в 1949 г. К середине 50-х годов в сфере внедрения статистических методов контроля и во всей сфере контроля были достигнуты существенные успехи, но при этом выявились недостатки: принципы стандартизации в производстве реализовывались формально; существовало сильное противодействие в сфере производства внедрению передовых методов контроля и статистических методов, в частности руководители фирм крайне мало уделяли внимания вопросам контроля качества продукции.

Конец 50-х годов XX в. в Японии ознаменовался повсеместным проникновением в промышленность всестороннего внутрифирменного контроля качества, который предусматривал проведение контроля со стороны всех сотрудников фирмы, начиная от рабочих, мастеров и кончая руководством. Именно с этого периода стало проводиться систематическое обучение всех работников методам контроля качества. В дальнейшем оно превратилось, по существу, в непрерывную и постоянную систему воспитания у трудящихся уважительного отношения к потребителю и стремление к качественным результатам своего труда. При реализации всех мероприятий по обучению, воспитанию и внедрению систем контроля качества японскими специалистами в полной мере учитывались специфика продукции, традиции фирм, культуры и быта, уровень образования, трудовые взаимоотношения и т. и. В начале 60 х годов в Японии были созданы льготные условия для внешней торговли, возникли необходимость и возможность повышения качества продукции до мирового уровня. Многие фирмы значительно усилили работу по эффективному управлению качеством и добились больших результатов.

Обобщая японский опыт по управлению качеством, к основным его особенностям можно отнести:

  • воспитание у каждого изготовителя исключительно уважительного 
    отношения к заказчикам и потребителям (практически культа потребителя как во внутрифирменных, так и при межфирменных отношениях);
  • реальное выполнение принципов комплексного управления качеством;
  • участие всех подразделений и работников в обеспечении и управлении качеством;
  • непрерывное систематическое обучение кадров вопросам обеспечения и управления качеством, что гарантирует высокий уровень подготовки в этой области всех работников фирм;
  • эффективное функционирование широкой сети кружков качества на всех стадиях жизненного цикла продукции и сферы услуг;
  • использование развитой системы инспектирования всей Деятельности по обеспечению и управлению качеством;
  • широкое применение при обеспечении и управлении качеством передовых методов контроля качества, включая статистические, при приоритетном контроле качества производственных процессов;
  • создание и реализация глубоко проработанных комплексных программ по контролю качества и оптимальных планов по их выполнению;
  • наличие в сфере производства высококачественных средств труда;
  • наличие исключительно развитой системы пропаганды значения высококачественной продукции и добросовестного труда;
  • сильное влияние со стороны государства на принципиальные направления повышения уровня качества и обеспечения конкурентоспособности продукций.

Информация о работе Российский и международный опыт управлением качества