Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 13:42, курсовая работа
Цель работы: определение инструментария управления процессом развития предприятий в современных условиях хозяйствования на основе принципов Total Quality Management.
Задача работы:
Узнать целесообразность применения Total Quality Management как инструмента управления изменениями на предприятиях.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. 1. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ 4
2. ПОНЯТИЕ «TQM» 8
2.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ TQM 9
3. МЕТОДОЛОГИЯ «ВСЕОБЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ». 15
3.1. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВЕРТЫВАНИЯ ФУНКЦИЙ
КАЧЕСТВА (QFD- QUALITY FUNCTION DEPLOYNENT) 15
3.2. ФУНКЦИОНАЛЬНО - СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ (ФСА) 16
3.3. FMEA – АНАЛИЗ (FAILURE MODE AND EFFECTS ANALYSIS) 17
3.4. ФУНКЦИОНАЛЬНО – ФИЗИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (ФФА) 21
4. ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ TQM 24
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I. 1. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ 4
2. ПОНЯТИЕ «TQM» 8
2.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ TQM 9
3. МЕТОДОЛОГИЯ «ВСЕОБЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ». 15
3.1. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВЕРТЫВАНИЯ ФУНКЦИЙ
КАЧЕСТВА (QFD- QUALITY FUNCTION DEPLOYNENT) 15
3.2. ФУНКЦИОНАЛЬНО - СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ (ФСА) 16
3.3. FMEA – АНАЛИЗ (FAILURE MODE AND EFFECTS ANALYSIS) 17
3.4. ФУНКЦИОНАЛЬНО – ФИЗИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (ФФА) 21
4. ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ TQM 24
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ЛИТЕРАТУРА 32
ВВЕДЕНИЕ.
Цель работы: определение инструментария управления процессом развития предприятий в современных условиях хозяйствования на основе принципов Total Quality Management.
Задача работы:
Узнать целесообразность применения Total Quality Management как инструмента управления изменениями на предприятиях.
Ведя разговор о системах качества, его обеспечении и постоянном улучшении, нельзя обойти стороной такое ныне популярное во всем мире понятие, как Total Quality Management (TQM).
Что такое Total Quality Management (TQM)?
На этот вопрос сегодня смогут ответить,
наверное, не более одного из десяти
предпринимателей. А о том, чтобы
применить это понятие к
TQM — это всеобщий
менеджмент качества, это стратегия,
которая будет определять
Стратегия TQM проста, и в то же
время универсальна — выяснить нужды
потребителя и удовлетворить их. В этом
секрет успеха. Конечно, нельзя рассчитывать,
что все можно изменить очень быстро и
без проблем. Внедрение этой системы —
длительный процесс, на освоение которого
идут годы. Он требует значительных усилий
для освоения тонкостей, разработки соответствующей
системы взглядов и ее реализации.
1. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ.
Существуют различные
Основная идея концепции Шухарта заключается в "улучшении качества за счет уменьшения изменчивости процесса". Причины изменчивости могут быть общие или специальные. Шухарт указал на важность непрерывного и осознанного устранения вариаций из всех процессов производства продукции и услуг. В 1924 году ученый разработал концепцию производственного контроля, связанную с изобретением и последующим применением карт статистического контроля: "Контрольных карт Шухарта". Статистические методы контроля позволяют сосредоточить усилия на том, чтобы увеличить количество годных изделий за счет максимального сокращения вариаций.
Рис.1. Контрольная карта
Шухартом впервые была предложена циклическая модель, разделяющая управление качеством на 4 стадии: 1. Планирование (Plan), 2. Реализация (Do), 3.Проверка (Check), 4. Корректирующие воздействия (Action). Наибольшее распространение эта модель получила в Японии.
В свою очередь, Э. Деминг разработал и предложил программу, направленную на повышение качества труда, которая базируется на 3 прагматичных аксиомах:
Говоря о современных методах управления качеством нельзя не упомянуть о концепции Джозефа Джурана, который разработал пространственную модель, определяющую стадии непрерывного развития работ по управлению качеством, названную «спиралью Джурана».
Эта спираль имеет следующий вид:
Еще одним ученым, занимавшимся проблемами управления качеством, был Ф. Кросби, разработавший концепцию ZD (ноль дефектов) – «бездефектное изготовление продукции». Эта концепция базируется на следующих положениях:
2. ПОНЯТИЕ «TQM».
В период переходной экономики РБ необходимо внедрение ориентированных на потребителя рыночных методов управления качеством товаров и услуг во всех сферах жизни. Метод управления качеством, называемый Total Quality Management (TQM) или, по-русски, "Всеобщее управление качеством", давно и широко используется в ряде промышленно-развитых стран для непрерывного совершенствования качества продуктов и услуг. Бове и Тилл дают следующее определение ТQМ: "Всеобщее управление качеством - это философия организации, которая основана на стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к всеобщему качеству, отсюда качество - это не то, что Вам приходится отслеживать или добавлять на каком-то этапе производственного процесса, это сама сущность организации".
Качество можно представить в виде пирамиды:
Рис. 2. Пирамида качества. Наверху пирамиды находится TQM – всеобщий менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя.
Рис. 3. Основные составляющие TQM.
TQC – Всеобщее управление качеством;
QA – Обеспечение качества;
QPolicy – Политика качества;
QPIanning – Планирование качества; QI– Улучшение качества.
2.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ TQM.
Еще в послевоенные годы в СССР были заложены основные принципы TQM (например, системный подход к управлению, роль руководства, принятие решений, основанных на фактах, вовлечение работников). Доказано, что вся система менеджмента работает лучше, если организация рассматривается как единое целое, единая система. В данном случае для повышения эффективности деятельности и оптимизации процессов необходимо соблюдение основных принципов TQM.
1. Ориентация организации на заказчика. Организация всецело зависит от своих заказчиков и поэтому обязана понимать потребности заказчика, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Даже система качества, отвечающая минимальным требованиям, должна быть ориентирована в первую очередь на требования потребителя. Системный подход к ориентации на потребности клиента начинается со сбора и анализа жалоб и претензий заказчиков. Это необходимо для предотвращения таких проблем в будущем. Практику анализа жалоб и претензий ведут многие организации, не имеющие системы качества. Но в условиях применения TQM информация должна поступать систематически из многих источников и интегрироваться в процесс, позволяющий получить точные и обоснованные выводы относительно потребностей и желаний, как конкретного заказчика, так и рынка в целом. В организациях, внедряющих у себя TQM, вся информация и данные должны распространяться по всей организации. В данном случае внедряются процессы, направленные на определение потребительской оценки деятельности организации и на изменение представления заказчиков о том, насколько организация может удовлетворить их потребности.
2. Ведущая роль руководства. Руководители организации устанавливают единые цели и основные направления деятельности, а также способы реализации целей. Они должны создать в организации такой микроклимат, при котором сотрудники будут максимально вовлечены в процесс достижения поставленных целей. Для любого направления деятельности обеспечивается такое руководство, при котором гарантируется построение всех процессов таким образом, чтобы получить максимальную производительность и наиболее полно удовлетворить потребности заказчиков. Установление целей и анализ их выполнения со стороны руководства должны быть постоянной составляющей деятельности руководителей, равно как планы по качеству должны быть включены в стратегические планы развития организации.
3. Вовлечение сотрудников.
4. Процессный подход.
Информация о работе Система менеджмента качества организации на базе принципов TQM