Современные тенденции в области управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 13:29, реферат

Описание работы

Мировой опыт управления качеством продукции показал, что обеспечить стабильное качество изделия невозможно, если не добиться стабильности качества исходных материалов. Поэтому отмечается тенденция к все более тесному взаимодействию изготовителя изделий с поставщиками сырья, материалов, комплектующих деталей. Это имеет место, как в развитых, так и развивающихся странах, хотя и в разной форме. Не случайно процедуру выбора поставщика международный стандарт предлагает как элемент системы обеспечения качества.
На себестоимость товара – важнейший фактор конкурентоспособности оказывают прямое влияние затраты на качество. Систематический анализ этих затрат с целью их оптимизации – неотъемлемая часть программ качества на фирмах. И международные стандарты на системы обеспечения качества включают этот элемент. Бесспорна роль высшего руководства фирм в создании такого климата в коллективе, когда принцип «качество, прежде всего» перестает быть только лозунгом.

Содержание работы

Введение.
1. Формирование научных основ управления качеством.
2. Сущность этапов эволюционного развития научных подходов к управлению качеством.
3. Современные тенденции в области управления качеством.
4. Задание – охарактеризовать подходы и существующие методы работы в области управления качеством на современном предприятии.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Управление качеством.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Продвижение идей TQM в российскую экономику является  самостоятельной задачей.  Побудительным моментом  может и должно  стать массовое  внедрение международных стандартов, а также через премию правительства РФ в области качества.

Заложенный в эту  систему стандартов механизм их распространения (через требование к поставщикам  внедрять  стандарта 9001(2)) приводит  к экспоненциальному (геометрическому, лавинообразному) росту числа предприятий, их внедривших.

Сегодня, к сожалению, образно говоря, «интеллект» «средства производства» и «капитал»  находятся  в  трех  разных  местах. «Интеллект»  в  виде  консультантов и исследователей  должен  быть  призван  в  промышленность.  Одновременно « интеллект» должен  стать  связующим  звеном  между  капиталом  и  промышленностью,  решая  задачи консалтинга,  оценки  стоимости  предприятии  для  инвесторов,  повышения  стоимости предприятии  за  счет  улучшения  менеджмента.  МС  ИСО 9000 могут  стать  мощным толчком  к  развитию  российской  промышленности  и  сферы  услуг  на  основе концепции Всеобщего качества. Для этого необходимо:

1) разработать  концепцию   внедрения  МС  ИСО  серии  9000 в  российскую практику с учетом реальных условий; 

2) создать механизм мультипликативного внедрения стандартов ИСО 9001; 

3) развить консалтинг  в области TQM; 

4) минимизировать ущерб   от формального и фиктивного  внедрения  МС     ИСО 9000. 

Что касается системы  образования, то в настоящее время  основной тенденцией в области обеспечения качества высшего образования становится перенос центра тяжести с процедур  внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных  систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки вузов на основе тех или иных моделей менеджмента качества. Это обеспечивает перенос ответственности за  качество  и оценку  качества  туда,  где она должна  быть – в высшее учебное  заведение,  и  приводит  к  существенной  экономии  материальных  и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Задание:  охарактеризовать подходы и существующие  методы в области управления  качеством на современном предприятии.

 

Все существующие подходы  к управлению качеством могут быть разделены на два вида: административный и экономический.

Административный подход к управлению качеством предполагает обязательное повышение качественных параметров соответствующего объекта  на уровне, стремящемся к 100%. Для  выпускаемой предприятием продукции такой подход предполагает реализацию следующих укрупнённых процедур:

- весь цикл жизни  соответствующего изделия разбивается  на отдельные этапы, для каждого  из которых определяются основные  стадии и факторы, способствующие  образованию тех или иных отклонений (дефектов);

- вся совокупность  возникающих дефектов структурируется  по отдельным уровням и группам;

- для каждой однородной  группы возможных дефектов проектируется  комплекс мер по их предотвращению  и доведению результирующего  уровня качества до 100%.

При административном подходе  получение брака рассматривается  как чрезвычайное происшествие, которое  следует устранить любой ценой. Таким образом, само качество как  объект управления при данном подходе  рассматривается как нормативная  конечная цель.

Экономический подход к проблемам управления качеством основывается на позициях экономической рациональности. Работа по предотвращению образования дефектов при данном подходе проводится примерно так же, как и при административном, однако в данном случае расчётный уровень качества не задаётся неизменным на уровне 100%, а ставится в зависимость от экономически целесообразной величины затрат, необходимой для его достижения.

Конечный выбор предприятия  относительно качественного уровня выпускаемой им продукции при экономическом подходе может варьироваться в зависимости от принятия этим предприятием стратегии своего экономического развития и, в конечном счёте, определяется балансом его целевых интересов как социально-экономической системы. Такой выбор может иметь следующие основные варианты своей направленности.

1) Предприятие может сконцентрироваться на умеренном уровне качества выпускаемой продукции, что позволит ему осуществить глубокое проникновение на рынок за счёт относительно невысокой цены, существенно нарастить объёмы производства и в конце концов обеспечить получение запланированного объёма валовой прибыли.

2) Предприятие может выбрать стратегию обеспечения высокого качества и, пожертвовав в краткосрочном периоде возможностью извлечения максимальной прибыли, приобрести на рынке хорошую репутацию.

3) Предприятие может использовать наиболее рациональную с экономической точки зрения стратегию и выпускать продукцию такого качества, которая будет обеспечивать максимизацию валового дохода.

Таким образом, при экономическом подходе качество как объект управления рассматривается не как неизменный норматив, а, скорее, как инструмент, позволяющий предприятию достигать целей своего функционирования с учётом их конкретной специфики.

В хозяйственной практике предприятий административный и экономический подходы к проблемам управления качеством не реализуются изолированно один от другого, а тесно между собой интегрированы, в результате чего качество рассматривается как обязательный атрибут работы любой организации, но при этом политика качества характеризуется большей или меньшей степенью экономической рациональности.

Качество зависит от многочисленных и разнообразных  факторов технического, экономического, социально-психологического характера. Фирмы, ведущие целенаправленную, продуманную политику повышения качества своей продукции и услуг, используют для достижения поставленных целей большой арсенал методов, инструментов и средств. Условно они могут быть сгруппированы в три блока:

- методы обеспечения качества (методы контроля, методы испытаний, планирование испытаний, разработка методов обеспечения надежности, анализ проектов, кружки качества, статистические методы, самоконтроль);

- методы стимулирования качества (мотивация, система вознаграждений, рекламно-пропагандистская деятельность, компания качества, премии по качеству, кружки качества, самоконтроль);

- методы контроля результатов работы по качеству (учет и анализ затрат на качество, контроль документации, внутренние проверки, статистические методы, самоконтроль).

К методам обеспечения качества относятся прежде всего инженерно-математические методы, используемые для анализа и регулирования процессов на всех стадиях жизненного цикла продукции (разработка, изготовление, испытания, эксплуатация и т. д.), а также для отработки характеристик (планирование эксперимента, обеспечение надежности, анализ отказов).

К методам стимулирования относятся как обычные методы мотивации, так и специально разработанные для улучшения качества (проводимые в странах и во всемирном масштабе кампании качества, национальные премии по качеству и т. д.).

К методам контроля относятся методы оценки качества продукции, например, через анализ экономических показателей, через проверку документации как на продукцию, так и на систему качества. И контроль качества самой продукции. Отдельные методы одновременно относятся к разным блокам. Так, статистические методы являются одновременно и методами контроля, и методами обеспечения качества.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В России внимание к управлению качеством постоянно возрастает. Управление качеством,  при  этом,  является  одной  из  ключевых  функций  как  корпоративного,  так  и проектного  менеджмента,  основным  средством  достижения  и  поддержания конкурентоспособности  любого  предприятия. Управление  качеством,  выделившееся  в отдельную  дисциплину  в 20-е  годы, в  настоящее  время  органически  влилось  в  общий менеджмент организации.  Качество создается на всех стадиях производства. Не может быть качественным товар, который, хотя и соответствует всем техническим требованиям и спецификациям, не нужен  потребителю.  Основа  качества  товара  и  услуг - это  определение  потребностей потребителя.  Стадии  закупок,  найма  персонала,  производства,  хранения  и  доставки также пронизаны требованиями к качеству. На каждой стадии существуют свои методы и инструменты достижения качества.

Вместе с  тем  многие менеджеры до сих  пор  не до конца  осознают наибольшую важность проблемы  в  области качества. Так, основную часть рабочего времени  посвящают  «сиюминутным» проблемам и исправлению ошибок, а не планированию качества с самого начала.  Подход  к  качеству,  возникший  в  советские  времена  и  который  ограничивался контролем, «закручиванием гаек», наказаниями и штрафами за брак, на настоящий момент все  еще  доминирует.  Необходимо  время,  чтобы  владельцы  бизнеса  и  управляющие осознали,  что  управление  качеством  товаров  и  услуг,  основанное  на  планировании  и удовлетворении  потребителей – единственная основа  их  экономического  процветания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Аристов О.В. Управление качеством: учеб. для вузов. М.: ИНФРА-М, 2006.
  2. Басовски Л.Е., ПротасьевВ.Б. Управление качеством: учебник. М.: ИНФРА-М, 2008.
  3. Ильенкова С.Д., Ильенкова Н.Д., Мхитарян В.С. и др. Управление качеством: учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  4. Мазур И.И. Управление качеством: учеб. пособие. М.: изд-во «Омега-Л», 2008.
  5. Новицкий Н.И. Управление качеством продукции: учеб. пособие. Минск. Новое знание, 2006.
  6. Салимова Т.А., Ватолкина Н.Ш. История управления качеством: учеб. пособие. М.: КноРус, 2006.
  7. Салимова Т.А. Управления качеством: учебник. М.: изд-во «Омега-Л», 2008.
  8. Семенова Е.И., Коротнев В.Д., Пошатаев А.В. и др. Управление качеством. М.: Колос, 2006.



Информация о работе Современные тенденции в области управления качеством