Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:11, реферат
Методы контроля качества продукции. Сравнение американской и японской систем управления качеством продукции. Стимулирование повышения качества продукции.
Учреждение образования
«Белорусский торгово-экономический
университет потребительской
Реферат на тему:
«Специфика государственного управления качеством продукции»
Выполнил студент группы Е-31
Хомонько Александр
Проверила доц. Михалко М.Н.
Гомель 2011
Целью контроля качества является
обеспечение установленного качества
продукции, предупреждение брака, недопущение
выпуска недоброкачественной
Средствами контроля качества
продукции являются контрольно-измерительные
приборы, инструменты и автоматические
контрольные устройства. Особенно эффективны
автоматические средства контроля, встроенные
в технологическое
Виды контроля качества устанавливаются в зависимости от характера производства и требований к качеству продукции. Различают следующие виды контроля:
а) групповой -- по группе смежных операций, связанных с полной или частичной обработкой детали;
б) пооперационный контроль соблюдения технологического процесса в производстве большой сложности и точности;
в) выборочный -- контролируется некоторое количество продукции, отбираемое в качестве представителей;
г) сплошной -- осуществляемый над каждым изделием. По назначению контроль разделяется на промежуточный и окончательный.
Методы контроля качества продукции: внешний осмотр, проверка размеров, проверка механических и физических свойств, проверка на экологическую чистоту. Особое место занимает статистический метод технического контроля качества. Математической основой этого метода является теория вероятности. Для технологического процесса, находящегося в стадии статистического контроля качества продукции, можно установить статистический метод контроля, существенными чертами которого являются:
а) регулярность систематических наблюдений;
б) осуществление контроля выборочных проб;
в) нанесение результатов наблюдений на контрольный график;
г) использование результатов контроля для корректировки условий технологического процесса и предупреждения брака.
Экспертные методы оценки качества продукции основаны на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов и потребителя продукции. Их следует применять тогда, когда невозможно или затруднительно использовать более объективные методы контроля. Экспертный метод применяется также для характеристики эстетических свойств товара. В последние годы в мировой практике много внимания уделяют внутрифирменному контролю качества продукции, который получил название тотального контроля качества (TQC). Основные особенности этой системы состоят в следующем.
1. Перенос полномочий контроля качества с высшего звена управления на уровень низшего звена.
2. Развитие движения в рамках малых коллективов под названием «кружки качества».
3. Стремление к признанию на рынке на основе приоритета требований клиента.
4. Постепенное развитие на основе изучения прошлого опыта.
В каждом государстве в
силу ряда причин формируется специфическая
система управления качеством продукции.
Практика управления качеством прошла
несколько этапов. В 60-е годы применялась
система бездефектного
В последние годы, в связи с переходом к рыночной экономике, больше внимания стали уделять международным стандартам ИСО серии 9000 по обеспечению качества продукции. Эти стандарты находят все большее применение при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции у поставщика.
Во многих странах международные стандарты приняты в качестве национальных (Австрия, Великобритания, ФРГ, Швеция и др.).
Система управления качеством продукции отличается не только в каждом государстве, но и в фирме. Формирование ее зависит от задач, стоящих перед страной или фирмой, их спецификой и практическим опытом. Так, например, сравнение американской и японской систем управления качеством продукции (погоней за качеством), приведенное в журнале «Business week», свидетельствует о следующих особенностях:
1). Управленческая политика менеджеров
Япония. Разработка долгосрочного плана профилактики брака.
США. Работа по краткосрочному плану с устранением брака по ходу дела.
2). Основа управления
Поскольку качество японских
товаров высокое, и они теснят
национальные рынки многих стран, есть
основание для изучения и распространения
японского менеджмента
Условия, необходимые для
существования менеджмента
1. Укрепление организационной
структуры предприятия.
2. Участие в управлении
всех работников. Сплочение усилий
сотрудников фирмы дает
3. Качество превыше всего. Курс на обеспечение прибыли за счет приоритета качества.
4. Последовательная проверка,
анализ циклов управления
5. Выделение важнейших
вопросов и их
6. Факт-контроль на основе строгих данных.
7. Процесс-контроль. Контроль работы, а не результата.
8. Ориентация на потребителя.
9. Работник на следующем за мной участке -- тот же клиент-покупатель. Не допускать просачивания брака и неполадок на следующие фазы производства.
10. Своевременная корректировка управленческой политики.
11. Функциональный контроль.
Развитие горизонтальных
12. Приоритет человеческих
качеств. Полное раскрытие
Французский опыт менеджмента качества имеет много общего с японским.
Нуждается в осмыслении американский
вариант управления качеством продукции,
когда считается
Особое место в мировой
практике управления качеством продукции
занимают кружки качества как форма
привлечения работников предприятия
к осознанному участию в
С конца 70-х годов
движение по созданию кружков
качества приняло массовый
Кружок качества -- это небольшая группа (от 3 до 12 человек) рабочих или служащих одного производственного подразделения, которые регулярно (один раз в неделю) собираются и в течение часа (в рабочее или нерабочее время) обсуждают проблемы, возникшие в их работе. Коллективными силами под руководством лидера находят пути решения производственных задач и претворяют их в жизнь сами или с помощью специалистов.
Основные цели кружков качества сформулированы Японским союзом ученых и инженеров.
1. Содействовать вкладу в рост и развитие компании.
2. Создавать атмосферу,
в которой проявляется
3. Активизировать использование человеческого фактора.
В 1980 году Американское общество по контролю качества образовало специальный технический комитет по контролю качества, в состав которого вошли консультанты, ученые, специалисты. Комитет издает и распространяет литературу, анализирует деятельность кружков качества, консультирует фирмы по вопросам их организации.
Зарубежный опыт показывает, что при видимой простоте работы кружков, их создание не проходит гладко. Здесь бывает много неудач. Среди главных причин формальной деятельности кружков качества -- поспешность, отсутствие стимулов и должного стиля руководства. Единой универсальной модели создания и функционирования кружков качества для каждой страны и фирмы не существует. Везде они имеют свои особенности и мотивационный механизм. Однако есть основные принципы организации кружков качества.
1. Добровольное участие в кружках.
2. Отношение к рабочим
(служащим) со стороны менеджеров
и специалистов как к активным
членам трудового коллектива, которые
хотят содействовать
3. Создание атмосферы доверия и уважения к каждому работнику фирмы.
Стимулирование повышения
качества продукции рассматривается
с двух точек зрения: стимулирование
объекта (предприятия) и субъекта (работника).
В условиях рыночной экономики стимулирование
предприятия осуществляется путем
роста объема продаж и прибыли
фирмы, выпускающей высококачественную
и конкурентоспособную
Мотивация труда работников
за высокое качество продукции осуществляется
по трем направлениям: материальное, моральное
и организационно-техническое
Моральное поощрение проявляется в разных формах: престижность работы в известной фирме, разовые персональные знаки отличия.
Организационно-техническое стимулирование реализуется через кружки качества, где работники, имеющие большой творческий потенциал, имеют возможность осуществить свои рационализаторские предложения и изобретательские способности. Участие в кружках качества, кроме того, для отдельных работников сопровождается материальным (разовым) и моральным поощрением.
Информация о работе Специфика государственного управления качеством продукции