Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 05:05, контрольная работа
Цель контроллинга – своевременное установление причин откло-
нения в целях внесения поправок в стратегию фирмы до возникновения
оперативных недостатков.
Контроллинг подразумевает сравнительный анализ плановых и фактических показателей и, как следствие, расчёт хозяйственных результатов. Контроллинг подразделяется на оперативный и стратегический.
Стратегический контроллинг направлен на координацию и выполнение долгосрочных целей предприятия. Качественные показатели плана или разрабатываемые стратегии дополняются конкретным цифровым материалом оперативного контроллинга. В литературе дается следующее лаконичное определение: стратегический контроллинг связан с понятием «делать правильное дело»; оперативный контроллинг – «делать дело правильно». Стратегический контроллинг должен помогать предприятию эффективно использовать имеющиеся у него преимущества и создавать новые потенциалы успешной деятельности в перспективе. Служба стратегического контроллинга выступает в качестве внутреннего связующего звена между менеджерами исобственниками предприятия при выработке стратегии, стратегических целей и их задач.
Стратегический контроллинг – важнейшая составляющая контроллинга управляющая внешней средой, стратегическим факторами
успеха, альтернативными стратегиями, стратегическими целями.
Стратегический контроллинг направлен на реализацию долгосрочных стратегий и программ. Цель стратегического контроллинга – формирование системы управления и планирования, которая позволила бы движение фирмы к намеченной стратегической цели своего развития. Стратегический контроллинг призван обеспечить эффективное существование фирмы на длительную перспективу, формирование и управление потенциалом успеха организации.
Цель контроллинга – своевременное установление причин откло-
нения в целях внесения поправок в стратегию фирмы до возникновения
оперативных недостатков.
С учетом современного развития можно выделить следующие задачи стратегического контроллинга:
системы альтернативных стратегий;
“слабыми местами”;
контроллинга;
Для реализаций целей и задач стратегического контроллинга необходимо владеть методами и инструментами стратегического контроллинга. К методам и инструментам стратегического контроллинга можно отнести:
− анализ баланса, расчет прибыли и убытков;
− расчет затрат и производительности;
− отчетность;
− система информации, планирования и контроля;
− система показателей;
− краткосрочный и среднесрочный расчет успеха;
− расчет суммы маржи и брейк–эвен–анализ;
− АВС–анализ;
− расчеты рентабельности капиталовложений и экономичности;
− программы снижения затрат и рационализации;
Основные положения и этапы реализации.
Стратегический контроллинг является составной частью концепции стратегического управления. Он выполняет вспомогательные функции при постановке и достижении стратегических целей , содержание которых заключается в обеспечении долгосрочного выпуска продукции .
Стратегический контроллинг
понимается как распознавание будущих
шансов и риска предприятия с
целью обеспечения устойчивого
потенциала предприятия в будущем.
Стратегический контроллинг представляет
собой координацию
Основные этапы реализации стратегического контроллинга:
1) Поддержка стратегического планирования. На этом этапе стратегический контроллинг участвует в анализе и развитии инструментов и методов стратегического планирования; координирует сбор и подготовку важнейшей информации о рынках, конкурентах, а также о слабых и сильных сторонах самого предприятия. Стратегический контроллинг организует процесс выбора стратегии и воплощение стратегических целей в конкретных мероприятиях.
2) Переход от стратегического
планирования к оперативному.
Стратегический контроллинг
позволяет определить, насколько
точны и конкретизированы
3) Проведение стратегического контроля. Контроллинг создаёт систему раннего предупреждения на основе сбора информации и её контроля. Кроме того, стратегический контроллинг непрерывно контролирует процесс планирования и собирает сведения об отклонениях фактических показателей.
Превращение показателя в аддитивную модель отражает способность показателя к разложению на модель, состоящую из слагаемых.
Каждое слагаемое должно иметь экономический смысл и отражать стратегию анализа и управления. Проще строить аддитивную модель на основе абсолютного показателя. Аддитивному разложению подлежит большинство абсолютных показателей.
Например, выручку, можно разложить на выручку по продуктам, по цехам и т.д. Аналогично можно разложить и себестоимость по элементам.
Сложнее обстоит дело с относительными показателями. К сожалению не все относительные показатели всегда можно превратить в аддитивные модели.
Попробуем построить аддитивную модель на основе обратно-
го показателя эффективности:
Эп2 = БИ/В
Разложим бухгалтерские издержки на слагаемые. Для этого воспользуемся Положением о составе затрат, относимых на себестоимость.
Однако для построения модели ограничимся следующими составляющими ее показателями:
• Материальные затраты (МЗ);
• Затраты на оплату труда (ЗОТ);
• Износ (И);
• Затраты на рекламу (РР);
• Командировочные расходы (КР);
• Представительские расходы (ПР);
• Прочие расходы относимые на себестоимость (ПрИ).
Каждое из слагаемых необходимо разделить на выручку:
Эп2 = БИ/В = МЗ/В + ЗОТ/В + И/В + РР/В + КР/В + ПР/В + ПрИ/В
Мы выделили лишь 6 элементов себестоимости. Все остальные
ограничено вошли в собирательный показатель ПрИ.
Каждое из слагаемых отражает насколько эффективно использовали тот или иной ресурс.
Экономика любого предприятия зависит от эффективности использования трех видов ресурсов:
• Материальные ресурсы;
• Люди;
• Основные фонды.
В нашей модели эффективность использования материальных ре-
сурсов отражает показатель материалоемкости (Мп):
Эффективность использования трудовых ресурсов (Этр) можно
измерить с помощью следующего показателя:
Следует заметить, что данный показатель отражает отношение за-
трат на трудовые ресурсы к выручке. Эффективность использования основных фондов чаще измеряют с помощью фондоемкости и фондоотдачи.
Однако с точки зрения текущей сравниваемой эффективности такой подход не совсем корректен, так как издержки берутся прошлые, а выручка на текущий момент. Будет вполне корректно, если мы будем соотносить текущие издержки и текущую выручку. К текущим издержкам эксплуатации основных фондов относят “износ”. Таким образом эффективность использования (Эоф) можно рассчитать:
Эоф = И/В
Остальные показатели отражают эффективность использования расходов на рекламу, командировочных расходов, представительских расходов и прочих издержек.
Следует заметить, что построение аддитивных относительных моделей позволяет решить еще одну проблему для большинства предприятий – перейти от бюджетного планирования к нормативному.
Возьмем к примеру расходы на рекламу. В большинстве компаний, как правило, это бюджетная величина. Например, в компании А в
феврале 2010 года расходы на рекламу составили 395700 тыс. руб. Это
бюджетная величина, чтобы перейти к нормативному подходу необходимо разделить сумму расходов на рекламу на выручку. Если величина
расходов для текущего периода была оптимальной, то мы получим норматив:
PP/B== 0,005
Аналогично можно поступить и с другими показателями.
В заключении следует заметить, что аддитивные модели могут
быть построены и по показателям, входящим в первичную аддитивную
модель. Тем самым можно констатировать, что можно построить систему аддитивных моделей.
Список использованной литературы
1. Мамонтова О.В. Контроллинг – новая парадигма управления. // Менеджмент организации. – Зб. Статей: Ч.2. – К.: Пед. Преса, 2004. – С. 42-60.
2. Петренко С.Н. Контроллинг / Учебное пособие. – К.: Ника-Центр, Эльга, 2003. – 328 с.