Стратегическое планирование менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

В связи с чем, главной целью данной курсовой работы является определение сущности и организации стратегического планирования на предприятии, а также выявление особенностей стратегического планирования в современных условиях.

При написании курсовой работы я определила следующие задачи:

Рассмотреть основные характеристики стратегического планирования;
Раскрыть сущность стратегического планирования;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….3
Теоретическая часть………………………………………………………..5
Основные характеристики стратегического планирования………5
Сущность стратегического планирования менеджмента…..........10
Состав реализации стратегического планирования менеджмента………………………………………………………..14
Место стратегического планирования в сложившейся системе управления организацией………………………………………….21

Практическое применение основных стратегических планирований………………………………………………….………..…23
Организационная характеристика ОАО « Лента »……………....23
Процесс стратегического планирования на ОАО «Лента»……...26
Политика в области качества ОАО «Лента»……………………..29
Цели в области качества ОАО «Лента»…………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….32
Литература………………………………

Файлы: 1 файл

kursach_po_osnovam.docx

— 211.68 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Инженерно-экономический институт

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Основы теории управления»

 

на тему: «Стратегическое планирование менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы УП 12-1

Швецова Ю.В.

Проверил: Шестакова А.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2013

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….3

  1. Теоретическая часть………………………………………………………..5
    1. Основные характеристики стратегического планирования………5
    2. Сущность стратегического планирования менеджмента…..........10
    3. Состав реализации стратегического планирования менеджмента………………………………………………………..14
    4. Место стратегического планирования в сложившейся системе управления организацией………………………………………….21

 

  1. Практическое применение основных стратегических планирований………………………………………………….………..…23
    1. Организационная характеристика ОАО « Лента »……………....23
    2. Процесс стратегического планирования на ОАО «Лента»……...26
    3. Политика в области качества ОАО «Лента»……………………..29
    4. Цели в области качества ОАО «Лента»…………………………..30

Заключение……………………………………………………………………….32

Литература……………………………………………………………………….34

Приложения…………………………………………………………………..….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Разработка, внедрение и реализация стратегии — приоритетные задачи менеджмента, поэтому всегда есть спрос на менеджеров, способных активно формировать будущее компании. Менеджеры разрабатывают стратегию и отвечают за выбор модели бизнеса компании. Стратегия создает ориентиры производительности, представление о конкурентных преимуществах, план действий для удовлетворения покупателей и достижения высокой производительности. Без тщательно сформулированной стратегии деятельность организации теряет смысл, утрачивает конкурентоспособность, ведет к внутреннему застою и ухудшению результатов. 
 
Важнейшей предпосылкой эффективного функционирования предприятий в условиях рыночной экономики является четко организованная система внутрифирменного планирования. 
Крупнейшие компании практически во всех развитых странах всегда придавали ему первостепенное значение. В то же время стратегическое планирование, определяющее ориентиры деятельности на длительную перспективу, существенной роли не играло. Однако приблизительно с середины 60-х годов отношение к стратегическому планированию изменилось, и ему стали уделять все большее внимание. Стратегическое планирование стало важнейшим направлением научных разработок ученых и специалистов, работавших в сфере управления корпорациями, а затем и хозяйственной практики крупных и средних фирм.  
 
К настоящему времени стратегическое планирование является одним из основных направлений науки менеджмента, что в немалой степени способствует эффективной деятельности многих зарубежных компаний.  
 
Внедрение стратегического планирования позволяет сочетать решение текущих задач фирмы с перспективными, более полно использовать ее потенциальные возможности и укреплять рыночные позиции в конкурентной среде, разрабатывать качественные товары, отвечающие требованиям рыночной конъюнктуры. 
 
Таким образом, выбранная тема является актуальной в настоящее время, особенно учитывая настоящие условия мирового финансового кризиса. Актуальность темы исследования определяется еще и                        недостаточной разработкой в экономической литературе и научных исследованиях проблем сущности, значения и организации стратегического планирования, способствующего приспособлению предприятий к функционированию в быстро изменяющихся рыночных ситуациях и в условиях жесткой конкуренции. 
 
В связи с чем, главной целью данной курсовой работы является определение сущности и организации стратегического планирования на предприятии, а также выявление особенностей стратегического планирования в современных условиях. 
 
При написании курсовой работы я определила следующие задачи:

 

  1. Рассмотреть основные характеристики стратегического планирования;
  2. Раскрыть сущность стратегического планирования;
  3. Изучить состав реализации стратегического планирования менеджмента;
  4. Определить место стратегического планирования в сложившейся системе управления организацией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теоретическая часть
    1. Основные характеристики стратегического планирования 

Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия.

 

Цель процесса стратегического планирования – добиться роста прибыли и бизнеса в целом посредством приобретения большого числа потребителей, клиентов, покупателей; долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы. 

Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования: 

 
1. Распределение  ресурсов. Данный процесс включает  в себя распределение ограниченных  организационных ресурсов, таких  как фонды, дефицитные управленческие  таланты и технологический опыт.  
2. Адаптация к внешней среде. Адаптация охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с ее окружением. Предприятиям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.  
3. Внутренняя координация. Включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии является неотъемлемой частью управленческой деятельности.  
4. Организационное стратегическое предвидение. Эта деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации предприятия, которое может учится на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность предприятию правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления. Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования, она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса. 

Основными признаками стратегического планирования являются:

 
– цель планирования – долгосрочное обеспечение существования и обеспечения реализации миссии фирмы; 
– носитель идеи планирования - высший менеджмент; 
– проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования; 
– горизонт планирования – длительные сроки; 
– охват – глобальный, широкий спектр альтернатив; 
– принципы – изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Стратегическое планирование включает в себя три основных этапа:

 
– анализ внешней и внутренней среды; 
– формулировка миссии (смысла существования) и целей организации; 
– разработка стратегии.

Стратегия – образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации. Определение сферы бизнеса, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач (программ), определение стратегии достижения цели образует стратегический план.

Миссия организации – выражение ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства, устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации?

Основными этапами стратегического управления являются:

 
1. Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы. 
2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности. 
3. Определение стратегии достижения целей деятельности. 
4. Разработка и реализация стратегии;  
5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.

Стратегии концентрированного роста: 
– стратегия усиления позиции уже освоенных продуктов на знакомом рынке (например, за счет маркетинговых усилий); 
– стратегия поиска новых рынков для уже производимого продукта; 
– стратегия разработки нового продукта на уже освоенном рынке.

Стратегии интегрированного роста:

 
– стратегия обратной вертикальной интеграции (интеграция с поставщиками); 
– стратегия вперед идущей интеграции (интеграция с дистрибьюторами и торговыми организациями).

Стратегии диверсифицированного роста: 
– стратегия центрированной диверсификации (поиск дополнительных возможностей для изготовления новых продуктов на неизменной производственной базе); 
– стратегия горизонтальной диверсификации (производство новой продукции по новой технологии, отличной от используемой на освоенных рынках); 
– стратегия конгломератной диверсификации (фирма расширяется за счет производства новых продуктов, технологически не связанных с производимыми; новые продукты реализуются на новых рынках).

Стратегии сокращения:

 
– стратегия ликвидации бизнеса; 
– стратегия «сбора урожая» (сокращение закупок и затрат на рабочую силу, получение максимальных доходов от реализации имеющихся продуктов в краткосрочной перспективе); 
– стратегия сокращения (закрытие или продажа подразделений или бизнес-единиц, обеспечивающих невысокую степень синергитичности); 
– стратегия сокращения расходов (разработка мероприятий по сокращению затрат).

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет). Оно касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.

Существует несколько типов стратегических решений:

 

Корпоративная стратегия показывает как корпорация, осуществляющая диверсифицированную деятельность, планирует реализовать свою миссию. Бизнес-стратегия свидетельствует, как каждый вид бизнеса в рамках диверсифицированной деятельности будет вносить свой вклад в корпоративную стратегию. Функциональные стратегии описывают стратегическую направленность каждой функции (например, логистической, маркетинговой, инвестиционной и др.), реализуемой в организации. Таким образом, стратегии более высокого уровня задают цели и общую направленность организации, а функциональные стратегии показывают, как их можно реализовать.

Для организации эффективного планирования на предприятии должна существовать система планирования, т.е. упорядоченная структура отдельных видов планирования.

К наиболее общим методам, применяемым для разработки планов, относятся следующие: переговоры, корректировка предыдущих планов, различные интуитивные методы, графические методы, вычисление с помощью электронных таблиц, имитационное моделирование, экспертные системы, математические модели (математическое программирование, сетевое планирование и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность стратегического планирования менеджмента

 

В понятие "планирование" входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы взаимосвязаны между собой.

 

Сам процесс планирования проходит четыре этапа:

 

- разработка  общих целей;

- определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет);

-   определение путей и средств их достижения;

- контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

 

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия базируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимосвязывались с имеющимися условиями. Поэтому планы содержат в себе так называемые резервы, однако слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения плана.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия.

 

Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:

- распределение  ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;

- адаптация  к внешней среде;

- внутренняя  координация

(координация  стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);

- осознание  организационных стратегий (осуществление  систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план. Он должен разрабатываться с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно - сбытовые нужды.

Информация о работе Стратегическое планирование менеджмента