Техническое регулирование Республики Казахстан проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 11:07, доклад

Описание работы

Стратегической задачей технического регулирования является обеспечение максимальной экономической эффективности производства при условии обеспечения охраны жизни, здоровья людей, окружающей среды т.е. сохранение ноосферы.
При единой стратегической задаче техническое регулирование Республики Казахстан состоит из ряда направлений.
Обеспечение промышленной безопасности.
Обеспечение безопасности и охраны труда.
Обеспечение экологической безопасности.
Обеспечение пожарной безопасности.

Файлы: 1 файл

Веснин В.Н.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

Техническое регулирование  Республики Казахстан

проблемы  и  пути их решения

 

Стратегической задачей технического регулирования является обеспечение  максимальной экономической эффективности  производства при условии обеспечения  охраны жизни, здоровья людей, окружающей среды т.е. сохранение ноосферы.

При единой стратегической задаче техническое  регулирование Республики Казахстан  состоит из ряда направлений.

Обеспечение промышленной безопасности.

Обеспечение безопасности и охраны труда.

Обеспечение экологической безопасности.

Обеспечение пожарной безопасности.

Предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Повышение экономической эффективности  производства.

 

Оценка состояния технического регулирования и его проблемы.

 

Система технического регулирования в Республики Казахстан базируется на технической базе бывшего Советского Союза  и имеет все противоречия как присущие системе технического регулирования в Советском Союзе так и проблемы появившиеся в связи с переходом от обще государственной  к частной  форме собственности на средства производства.

Система технического регулирования  Советского Союза состояла из ГОСТов СНиПов, СанПинов, правил, инструкций, положений, методических указаний, циркуляров, регламентирующих писем и так  далее.

Только наименований регулирующих  технических документов около двух десятков.

По разным направлениям эта система  находилась в разной степени систематизации. Так ГОСТы СНиПы и СанПины  были достаточно четко идентифицированы и носили системный характер.

 Все остальные документы имели отраслевой характер и как следствие не имели единой государственной классификации и унификации.

 Государственные учреждения,  руководившие  отраслями экономики  имели свои системы технического  регулирования и выступая одновременно  в роли собственника от имени государства, осуществляли правовое регулирование, организацию производства, экономическое и техническое регулирование в отрасли.

По разным оценкам в техническом  регулировании учувствовало от десяти до пяти десяти тысяч нормативных  документов, единой системы нормативно технической документации не было, но тем не менее, действующая схема обеспечивала с достаточной степенью эффективность производства.

В связи переходом от  государственной  формы собственности на средства производства к частной и изменениям конституции Республики Казахстан возник ряд вопросов в системе технического регулирования, в частности:

Все ограничения прав и свобод субъектов  права могут быть введены только законами.

Не допускается вмешательство  государства в организацию производства, в экономическую деятельность субъектов права.

Создание единой правовой системы  технического регулирования отвечающей вновь возникшим производственным отношениям.

 Исходя из анализа технического  регулирования  в Республики  Казахстан вытекают задачи требующие своего решения:

 Выработка законов имеющих  правовые нормы прямого действия  в области технического регулирования.

Исключения из всех нормативно правовых актов норм правового регулирования  по своей сути являющихся вмешательством со стороны государства в организацию производства и экономическую деятельность хозяйствующих субъектов противоречащим конституции Республики Казахстан.

Создание единой взаимоувязанной  целостной системы технического регулирования  в Республики Казахстан.

Исходя из вышеизложенного, определился ряд уровней построения схемы технического регулирования.

  1. Первый уровень

Законы в области промышленной, экологической безопасности, безопасной охраны труда, экологической безопасности, в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При этом необходимо четко разграничить функции и полномочия государственных  уполномоченных органов с целью  избежание дублирования функций, их накладок одна на другую, единообразного изложения требования норм законов, применение правовых норм прямого действия.

  1. Второй уровень.

Нормативно правовые акты, принятые в развитие требований норм законов. Потенциально количество таких актов  должно сводиться к нулю, так как  правовые нормы должны быть прямого  действия и содержаться только в  законах.

  1. Третий уровень.

Уровень нормативных актов. Нормативные  акты должны содержать только технические  требования к тем или иным производственным процессам, носящим обязательный для  исполнения характер.

  1. Четвертый уровень.

Технические документы, носящие рекомендательный характер. При отсылке в нормативных актах на документы носящие рекомендательный характер, рекомендации данного документа должны переходить в разряд обязательных требований.

Во всех остальных случаях хозяйствующий  субъект вводит рекомендованные нормы в разряд обязательных требований для своего производства, либо разрабатывает свои требования обеспечивающие безопасность производства  и сохранение ноосферы.

К нормативно правовым актам должны относиться акты, утверждаемые правительством Республики Казахстан. К ним следует отнести технические регламенты и другие, нормативно правовые акты, имеющие межотраслевое значение.

К нормативным актам должны относиться  акты, содержащие технические требования,  носящие обязательный характер в  указанной в них сфере применения. Данные акты должны утверждаться уполномоченным органом, осуществляющим регулирование в данной сфере, установленной законом Республики Казахстан. Круг документов в данной сфере необходимо ограничить, объединив  их под одним общим названием, например «правила».

К методическим рекомендациям должны относиться все остальные технические  документы, не содержащие обязательных требований, но влияющие на безопасность производства и сохранение ноосферы. Методические рекомендации должны подлежать согласованию с уполномоченным органом в сфере регулирования установленной  законом.

С точки зрения введения прямых норм правового регулирования в законы Республики Казахстан процесс осознан  и идет достаточно уверенными темпами. Так окончательно закон «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах» по нашим оценкам будет принят в 2008 году.

Значительно больший и сложный  объем работ предстоит по приведению в соответствие с законами всей подзаконной  базы технического регулирования, определения места и сферы действия всех нормативных актов. Так на данном этапе на уровне нормативно правовых актов должны быть разработаны технические регламенты, в которые должны быть пересмотрены и включены требования соответствующих правил по устройству и эксплуатации, СНиПов, ГОСТов имевших в бывшем СССР обязательный характер.

 Регламенты по своей сути  будут носить статический характер  и безусловно, требуют разработки  на уровне технических регламентов  правил промышленной безопасности, отражающих динамические процессы при применении технических регламентов. Это очень сложный и длительный процесс, требующий значительных финансовых затрат при наличии высококвалифицированного персонала. Основной задачей технического регулирования является обеспечение безопасности производства и сохранение ноосферы.

 С точки зрения экономической  эффективности производства главенствующая  роль принадлежит стандартам. Являясь  сугубо добровольными, стандарты  становятся обязательными только  при отсылке на них технических  регламентах и правилах.

 ГОСТы являются документами  определяющими общественно признанный  минимальный уровень затрат на  выполнение технических норм  при проведении технологических  процессов, прямо влияющие на  затраты производства и уровень  прибыли получаемый товаропроизводителями или субъектами оказывающими им услуги в процессе товарного производства.

 Не вдаваясь в цели и  задачи, влияние стандарта на  общественные затраты производства, они давно получили свою оценку, предлагаем методику определения  влияния стандартов на экономическую эффективность принимаемых технических решений.

 С достаточной степенью доказательности  влияние стандартов на стоимость  принимаемых проектных решений  можно применить схему графического  анализа. 

 Рассмотрим два возможных  случая:

  1. Стандарты гармонизированы и соответствует друг другу, стоимость проекта условно принимаем за 100%

Строим диаграмму  в процентном масштабе.

 


 

 

 

 

При гармонизированных стандартах  суммарный вектор ОА1 и  В1 равен  вектору стоимости ОС, их сумма равна нулю, т.е. влияние стандартов на стоимость проекта минимальна оптимизирована.

  1. Стандарты не гармонизированы, принимаемые технические решения не взаимоувязаны.

 

Строим диаграмму  в процентном масштабе.

 

 

 

 

Проведя сложение векторов получаем вектор ОС1  достаточной степени точности, дающей процент удорожания проектного решения принятого на основании не гармонизированных стандартов


Информация о работе Техническое регулирование Республики Казахстан проблемы и пути их решения