Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 20:11, реферат
Стандартизация на современном этапе определяет суть технической политики в народном хозяйстве всех стран мира и по существу является техническим законодательством.
В СССР Государственная система стандартизации была введена в действие с 1 января 1970 года. Принципиально новым является то, что в единую систему объединены работы по стандартизации.
Введение………………………………………………………………………………….
1. Понятие стандартизации…………………………………………………………….
2. Цели, принципы, функции стандартизации………………………………………..
3. Методы стандартизации…………………………………………………………….
4. Государственная система стандартизации в России (ГСС РФ)…………………..
Заключение……………………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………………………
4. Государственная
система стандартизации в России (ГСС
РФ)
ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. Указанный фонд представляет четырехуровневую. систему.
Техническое законодательство.
Государственные
стандарты, общероссийские классификаторы
технико-экономической
Стандарты
отрасли и стандарты научно-
Стандарты
предприятий и технические
Техническое
законодательство является правовой основой
ГСС. Оно представляет совокупность законов
РФ, подзаконных актов по стандартизации
(постановлений Правительства РФ, приказов
федеральных органов исполнительной власти),
применяемых для государственного регулирования
качества продукции, работ и услуг.
В ряде промышленно развитых
стран национальные системы
За рубежом действует множество законов
в области стандартизации качества и защиты
интересов потребителей. Так, в США еще
в начале века были приняты законы о качестве
мяса и молока. К середине 70-х гг. количество
законов, направленных на защиту интересов
потребителей, достигло 150. Среди них Закон
об обеспечении безопасности движения
автомобильного транспорта, Закон о достоверности
рекламных средств и информационных этикеток.
Закон о защите детей и обеспечении безопасности
игрушек и пр.
В Японии в сфере
Закон о стандартизации и маркировке сельскохозяйственной продукции. Закон о питании. Закон о стандартизации промышленных товаров и Закон о маркировке предметов бытового назначения; в 4-ю группу входят шесть законов, в том числе Закон об обозначении качества предметов домашнего обихода, Закон об обеспечении безопасности товаров широкого потребления. Законы трех остальных групп (22 закона) направлены на недопущение ограничений конкуренции, укрепление позиций потребителей, повышение уровня осведомленности в их отношениях с производителями и сбытовиками, рациональную организацию повседневного быта и т.д.
Техническое законодательство хорошо развито в Европейском Союзе (см. с. 84).
Нормативные
документы II уровня представлены: государственными
стандартами Российской Федерации;
межгосударственными
По состоянию на 1 января 1999 г.
в федеральном фонде находилось
22 тыс. государственных
Техническими регламентами II уровня являются: государственные и межгосударственные стандарты (далее — государственные стандарты), содержащие обязательные требования; правила по стандартизации, метрологии, сертификации; общероссийские классификаторы.
Нормативные документы III уровня представлены стандартами, сфера применения которых ограничена, определенной отраслью народного хозяйства — отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности — стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО).
Категория ОСТ введена еще в 60-е гг., поэтому их фонд является достаточно обширным (около 30 тыс.).
Категория СТО впервые введена
в 1992 г. Одним из первых
Нормативные документы IV уровня представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) — стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ).
ТУ могут выступать в роли
технических и нормативных
Общие требования к разработке СТП установлены вышеупомянутым ГОСТ Р 1.4.
Характеристика стандартов разных категорий дана в подразделе 3.3, технических условий — 3.8.
Важнейшими
структурными элементами ГСС являются
органы и службы стандартизации; комплекс
стандартов, система контроля за внедрением
и соблюдением стандартов.
Особенности организации проведения работ по стандартизации на современном этапе, выбора приоритетных направлений стандартизации определяются тремя обстоятельствами
необходимостью, выполнения Соглашения по техническим барьерам в торговле как условия присоединения России к ВТО и членства в этой организаций;
условиями
проекта “Развитие
необходимостью
финансирования работ по государственной
стандартизации не только за счет государственного
бюджета, но и внебюджетных источников
(средств хозяйствующих
В перспективе предстоит решать ряд задач.
1. Интенсивное развитие работ по стандартизации в приоритетных направлениях.
Как и прошлое пятилетие (1992—1997- гг.), приоритетными направлениями остаются: экология и безопасность (в первоочередном порядке должны решаться задачи стандартизации детского питания, пищевых продуктов с повышенным риском токсикологического воздействия на человека, потенциально опасной техники);
информационные технологии;
ресурсосбережение.
В число приоритетных за последнее время выдвинулись:
нормативное обеспечение качества продукции с целью защиты прав потребителей — внесение в стандарты на продукцию требований безопасности, стандартизация идентификационных параметров и методов их определения для предотвращения фальсификации продукции (алкогольная и табачная продукция, косметика и парфюмерия и т.п.);
стандартизация бухгалтерской и банковской деятельности;
стандартизация услуг по оценке имущества.
2.
Формирование технического
Развитие технического законодательства (технических регламентов) должно осуществляться в следующих направлениях:
разработка по конкретным группам и видам продукции или деятельности законодательных актов, которые должны определять особенности (или более жесткие режимы, чем это принято в основополагающих законах) проведения работ по стандартизации, метрологическому обеспечению и сертификации;
включение
непосредственно в
Предполагается, что законы должны разрабатываться в двух основных случаях: если в рамках процедур разработки стандартов не удается достигнуть консенсуса, в связи с чем принятие стандартов затягивается или откладывается на неопределенное время, а необходимость регулирования параметров продукции (работ, услуг) на общегосударственном уровне стала очевидной; когда несоблюдение требований по ранее принятым действующим стандартам, имеющим общегосударственное значение, приобретает систематический характер.
3.
Выполнение условий
обеспечение гармонизации отечественных стандартов с международными;
информационное взаимодействие с государствами - членами ВТО.
Решение первой задачи следует увязывать с возможностью финансирования работ. В первую очередь должна осуществляться гармонизация стандартов в тех областях, где зафиксировано наличие технических барьеров.
Для решения задачи информационного взаимодействия с государствами — членами ВТО создан Центр обработки запросов (НИЦ ВТО), касающихся отечественных и зарубежных стандартов. Технически работа этого Центра должна обеспечиваться телекоммуникационной компьютерной сетью, основными пользователями которой будут международные и зарубежные экспортеры и импортеры. Как уже отмечалось выше, разработка и внедрение указанной сети — основной объект, финансируемый МБРР.
Взаимодействие в рамках ВТО также предполагает опубликование не реже одного раза в шесть месяцев программы работ по стандартизации; выявление отступлений (различий) в отечественных НД от международных стандартов и направление в секретариат ВТО соответствующих уведомлений (нотификаций); представление по запросам членов ВТО копий проектов НД.
4.
Актуализация действующего
Она должна осуществляться в темпах, соответствующих передовой зарубежной практике стандартизации (сейчас в России ежегодное обновление НД находится в пределах 2%, тогда как в ЕС, США, Японии - 10-12%).
5. Повышение роли добровольных стандартов. Добровольные стандарты, заключая в себе рекомендуемые требования, предпочтительны для применения в целях повышения конкурентоспособности продукции (услуг). Переход в России на полностью добровольный характер применения стандартов должен быть постепенным. Его полному завершению должны предшествовать: расширение масштабов законодательного регулирования безопасности и качества продукции; более широкое использование субъектами хозяйствования практики применения ссылок на стандарты в договорах (контрактах) и другой коммерческой документации.
К сугубо добровольным стандартам на современном этапе можно отнести в первую очередь стандарты с перспективными требованиями, опережающими возможности традиционных технологий; стандарты разных категорий на основе международных (региональных) стандартов и национальных стандартов ведущих стран, уровень требований которых превосходит отечественные государственные стандарты, а их массовое внедрение является капиталоемким мероприятием.
6.
Широкое участие субъектов
Сознавая
особую социальную значимость обеспечения
населения безопасными и высококачественными
продуктами питания, разработку стандартов
на продовольственные товары спонсируют,
например, такие организации, как Калининградский
ЦСМ, Ростест—Москва, журнал “Стандарты
и качество”,, Национальный фонд защиты
потребителей. Так, например, последняя
организация организовала и профинансировала
разработку первого отечественного стандарта
на йогурт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информация о работе Теоретические основы и перспективы направления стандартизации